26. Принципиальные изменения н.С. Хрущева в системе управления экономикой.
Хрущев был выразителем настроений руководящего слоя советского общества, укрепляя его власть. Он выражал не только жалобы руководителей — его реформы соответствовали распространенным настроениям в стране, которая чувствовала, что завоевала право более спокойно жить и дышать. Однако Хрущев на этом не остановился. Стремясь форсировано решить многочисленные проблемы советского общества, он задумалболее радикальные планы, которые привели его к конфликту с той же верхушкой партии и руководящим аппаратом общества в целом.
Главная причина неудач реформ 50—60-х гг. заключается в разности потенциала перемен, которым располагало общество, с одной стороны, и его лидеры — с другой. Расхождение в первоначальных устремлениях, которое наметилось между ними в ходе предварительной работы 1953—1955 гг., в дальнейшем углублялось и конкретизировалось, мешая достигнуть взаимоприемлемого компромисса. Общество всегда ждало от лидеров больше, чем те стремились ему дать. Поскольку же принципиальные политические решения (как, например, решение о культе личности) носили не вполне законченный характер, общественная мысль и общественное мнение развивали их до пределов ожидаемого, радикализируя и уточняя первоначальный замысел. Подобная трансляция почти всегда встречала сопротивление правящего центра, который за расширительной трактовкой своих решений видел (и не без основания) угрозу собственной власти. Поэтому, едва приняв решение, центр предпринимал действия, ограничивающие свободу его применения. В результате общество (прежде всего интеллектуалы) постоянно попадало в ситуацию обманутых надежд. Политические реформы, не касающиеся всерьез проблем власти, успеха не имели.
Социальные реформы, направленные на подъем жизненного уровня, несмотря на известную отдачу, тоже не прибавили авторитета руководству страны, но уже по другой причине: приносила свои неизбежные плоды патерналистская политика. Реорганизации системы управления экономикой (из них самая крупная — создание совнархозов) часто несли в себе рациональное зерно, но вырванные из общего контекста преобразовательной политики (которая отличается, например, тем, что требует точного программирования как самих реформ, так и их возможных последствий), они сформировали достаточно серьезную оппозицию реформам среди слоя управленцев. Хозяйственные реорганизации и непоследовательность Хрущева в вопросах политики и идеологии, который то шел навстречу либеральной интеллигенции, то вставал на сторону более консервативно настроенного аппарата, способствовали усилению влияния номенклатурной аппозиции. В то же время пределы возможного, которые продемонстрировал Хрущев в последние годы своего пребывания у власти, лишили его кредитадоверия той части общества, которая сначала безусловно поддерживала новый курс лидера. Частые смены курса, обилие начинаний, которые как паллиативы были малорезультативны, постепенно сформировали в обществе комплекс усталости от реформ, тягу к стабильности и порядку. Этот комплекс стал социально-психологической основой, обеспечившей заинтересованным политическим силам победу не только над Хрущевым, но и в конечном счете над политикой реформ вообще. Итогом реформ стал переход государственного социализма от формы с господством личности к форме с господством номенклатуры. Хрущев спас государственный социализм от того кризиса, который мог его смести.
Он спас КПСС, ее аппарат от расплаты за чудовищные преступления. Он увел КПСС от суда народа. Он выпустил пар. Хрущев не просто провел ряд реформ для аппарата. Он создал новую модель жизни бюрократии. Он не просто провел ряд реформ для народа. Он создал новую модель жизни для простого человека: частично дав ему новые возможности для упрочения своей жизни при социализме, а частично уверив его в грядущих благах коммунизма.
Хрущев своими реформами по существу заложил основы послесталинской номенклатурной формы государственного социализма и позволил этому строю продержаться еще не одно десятилетие. Брежнев и его окружение только творчески развивали и укрепляли полученное наследство. Другое дело, что сам Хрущев не смог вписаться в созданный им послесталинский социализм. Даже такой лидер, как он, не мог преодолеть генетическую наследственность государственного социализма, его растущую неспособность заботиться о народе и его прогрессирующий интерес к привилегиям для бюрократии. Поэтому реформы Хрущева для бюрократии не могли не столкнуться с его же реформами для народа. Наиболее яркие примеры - расстрел рабочих в Новочеркасске и расправа с творческой интеллигенцией. В этих и других случаях Хрущев уступал бюрократии. Но эти уступки имели предел. Ему надо было в соответствии с нормами сформировавшегося строя - окончательно сдаться номенклатуре и стать послушной вершиной ее пирамиды. На это он не пошел и в этом его выдающаяся личная историческая заслуга. Он нашел в себе силы порвать с окружением, с помощниками и друзьями. Его популизм стал барьером, не позволившим ему превратиться в вождя номенклатуры.
- Управленческие революции
- Допетровская Русь
- Экономическая политика России в 17 веке, а.Л. Ордин - Нащокин
- Развитие предпринимательства в первой четверти 17 века
- Реформы Петра 1 по совершенствованию управления экономикой
- Деятельность и.Т. Посошкова
- Предпринимательство в середине и конце 18 века
- Экономические реформы Екатерины 2, и предпринимательство начала 19 в. Экономические реформы Екатерины 2
- Предпринимательство первой половины 19 века
- Идеи о государственном управлении а.П Волынского и в.Н. Татищева
- Экономические воззрения м.В. Ломоносова
- Экономические взгляды д.А. Голицина, а.Н. Радищева
- Преобразования Александра I
- Деятельность м.М. Сперанского
- Проект политической реформы: замыслы и результаты.
- Экономическая политика н.С. Мордвинова
- Роль Александра II в разработке и реализации крестьянской реформы
- Реформы Александра II и рождение нового предпринимательства
- Органы самоуправления (земства) в системе государственного самоуправления История возникновения земского самоуправления
- Городское самоуправление после реформы 1870г.
- Реформы с.Ю.Витте.
- Основное содержание аграрной реформы п.А.Столыпина.
- Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.
- Советский менеджмент и «военный коммунизм».
- Новая экономическая политика (нэп)
- 23. Проблемы управления экономикой в 20-30 годы.
- Проблемы управления экономикой в 20-30гг.
- Изменения системы управления в процессе индустриализации и коллективизации.
- 25. Новые аспекты в управлении экономикой в послевоенный период (и.В.Сталин).
- 26. Принципиальные изменения н.С. Хрущева в системе управления экономикой.
- 27. Кибернетика и дискуссии о науке управления.
- 28. Реформа системы управления экономикой 1965 г. Л.И. Брежнев, а.Н. Косыгин.
- Социально – экономическое положение ссср.
- 29. Критика затратных методов в 70-80-е гг. Сущность реформ 1965 г. И 1979 г. Критика затратных методов хозяйствования в 1970-1980-е гг. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
- Критика затратных методов хозяйствования в 70-80-е гг.
- Особенности экономической реформы 1979 г.
- 30. Экономическая реформа 1979г. Реформирование экономики ссср в 1979 году.
- 31. Перестройка м.С.Горбачева и дискредитация плановой системы управления.
- 32. Программа «500» дней.
- 33. Ускорение формирования рыночных структур и новых форм управления в 90-е
- 34. Приватизация в России
- 35. Школа научного управления. Возникновение тейлоризма и его сущность.
- 36. Основные положения фордизма
- 37. Сущность и принципы «теории администрирования»
- 38. Функции управления и профессиональные требования к менеджеру Функции менеджера
- От него в частности требуется:
- Требования к менеджеру
- 39. Возникновение «неоклассической» школы. «Хоторнские элементы» Элтона Мейо.
- 40. «Человеческий фактор» в развитии менеджмента
- 41. Бихевиористское направление в менеджменте
- 42. Менеджмент с точки зрения количественных методов
- 43. Системный подход
- Основные принципы системного подхода
- Особенности системного подхода
- 44. Ситуационный подход
- 45. Основные этапы формирования менеджмента в сша
- 46. Роль современного менеджмента и перспективы его развития в сша
- 47. Государственное регулирование. Управление и планирование в фирмах сша
- 48. Концепция социального рыночного хозяйства л.Эрхарда. Индикативное планирование
- 49. Шведская модель социализма г. Мюрдаля в условиях рыночной экономики.
- 50. Государственное регулирование экономики на макроуровне в Западной Европе.
- 51. Философия японского менеджмента
- 52. Комплексное управление качеством: система «Канбан» и «кружки качества»
- 53. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента