35. Школа научного управления. Возникновение тейлоризма и его сущность.
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) по праву считается основателем современного менеджмента. В отличии от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор был не ученым-исследователем или профессором школы бизнеса, а практиком: сначала рабочим, потом менеджером, а затем главным инженером в сталелитейном цехе. Тейлор назвал менеджмент «организацией производства». Известность пришла к нему в 1912 году, после его выступлений на слушаниях специального комитета палаты представителей американского конгресса по изучению систем цехового менеджмента. Более или менее четкие очертания система Тейлора приобрела в 1903 году в его работе «Управление циклом» и получила дальнейшее развитие в книге «Принципы научного менеджмента», где Тейлор сформулировал ряд постулатов, которые впоследствии получили название «тейлоризм». Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента. В основе тейлоризма лежат четыре правила управления: 1. Создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности. 2. Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение. 3. Сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научно-обоснованной теории. 4. Равномерное и справедливое распределение ответственности между рабочими и менеджерами. Устанавливались нормы труда, причем работающим сверх нормы стали платить дополнительно. По утверждению Тейлора, именно награда представляет собой тот принцип, которым следует овладеть всякому, кто хочет эффективно управлять персоналом. Для поддержания у рабочего постоянного ожидания награды Тейлор предложил использовать прогрессивную систему оплаты. Он доказал, что если ввести соответствующие усовершенствования в трудовой процесс и заинтересовать рабочего, то за отведенное время тот сделает в три-четыре раза больше, чем в обычных условиях. Понятие «человеческий фактор» в психологическом плане впервые ввел в научный оборот Тейлор. Затем оно было развито классиками менеджмента Ф. Гилбретом, Г. Файолем, Э. Мейо и другими. Тейлоризм – это классическая геометрия труда, важнейшими аксиомами которой являются: организационная гармония и экономическая и психологическая целесообразность. Тейлор первым выдвинул тезис о необходимости научного подбора рабочих.
- Управленческие революции
- Допетровская Русь
- Экономическая политика России в 17 веке, а.Л. Ордин - Нащокин
- Развитие предпринимательства в первой четверти 17 века
- Реформы Петра 1 по совершенствованию управления экономикой
- Деятельность и.Т. Посошкова
- Предпринимательство в середине и конце 18 века
- Экономические реформы Екатерины 2, и предпринимательство начала 19 в. Экономические реформы Екатерины 2
- Предпринимательство первой половины 19 века
- Идеи о государственном управлении а.П Волынского и в.Н. Татищева
- Экономические воззрения м.В. Ломоносова
- Экономические взгляды д.А. Голицина, а.Н. Радищева
- Преобразования Александра I
- Деятельность м.М. Сперанского
- Проект политической реформы: замыслы и результаты.
- Экономическая политика н.С. Мордвинова
- Роль Александра II в разработке и реализации крестьянской реформы
- Реформы Александра II и рождение нового предпринимательства
- Органы самоуправления (земства) в системе государственного самоуправления История возникновения земского самоуправления
- Городское самоуправление после реформы 1870г.
- Реформы с.Ю.Витте.
- Основное содержание аграрной реформы п.А.Столыпина.
- Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.
- Советский менеджмент и «военный коммунизм».
- Новая экономическая политика (нэп)
- 23. Проблемы управления экономикой в 20-30 годы.
- Проблемы управления экономикой в 20-30гг.
- Изменения системы управления в процессе индустриализации и коллективизации.
- 25. Новые аспекты в управлении экономикой в послевоенный период (и.В.Сталин).
- 26. Принципиальные изменения н.С. Хрущева в системе управления экономикой.
- 27. Кибернетика и дискуссии о науке управления.
- 28. Реформа системы управления экономикой 1965 г. Л.И. Брежнев, а.Н. Косыгин.
- Социально – экономическое положение ссср.
- 29. Критика затратных методов в 70-80-е гг. Сущность реформ 1965 г. И 1979 г. Критика затратных методов хозяйствования в 1970-1980-е гг. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
- Критика затратных методов хозяйствования в 70-80-е гг.
- Особенности экономической реформы 1979 г.
- 30. Экономическая реформа 1979г. Реформирование экономики ссср в 1979 году.
- 31. Перестройка м.С.Горбачева и дискредитация плановой системы управления.
- 32. Программа «500» дней.
- 33. Ускорение формирования рыночных структур и новых форм управления в 90-е
- 34. Приватизация в России
- 35. Школа научного управления. Возникновение тейлоризма и его сущность.
- 36. Основные положения фордизма
- 37. Сущность и принципы «теории администрирования»
- 38. Функции управления и профессиональные требования к менеджеру Функции менеджера
- От него в частности требуется:
- Требования к менеджеру
- 39. Возникновение «неоклассической» школы. «Хоторнские элементы» Элтона Мейо.
- 40. «Человеческий фактор» в развитии менеджмента
- 41. Бихевиористское направление в менеджменте
- 42. Менеджмент с точки зрения количественных методов
- 43. Системный подход
- Основные принципы системного подхода
- Особенности системного подхода
- 44. Ситуационный подход
- 45. Основные этапы формирования менеджмента в сша
- 46. Роль современного менеджмента и перспективы его развития в сша
- 47. Государственное регулирование. Управление и планирование в фирмах сша
- 48. Концепция социального рыночного хозяйства л.Эрхарда. Индикативное планирование
- 49. Шведская модель социализма г. Мюрдаля в условиях рыночной экономики.
- 50. Государственное регулирование экономики на макроуровне в Западной Европе.
- 51. Философия японского менеджмента
- 52. Комплексное управление качеством: система «Канбан» и «кружки качества»
- 53. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента