29. Критика затратных методов в 70-80-е гг. Сущность реформ 1965 г. И 1979 г. Критика затратных методов хозяйствования в 1970-1980-е гг. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято решение о проведении реформы по улучшению системы управления экономикой. В связи с этим были изданы следующие постановления правительства:
- «Об улучшении управления промышленностью»;
- «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования»;
- «О передаче дополнительно на решение Советов Министров союзных республик вопросов хозяйственного и культурного строительства»;
- «Об утверждении Положения о социалистическом государственном производственном предприятии».
В постановлении «Об улучшении управления промышленностью» намечались ликвидация территориальной системы управления и возврат к отраслевой системе. Было образовано 11 союзно-республиканских и 9 союзных министерств. Госплан СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Были упразднены Высший совет народного хозяйства СССР, республиканские советы народного хозяйства и советы народного хозяйства экономических регионов.
Предлагались меры по совершенствованию планирования и усилению экономического стимулирования. Вместо показателя «валовая продукция» предложено использовать в планах предприятий показатель «объем реализованной продукции». Совершенствование экономического стимулирования включало в себя: улучшение системы ценообразования и улучшение системы оплаты труда. Это проводилось, с одной стороны, путем централизованного увеличения ставок заработной платы и окладов, с другой стороны, за счет более широкого использования части доходов предприятия для материального стимулирования. С этой целью на предприятиях были образованы фонды экономического стимулирования.
Фонд материального поощрения служил для премирования работающих. Фонд складывался из отчислений от увеличения объема реализованной продукции, повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции, повышения качества продукции и других экономических показателей.
Фонд развития производства создается за счет амортизационных отчислений, которые предназначены для полного восстановления основных производственных фондов; прибыли, выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества. Средства этого фонда используются для финансирования нецентрализованных капитальных вложений по внедрению новой техники, модернизации оборудования, механизации и автоматизации производства и т.д.
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Средства этого фонда используются на строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских дошкольных учреждений, профилакториев, столовых, буфетов и т.д.
Решение намеченных реформой задач было непоследовательным и не доводилось до конца. Реформа предусматривала расширение самостоятельности предприятий и сокращение числа утверждаемых им показателей. На практике число показателей возросло, а самостоятельность ограничивалась.
Одной из причин невыполнения принципиальных положений реформы 1965 г. является сохранение затратных измерителей экономического роста и повышение их роли в оценке работы хозяйственных звеньев всех уровней экономической пирамиды. Реформой предполагалась замена показателя «валовая продукция» на показатель «объем реализованной продукции».
Реализация – это проданная валовая продукция, за которую деньги уже поступили на расчетный счет предприятия.
Однако если объем валовой продукции будет небольшим, то откуда возьмется большая реализация? Поэтому, погоню за объемом реализации продукции нельзя отделять от погони за валом. Недостатком реформы является то, что использовался принцип планирования от достигнутого уровня: чем выше полученные результаты, тем выше план на предстоящий период. Невыгодно было выпускать дешевые изделия.
Сохранился порочный метод определения фонда заработной платы от объема валовой продукции (метод: больше продукции с меньшим числом рабочих! – перестал применяться). Также сохранился принцип определения расхода материальных ресурсов на тысячу (миллион) рублей валовой продукции (принцип «миллионника»). Чем больше материальные затраты, тем выше устанавливались более высокие цены. Неуклонный рост расхода материальных ресурсов на единицу изделия и на единицу мощности, например, трактора или автомобиля, маскировался опережающим ростом цены. Поэтому повышение материалоёмкости конкретных видов продукции в отчётах выглядело как снижение последней.
- Управленческие революции
- Допетровская Русь
- Экономическая политика России в 17 веке, а.Л. Ордин - Нащокин
- Развитие предпринимательства в первой четверти 17 века
- Реформы Петра 1 по совершенствованию управления экономикой
- Деятельность и.Т. Посошкова
- Предпринимательство в середине и конце 18 века
- Экономические реформы Екатерины 2, и предпринимательство начала 19 в. Экономические реформы Екатерины 2
- Предпринимательство первой половины 19 века
- Идеи о государственном управлении а.П Волынского и в.Н. Татищева
- Экономические воззрения м.В. Ломоносова
- Экономические взгляды д.А. Голицина, а.Н. Радищева
- Преобразования Александра I
- Деятельность м.М. Сперанского
- Проект политической реформы: замыслы и результаты.
- Экономическая политика н.С. Мордвинова
- Роль Александра II в разработке и реализации крестьянской реформы
- Реформы Александра II и рождение нового предпринимательства
- Органы самоуправления (земства) в системе государственного самоуправления История возникновения земского самоуправления
- Городское самоуправление после реформы 1870г.
- Реформы с.Ю.Витте.
- Основное содержание аграрной реформы п.А.Столыпина.
- Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.
- Советский менеджмент и «военный коммунизм».
- Новая экономическая политика (нэп)
- 23. Проблемы управления экономикой в 20-30 годы.
- Проблемы управления экономикой в 20-30гг.
- Изменения системы управления в процессе индустриализации и коллективизации.
- 25. Новые аспекты в управлении экономикой в послевоенный период (и.В.Сталин).
- 26. Принципиальные изменения н.С. Хрущева в системе управления экономикой.
- 27. Кибернетика и дискуссии о науке управления.
- 28. Реформа системы управления экономикой 1965 г. Л.И. Брежнев, а.Н. Косыгин.
- Социально – экономическое положение ссср.
- 29. Критика затратных методов в 70-80-е гг. Сущность реформ 1965 г. И 1979 г. Критика затратных методов хозяйствования в 1970-1980-е гг. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
- Критика затратных методов хозяйствования в 70-80-е гг.
- Особенности экономической реформы 1979 г.
- 30. Экономическая реформа 1979г. Реформирование экономики ссср в 1979 году.
- 31. Перестройка м.С.Горбачева и дискредитация плановой системы управления.
- 32. Программа «500» дней.
- 33. Ускорение формирования рыночных структур и новых форм управления в 90-е
- 34. Приватизация в России
- 35. Школа научного управления. Возникновение тейлоризма и его сущность.
- 36. Основные положения фордизма
- 37. Сущность и принципы «теории администрирования»
- 38. Функции управления и профессиональные требования к менеджеру Функции менеджера
- От него в частности требуется:
- Требования к менеджеру
- 39. Возникновение «неоклассической» школы. «Хоторнские элементы» Элтона Мейо.
- 40. «Человеческий фактор» в развитии менеджмента
- 41. Бихевиористское направление в менеджменте
- 42. Менеджмент с точки зрения количественных методов
- 43. Системный подход
- Основные принципы системного подхода
- Особенности системного подхода
- 44. Ситуационный подход
- 45. Основные этапы формирования менеджмента в сша
- 46. Роль современного менеджмента и перспективы его развития в сша
- 47. Государственное регулирование. Управление и планирование в фирмах сша
- 48. Концепция социального рыночного хозяйства л.Эрхарда. Индикативное планирование
- 49. Шведская модель социализма г. Мюрдаля в условиях рыночной экономики.
- 50. Государственное регулирование экономики на макроуровне в Западной Европе.
- 51. Философия японского менеджмента
- 52. Комплексное управление качеством: система «Канбан» и «кружки качества»
- 53. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента