logo

48. Концепция социального рыночного хозяйства л.Эрхарда. Индикативное планирование

Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард (1897—1977). Под его руководством была осуществ­лена полноценная экономическая реформа, позволившая Западной Германии не только подняться с колен после Второй мировой вой­ны, но и занять одно из ведущих мест в мире по уровню благосо­стояния и развития.

В основу разработанной Эрхардом концепции «социального ры­ночного хозяйства» была положена теория косвенного регулирова­ния Дж.Кейнса. Формирование свободной рыночной экономики осуще­ствлялось на базе частной собственности, защиты рынка со стороны государства и свободе действий. Эрхард отмечал, что «Европа ищет новые формы, и я уверен, что европейское решение будет разработа­но под знаком свободы... политическая свобода предполагает и эко­номическую».

Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономи­ческого чуда. Этому способствовало осуществление таких мер, как вы­бор приоритетных сфер деятельности, установление низких налогов, принятие антитрестовских и антикартельных указов, защита внутрен­него рынка от внешних конкурентов, установление льгот для свобод­ного частного инвестирования, либерализация внешнеэкономических отношений и т.п. В 1948 г. были проведены валютно-денежная и эко­номическая реформы управления, позволившие осуществить коренной поворот от централизованного управления к рыночной экономике.

Теория «социального рыночного хозяйства» базируется на прин­ципе социальной ориентации рынкаОна направлена на развитие про­изводства, которое обеспечивало всем работающим рост заработной платы при условии повышения производительности труда. Реформа сопровождалась снижением цен, которое было подкреплено приня­тием закона, запрещающего произвольное повышение цен. Был при­нят ряд мер, направленных на укрепление стабильности валюты, что позволило втрое увеличить экспорт.

Под руководством Эрхарда была проведена эффективная поли­тика по сокращению безработицы, увеличению количества рабочих мест, переподготовке кадров и др. Была создана специальная систе­ма социальной защиты населениякоторую Эрхард называл «полити­кой для миллионов». Осуществление этой политики проводилось под лозунгом «благосостояние для всех». Однако эта политика требова­ла разного подхода к сильным и слабым. От сильных требовалось проявление самостоятельности и мастерства для достижения успехов в работе и жизни. По отношению к слабым необходимо было про­являть милосердие, защиту и поддержку, не унижая их и не оскорб­ляя их человеческое достоинство.

На обеспечение социальной защиты малоимущего населения бы­ли направлены мероприятия налоговой политики. Малообеспечен­ные слои населения освобождались от налогов, многие социальные программы финансировались за счет повышения налогов на богатых граждан. Во время проведения реформы оказывалась помощь пре­старелым, пенсии увеличились в несколько раз, выплачивались по­собия неимущим квартиросъемщикам и т.д.

Концепция «социального рыночного хозяйства» по Эрхарду вклю­чает в себя три основных положения:

1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйст­вованияКонцепция Эрхарада была направлена на создание сильно­го, «социального государства», которое не только регулирует общест­венные процессы, в том числе и рынок, но и проводит социальную политику в интересах повышения благосостояния населения. Та­кая позиция противоположна взглядам американского исследователя М. Фридмэна, который ввел термин «монетаризм». Фридмэн высту­пал против государственного регулирования. Государство монетари­стского типа не гарантирует населению оказание медицинской по­мощи, создание государственной системы социального страхования и образования. Рыночная экономика развивается стихийно, без ка­кого-либо вмешательства со стороны государства.

Понятие «социальное государство» было закреплено в конститу­ции ФРГ. Вслед за ФРГ ряд европейских стран (Франция, Швеция. Италия и др.) определили свой статус как социального государства. Это же сделала и Российская Федерация: в ст. 7 Конституции запи­сано, что Российская Федерация — социальное государство. Однако система социальной защиты населения в России в настоящее время не действует, а социальное положение большинства населения все более ухудшается.

2. Введение индикативного планированияпришедшего на смену директивного планирования. Директивное планирование предусматри­вало установление четкого и большого количества директивных пока­зателей, обязательных для выполнения. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

Государственный индикативный план составляется на 5 лет и еже­годно в него вносятся коррективы. В плане приводятся ориентиро­вочные данные о приросте за 5 лет национального продукта, его рас­пределение, а также возможные структурные изменения, изменения цен и внешнеэкономических условий. Финансовые планы также со­ставляются на 5 лет и ежегодно корректируются.

Благодаря использованию индикативного планирования, ФРГ су­мела не только восстановить разрушенное войной хозяйство, но и вой­ти в число наиболее развитых, передовых стран мира, в то время как СССР, придерживающийся директивного планирования, при­шел в полный упадок, что потребовало реформирования всей сис­темы управления.

3. Социальное партнерство. Основой успеха индикативного планиро­вания в ФРГ явилась поддержка всем населением главных целей со­циально-экономического развития страны на перспективу, а также баланс социально-трудовых интересов общества, известный как соци­альное партнерство.

Социальное партнерство представляет собой такой тип отноше­ний между предпринимателями и работниками, при котором между ними достигается социальный мир, а возникающие конфликты раз­решаются цивилизованными методами. Социальное партнерство не исключает возможности требований наемных работников о повы­шении заработной платы, изменения режима работы и условий тру­да, снижения налогов и т.п. Однако политические забастовки, направ­ленные на смену власти, отставку правительства или президента страны, нарушают баланс социального партнерства.