7.3. Управленческий учет как основа контроллинга
Основополагающий элемент системы контроллинга на предприятии –
управленческий учет. Зачастую само понятие контроллинга ассоциируется
с понятием управленческого учета, но это не совсем верно: основная
__________задача управленческого учета – предоставление релевантной информации
для принятия управленческих решений; функции контроллинга шире, они
включают в себя не только управленческий учет, но и планирование,
контроль, координацию, а также выработку рекомендаций для принятия
управленческих решений.
Типовая система бухгалтерского учета ориентирована прежде всего
на внешнюю отчетность, а система управленческого учета предназначена
для решения внутренних задач управления предприятием и является его
ноу-хау. Параллельные информационные системы, как правило,
нерентабельны и не всегда информативны из-за сбоев в повторном учете,
поэтому возникает потребность в интегрированной системе учета.
В менеджменте учет представляет собой сбор, регистрацию и
обобщение всей информации, необходимой руководству компании для
принятия управленческих решений. По оценке западных бухгалтеров,
именно на постановку и ведение управленческого учета тратиться до 90%
времени и ресурсов, в то время как на традиционный финансовый учет
уходит только оставшаяся часть.
Для того чтобы управлять, надо контролировать различные
компоненты бизнеса: труд, ценообразование, рентабельность, распре-
деление ответственности и др. Тенденция управленческого учета – охват
всех сторон бизнеса.
Отличительным признаком управленческого учета, который
необходимо учитывать при создании информационной системы (ИС),
является интегрированность. Можно выделить вертикальную и
горизонтальную интеграцию.
107
Горизонтальная интеграция предполагает сопоставимость данных в
учетных блоках.
Вертикальная интеграция охватывает цикл принятия
управленческих решений: план – организация выполнения плана – учет –
контроль – анализ – регулирование. Естественно, учетный компонент –
лишь одна из сторон этой интеграции.
Так как узловым моментом в интеграции является сопоставление
затрат и доходов, то наиболее важными становятся операции управления
доходами, управление расходами и управление результатами через
влияние как на доходы, так и на расходы. Такой подход влечет разделение
по центрам ответственности: а также регламентацию и анализ
взаимодействия структурных подразделений, внутрифирменный анализ
рентабельности и других показателей. Вертикальная интеграция является
непосредственным отражением концепции контроллинга и должна быть
отражена в архитектуре информационной системы.
1. Система управленческого учета предполагает выбор системы
показателей, на основании которых происходит оценка результатов
деятельности и текущего состояния, а также планирование направлений
развития. Можно выделить пять основных шагов построения
взаимосвязанных оценочных показателей для предприятия в целом и его
подразделений.
2. Выбор основного показателя, который удовлетворял бы цели
руководства. В качестве такого показателя могут выступать операционная
прибыль, чистая прибыль, рентабельность инвестиций, продаж или другие
показатели. Характерно, что комплексная оценка деятельности не
сводится к оценке одного показателя. В этом случае могут быть
использованы обобщенные показатели.
3. Фиксация методов исчисления составляющих показателей.
В частности, при оценке прибыли могут быть использованы различные
схемы отнесения затрат на прямые и косвенные издержки.
4. Определение временного момента расчета показателя.
5. Выработка стандартов требований к подразделениям.
В частности, классификация подразделений на профит-центры, сервис-
центры и центры затрат определяет различие в системе оценок этих
подразделений.
6. Определение периодичности отчетов и справочных сводок.
На большинстве российских предприятий система управленческого
учета встроена в систему обычного финансового учета, но надо отметить,
что эти два вида учета отличаются друг от друга.
Коренное отличие управленческого учета от финансового состоит в
том, что финансовый учет ориентируется на внешних пользователей
108
информации (прежде всего на налоговую инспекцию), а управленческий
нацелен на внутренних пользователей (в первую очередь, на
руководителей предприятия и его подразделений).
Отличия финансового учета от управленческого представлены в
табл. 7.7.
Таблица 7.7
Различия между финансовым и управленческим учетом
Области сравнения Финансовый учет Управленческий учет
1 2 3
Основные потребители
информации
Внешние пользователи
информации (банки,
налоговая инспекция и т. д.)
Внутренние пользователи
информации руководитель
предприятия,
руководители
подразделений,
сотрудники)
Цели учета Информирование внешних
пользователей (банков,
деловых партнеров и т. д.)
о финансовом состоянии
предприятия, расчет
налоговых платежей
Обеспечение
информационной
поддержки принятия
управленческих решений
Обязательность Требуется по
законодательству
Применяется по решению
руководства предприятия
Свобода выбора систем
бухгалтерского учета
Система двойной записи.
Обязательное соответствие
нормативным актам
Ограничений по выбору
систем учета не
существует
Теоретическая база Нормативные акты Экономическая теория,
теории принятия решений
Используемые
измерители
Денежные единицы Денежные или
натуральные единицы
Основной объект анализа Предприятие в целом Центры ответственности
внутри предприятия, виды
продукции, проекты
Частота составления
отчетности
Периодически в
соответствии с
требованиями
законодательства
По мере необходимости, в
соответствии с
потребностями
руководства предприятия
Степень надежности Требует объективности.
Ориентирован на контроль
прошлого
Зависит от целей
планирования.
Ориентирован на прогноз
будущего
Главное требование к
информации
Точность Релевантность
109
Таким образом, основная задача управленческого учета – служить
информационной опорой для принятия управленческих решений. С этой
целью в управленческом учете применяются особые методы учета затрат.
Существующие методы управленческого учета можно
классифицировать по различным признакам (рис.7.12). Стрелки показы-
вают возможные сочетания признаков.
Для того чтобы выбрать оптимальный для применения метод затрат,
необходимо оценить каждый из существующих методов с точки зрения
решения задач контроллинга.
Анализ существующих методов учета затрат показывает, что
наиболее подходящими для целей контроллинга являются системы учета
по плановой себестоимости (стандарт-костинг) в сочетании с различными
вариантами учета по усеченной себестоимости, поскольку именно эти
системы обеспечивают максимум информации для принятия
управленческих решений.
Рис. 7.12. Классификация методов управленческого учета
Использование вышеуказанных методов затрат не даст должного
эффекта в управлении затратами, если на предприятии не будет создана
система разработки бюджетов, которая позволит не только определить
плановые затраты каждого подразделения, но и оценить выполнение плана.
110
Контрольные вопросы по теме:
1. Каков рациональный состав службы контроллинга?
2. Каковы основные цели диагностики финансово-хозяйственного
состояния предприятия?
3. Что такое STR?
4. Назовите достоинства и недостатки Матрица БКГ?
5. Назовите основные силы модели «5 сил» М. Портера?
6. Какие разделы включает в себя мониторинг?
7. Какова цель финансового анализа?
8. Дайте определение маржинальной прибыли.
9. Какова суть АВС-анализа?
10. Назовите методы количественного анализа рисков.
111
- Тема 1. Введение в контроллинг
- Тема 2. Контроллинг в системе управления
- Тема 3. Объекты контроллинга
- Тема 4. Контроллинг маркетинга
- Тема 5. Финансовый контроллинг
- Тема 6. Контроллинг инновационных проектов
- Тема 7. Контроллинг на производстве
- Тема 8. Контроллинг в банковской системе
- Тема 9. Информационная поддержка контроллинга
- 1. Введение в контроллинг
- 1.1. Сущность контроллинга
- 1.2. Функции и задачи контроллинга
- 2. Контроллинг в системе управления
- 2.1. Стратегический контроллинг
- 2.2. Оперативный контроллинг
- 3. Объекты контроллинга
- 3.1. Затраты и их классификация
- 3.2. Центры ответственности и их классификация
- 4. Контроллинг маркетинга
- 4.1. Содержание маркетингового анализа
- 4.2. Виды контроллинга маркетинга
- 5. Финансовый контроллинг
- 5.1. Задачи и основные элементы финансового контроллинга
- 5.2. Инструменты финансового контроллинга
- 6. Контроллинг инновационных проектов
- 6.1. Проект – контроллинг
- 6.2. Анализ эффективности инновационных проектов
- 7. Контроллинг на производстве
- 7.1. Организация службы контроллинга
- 7.2. Диагностика финансово-хозяйственного состояния предприятия
- 7.3. Управленческий учет как основа контроллинга
- 8. Контроллинг в банковской системе
- 8.1. Особенности банковского контроллинга
- 8.2. Стратегический и оперативный контроллинг в банке
- 9. Информационная поддержка контроллинга
- 9.1. Источники информации
- 9.2. Информационные потоки на предприятии в системе
- Система аудита и контроллинга персонала как фактор роста производительности труда курс, семинар, тренинг Цель
- Для кого предназначен
- В программе
- Раздаточные материалы
- Документ по окончанию
- Контрольные вопросы по дисциплине «Аудит и контроллинг персонала»
- Тест для проверки знаний
- Методические указания
- К выполнению контрольной работы по дисциплине
- "Аудит и контроллинг персонала"
- (Для студентов специальности 062100 «Управление персоналом» факультета второго высшего и дополнительного образования)
- Введение
- 1. Общие требования к контрольной работе
- 1.1. Тема контрольной работы
- 1.2. Структура контрольной работы
- 1.3. Исходные данные для контрольной работы
- 2. Содержание основных разделов контрольной работы
- 2.1. Введение
- 2.2. Теоретическая часть (в конкретной контрольной работе должна иметь свое название).
- 2.3. Аналитическая часть (в конкретной контрольной работе должна иметь свое название)
- 2.3.1. Краткая характеристика исследуемого объекта
- 2.3.2. Анализ системы управления конкретного объекта исследования
- 2.3.3. Анализ системы управления персоналом
- 2.3.4. Анализ состояния исследуемой проблемы в организации
- 2.3.5. Возможности улучшения работы с персоналом по выбранному направлению исследования
- 2.4. Заключение
- 2.5. Литература
- 2.6. Приложения
- 3. Организация выполнения контрольной работы. Обязанности руководителя контрольной работы
- 4. Оформление контрольной работы
- 5. Подведение итогов и организация защиты контрольной работы
- Литература
- 1. Нормативные материалы
- 2. Основная литература
- 3. Дополнительная литература
- Приложения
- Типовая форма титульного листа контрольной работы
- Примерный перечень тем для выполнения контрольной работы