8.2. Стратегический и оперативный контроллинг в банке
В банковской сфере выделяют 2 вида контроллинга: стратегический
и оперативный.
Стратегический контроллинг предназначен для поиска и выявления
настоящих и будущих источников успеха (потенциала успеха) всего
банка. Для обеспечения долгосрочного успешного развития банка
осуществляется систематический поиск перспективных направлений
деятельности. К задачам стратегического контроллинга относится также
выработка предложений по глобальному перспективному управлению
структурой коммерческой деятельности банка.
Определяются элементы этой структуры (как правило, это
различные группы клиентов, продуктов, регионов) и комбинация этих
элементов между собой для обеспечения максимально возможного уровня
достижения цели, например доходности.
Другим важнейшим направлением деятельности стратегического
контроллинга является расчет минимально требуемой для долгосрочного
функционирования банка рентабельности. Для этого могут быть
использованы методы расчета рентабельности активов и/или требуемой
прибыли.
113
Стратеический контроллинг формирует на длительный плановый
период времени глобальные управляемые величины: риски структуры
баланса, рыночные риски, потенциал роста и т. д.
Необходимость радикального улучшения поддержки принимаемых
решений для повышения эффективности стратегической линии банка, а
также финансовых вложений требует новых подходов к информационной
поддержке банковской деятельности.
Оперативный контроллинг нацелен в первую очередь на структуры
рентабельности и риска в краткосрочной перспективе. Он в значительной
степени ориентирован на конкретные цифры и детальную информацию.
Глобальное управление, реализуемое стратегическим контроллингом,
дополняется более тонким управлением в рамках оперативного
контроллинга в том смысле, что последний ориентирован на конкретные
коммерческие действия и их условия.
Рассматриваемый в рамках оперативного контроллинга период в
нормальных условиях не превышает бюджетного периода. Его можно
разбить на две составляющие: собственно оперативный контроллинг,
относящийся непосредственно к текущему временному интервалу, и
тактический контроллинг, отвечающий за среднесрочную перспективу в
пределах бюджетного периода. В российских условиях в настоящее время
соответствующие временные интервалы составляют от недели до месяца –
для оперативного и от месяца до квартала (в перспективе – до года) – для
тактического контроллинга.
Основные компоненты стратегического и оперативного контрол-
линга представлены в табл. 8.1.
Контроллинг в банке включает в себя решение задач финансового
анализа, контроля и оптимизации использования финансовых средств и
источников. В настоящее время контроллинг формирует систему
управления процессом достижения конечных целей и результатов
деятельности банка, т. е. с некоторой долей условности – систему
управления прибылью.
114
Таблица 8.1.
Основные компоненты стратегического и оперативного контроллинга
Фазы
контроллинга
Стратегический контроллинг Оперативный контроллинг
Цели Стратегический потенциал Рентабельность Финансовая стабильность
Задачи - Решение проблем клиентов
- Рынки
- Клиенты
- Преимущества в конкурентной
борьбе
- Оборот
- Издержки
- Прибыль
- Использование капитала
- Ликвидность
- Финансирование
- Структура баланса
База - Анализ потенциала - Расчет результат с проведением
сравнения плана-факта и
формулированием выводов
(корректирующих мероприятий)
- План-баланс
- План отчета о прибылях и
убытках
- Согласование
Методы - Анализ конкурентной ситуации
- Анализ предприятий
- Анализ рынков/окружающей
среды
- Стратегическое планирование
«люков» (разрывов)
- Стратегическая калькуляция
- Расчет издержек по местам их
возникновения
- Расчет маржинальной прибыли
- Полная и частичная
калькуляция издержек
- Проектные расчеты
- Планирование ликвидности
- Средне- и краткосрочное
планирование
- Баланс движения средств
- Двойная бухгалтерия
Результат Стратегический план Планирование результат Планирование баланса и
отчета о прибылях и убытках
115
Основными в банке являются следующие задачи контроллинга:
− финансовый контроллинг, в том числе контроль нормативов и
индексов, финансовых потоков, прибыльности и себестоимости,
рыночных тенденций и конкуренции;
− контроль исполнения, включая контроль качества и рента-
бельности, предоставления услуг подразделениями и филиалами;
− оперативное управление денежными потоками и временно
свободными средствами;
− управление проектами, в том числе инвестиционными;
− мониторинг, анализ и прогноз внешней среды, включая
моделирование влияния изменения внешней конъюнктуры, динамики
рыночных тенденций, поведения партнеров и конкурентов, развитие
новых продуктов, услуг, инструментов.
Финансовое моделирование. Финансовые модели разрабатываются
для прогнозирования последствий принятия стратегических решений
относительно финансового положения банка в краткосрочной и долгос-
рочной перспективах. Модели составляются так, чтобы руководство
имело возможность оперативно вносить изменения в определенные
входные переменные и давать неформальную оценку результата при
разных сценариях развития событий.
Модель должна позволять: вводить архивные данные, анализировать
основные соотношения и тенденции изменения финансовых и
аналитических показателей, вырабатывать и вводить предположения на
будущее и получать прогноз финансовых отчетов, выполняя их анализ.
Модель обеспечивает динамическую взаимосвязь используемых
финансовых показателей и отношений.
Финансовое моделирование, не являясь инструментом детального
финансового прогнозирования, предназначено для стратегического и
оперативного планирования. Западные банки применяют подобные
высокоуровневые модели для оценки развития различных сценариев в
зависимости от принятия тех или иных стратегических решений. Это
позволяет руководству производить оценку различных сценариев по
единым критериям оценки, переводя качественные показатели
стратегического планирования в количественные показатели финансового
анализа.
Фундаментальное предназначение модели двояко. С одной стороны,
модель необходима для анализа архивной информации. Это критическая
стадия в любой ситуации, требующей прогнозирования, так как лучшим
индикатором будущего является характер поведения прогнозируемой
величины в прошлом, особенно если принимается во внимание
долгосрочный период. Анализ предоставляет пользователю модели
116
информацию, которая дает возможность принять наиболее правильные
решения прогнозы. С другой стороны, модель помогает предвидеть
финансовые показатели и результаты с учетом различных предположений.
Это необходимо для целей стратегического планирования, когда банк
принимает определенные стратегические решения и может оценить
результат влияния таких решений на финансовую отчетность банка.
Стратегические решения можно изменять для достижения желаемого
результата в модели.
Помимо архивных данных модель включает в себя целевую
программу развития (предположения __________руководства), математические
модели прогнозирования отдельных характеристик (финансового
прогноза), а также представления результатов (прогнозов финансовых
показателей и отчетности).
Архивные данные, как правило, включают в себя базы данных,
характеризующие следующие аспекты:
− финансовое состояние банка и его самостоятельных
организационных единиц;
− макроэкономические факторы, например инфляцию, налого-
обложение и т. д.;
− заключенные договоры банка;
− структуры клиентской базы и объемов сделок по отдельным
типам продуктов и услуг;
− структуру процентных ставок по видам услуг;
− требования по поддержанию обязательных резервов;
− размер комиссии/вознаграждения по видам услуг;
− доходы от инвестиций по видам;
− административные расходы, в том числе по заработной плате и др.
Модель позволяет производить различные аналитические расчеты.
В частности, она может быть использована для анализа структуры
активов, пассивов, доходов и расходов банка и их изменений во времени,
в том числе с учетом инфляционной составляющей. Модель может
обеспечивать анализ изменения статей финансовых отчетов и финансовых
показателей во времени.
Модель можно применять для прогнозирования тенденций на
будущее. Это «предсказание» служит лишь подсказкой для пользователя,
так как именно он определяет и вводит предположения. Как правило,
разрабатывается несколько сценариев развития: оптимистический,
пессимистический и наиболее вероятный.
Управление финансовыми потоками в банках. Для контроля, учета и
управления финансовыми потоками обычно используют Кэш Флоу-
117
модель (КФ-модель). Она опирается на отслеживаемые во времени
балансовые соотношения между компонентами активов пассивов,
планируемыми и реально получаемыми доходами, расходами, прибылью.
Данная модель может быть, в частности, применена для решения
следующих задач.
Контроль банковского баланса. Это оперативный анализ изменения
активов и пассивов по факту совершения операции с целью определения
текущего сальдо в любой момент времени и анализа деятельности банка
за рассматриваемый период, необходимый как для отчетности
деятельности, так и для текущего стратегического планирования.
Сбор информации организуется в рамках многоаспектной модели,
компонентами которой могут быть время, финансовые характеристики и
показатели, клиенты, подразделения, услуги.
Анализ, планирование и прогнозирование текущего и будущих
состояний предполагают представление отчетов с использованием
деловой графики как в электронном виде, так и в виде твердой копии.
Оптимизация денежных потоков. Оптимизация КФ-модели
подразумевает широкий класс задач, к которым относятся:
− прямая задача – определение динамики финансовых потоков для
заданной (прогнозируемой) временной зависимости процентной ставки
при выполнении банковских операций внутри рассматриваемых потоков;
− обратная задача – определение возможного набора временных
зависимостей средней процентной ставки для обеспечения баланса в
заданные моменты времени при совершении планируемых операций с
финансовым потоком;
− инвестиционная задача – определение эффективности
инвестиционных проектов и их последующее ранжирование по общим
критериям;
− выдача рекомендаций по финансово-кредитной политике банка в
целом – при этом используются данные о текущем состоянии банковского
баланса, предстоящих и планируемых операциях, а также анализ
состояния финансового рынков, стратегии поведения банка,
обеспечивающей максимальный прирост прибыли.
Для решения некоторых из перечисленных выше задач необходим
мониторинг финансового и фондового рынков для определения уровня
доходности, ликвидности и риска существующих рыночных секторов,
построения и прогноза развития этих секторов с учетом экономических
моделей рынка. Рекомендации по диверсификации портфеля
вырабатываются на основании критериев «доходность/риск/ликвидность»
с учетом фактора времени для соблюдения требований, предъявляемых к
предстоящим операциям.
118
Сценарный анализ движения денежных потоков. В результате
решения данной задачи моделируются последствия различных
принимаемых решений по финансовой политике банка, а также
внештатная ситуация в случае возникновения незапланированных
платежей или директивно-командных решений. Используя КФ-модель,
можно промоделировать ситуацию с целью выхода из создавшейся
ситуации с наименьшими потерями доходности (например, извлечение
средств для покрытия задолженности из наименее доходного рыночного
сектора).
Контрольные вопросы по теме:
1. Назовите основные задачи контроллинга в банковской
деятельности.
2. Каковы отличия банковского контроллинга от контроллинга на
промышленном предприятии?
3. Какие существуют виды контроллинга в банке?
4. Назовите основные компоненты стратегического контроллинга в
банке.
5. Назовите основные компоненты оперативного контроллинга в
банке.
6. Каковы задачи стратегического контроллинга?
7. С какой целью разрабатываются стратегические модели?
8. Что включают в себя архивные данные?
9. С какой целью используется КФ-модель?
10. Какие задачи решает оптимизация КФ-модели?
119
- Тема 1. Введение в контроллинг
- Тема 2. Контроллинг в системе управления
- Тема 3. Объекты контроллинга
- Тема 4. Контроллинг маркетинга
- Тема 5. Финансовый контроллинг
- Тема 6. Контроллинг инновационных проектов
- Тема 7. Контроллинг на производстве
- Тема 8. Контроллинг в банковской системе
- Тема 9. Информационная поддержка контроллинга
- 1. Введение в контроллинг
- 1.1. Сущность контроллинга
- 1.2. Функции и задачи контроллинга
- 2. Контроллинг в системе управления
- 2.1. Стратегический контроллинг
- 2.2. Оперативный контроллинг
- 3. Объекты контроллинга
- 3.1. Затраты и их классификация
- 3.2. Центры ответственности и их классификация
- 4. Контроллинг маркетинга
- 4.1. Содержание маркетингового анализа
- 4.2. Виды контроллинга маркетинга
- 5. Финансовый контроллинг
- 5.1. Задачи и основные элементы финансового контроллинга
- 5.2. Инструменты финансового контроллинга
- 6. Контроллинг инновационных проектов
- 6.1. Проект – контроллинг
- 6.2. Анализ эффективности инновационных проектов
- 7. Контроллинг на производстве
- 7.1. Организация службы контроллинга
- 7.2. Диагностика финансово-хозяйственного состояния предприятия
- 7.3. Управленческий учет как основа контроллинга
- 8. Контроллинг в банковской системе
- 8.1. Особенности банковского контроллинга
- 8.2. Стратегический и оперативный контроллинг в банке
- 9. Информационная поддержка контроллинга
- 9.1. Источники информации
- 9.2. Информационные потоки на предприятии в системе
- Система аудита и контроллинга персонала как фактор роста производительности труда курс, семинар, тренинг Цель
- Для кого предназначен
- В программе
- Раздаточные материалы
- Документ по окончанию
- Контрольные вопросы по дисциплине «Аудит и контроллинг персонала»
- Тест для проверки знаний
- Методические указания
- К выполнению контрольной работы по дисциплине
- "Аудит и контроллинг персонала"
- (Для студентов специальности 062100 «Управление персоналом» факультета второго высшего и дополнительного образования)
- Введение
- 1. Общие требования к контрольной работе
- 1.1. Тема контрольной работы
- 1.2. Структура контрольной работы
- 1.3. Исходные данные для контрольной работы
- 2. Содержание основных разделов контрольной работы
- 2.1. Введение
- 2.2. Теоретическая часть (в конкретной контрольной работе должна иметь свое название).
- 2.3. Аналитическая часть (в конкретной контрольной работе должна иметь свое название)
- 2.3.1. Краткая характеристика исследуемого объекта
- 2.3.2. Анализ системы управления конкретного объекта исследования
- 2.3.3. Анализ системы управления персоналом
- 2.3.4. Анализ состояния исследуемой проблемы в организации
- 2.3.5. Возможности улучшения работы с персоналом по выбранному направлению исследования
- 2.4. Заключение
- 2.5. Литература
- 2.6. Приложения
- 3. Организация выполнения контрольной работы. Обязанности руководителя контрольной работы
- 4. Оформление контрольной работы
- 5. Подведение итогов и организация защиты контрольной работы
- Литература
- 1. Нормативные материалы
- 2. Основная литература
- 3. Дополнительная литература
- Приложения
- Типовая форма титульного листа контрольной работы
- Примерный перечень тем для выполнения контрольной работы