Идеи о государственном управлении а.П Волынского и в.Н. Татищева
Первая четверть XVIII в. была периодом самого активного перехода к петровскому реформированию управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. После кончины Петра 1 в 1725 г. продолжение курса реформ стало носить противоречивый характер. В целом созданная им система управления была уже необратимой. Но относительно отдельных позиций и способов регулирования хозяйства его преемники вносили изменения и поправки, соответствующие их образу мысли, а чаще всего соответствующие интересам их иностранного окружения. За 37 лет после смерти Петра Великого на российском троне побывало 6 царских особ, и только Екатерина II (1729— 1796), которая находилась у власти почти всю вторую половину XVIII в. (с 1762 по 1796 гг.), оставила значительный след в истории России и развитии ее экономики. В постпетровский период в российской экономике развивались 2 противоположные тенденции: ослабление и отмена крепостного права, сдерживавшего развитие капиталистических отношений; усиление крепостничества и укрепление дворянства. Среди дворян-идеологов первой половины XVIIІ в. видное место занимал Артемий Петрович Волынский (1689—1740), происходивший из старинного дворянского рода. В 1738 г., в правление Анны Ивановны, он был назначен кабинет-министром и проявил весьма незаурядные способности в области улучшения государственного управления. Но его активная деятельность на этом высоком посту была не по душе немецкому окружению царицы во главе с Э. Бироном, которое демонстративно оттесняло русских от управления государством. Волынский стремился ограничить влияние иностранцев при дворе и возглавил оппозицию против них. Но вследствие происков всесильного в то время Бирона в 1740 он был арестован, обвинен в подготовке государственного переворота, взяточничестве и многих других тяжких преступлениях и в том же году казнен. В царствование Анны Ивановны Волынский составил обстоятельный проект «Генеральное рассуждение о правлении государственных дел», в центре которого были экономические вопросы. Но перед его арестом этот проект был уничтожен; о его содержании известно лишь из показаний на следствии других чиновников, обвиненных вместе с Волынским. Сохранилась лишь «Инструкция» А.П. Волынского своему дворецкому относительно управления хозяйством. В ней обобщены отношения между помещиком и крепостным. Волынский приказывает дворецкому отбирать по деревням десятников, в обязанность которых входил бы строгий контроль за крестьянами своей десятки, обязанными находиться все время на работе и отлучаться только с разрешения приказчика. Даже на торжке крестьяне должны были находиться под наблюдением кого-либо из десятских своей деревни. Последовательным идеологом крепостничества был и Василий Никитич Татищев (1686—1750), выходец из знатного, но обедневшего дворянского рода. В 1719 г. по поручению Петра 1 Татищев занялся географическим описанием и исследованием истории России. В то время не существовало отечественной истории и географии, написанных русскими авторами, а в сочинениях иностранцев, по оценке Татищева, множество фактических ошибок. В начале 30-х гг. Татищев был главным управляющим горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях. Но его деятельность была не по душе Бирону и другим иностранным чиновникам, которые добивались передачи казенных заводов в частные руки. Поэтому Татищева перевели в Оренбург, а в 1741 г. назначили астраханским губернатором. Однако недоброжелатели и здесь не оставили его в покое, и в 1745 г. Татищев вновь подвергся опале и был отдан под суд. Последние годы он жил в подмосковном Болдино и полностью сосредоточился на занятиях наукой. Здесь он завершил большой труд по отечественной истории и сделал обобщение своих работ и размышлений по экономическим вопросам в записке «, Например, представление о купечестве и ремеслах». Анализируя экономическую политику, Татищев осуждал преемников Петра 1. Роль Мануфактур-коллегии и Коммерц-коллегии была резко снижена, многие заводы разорены, уставы и учреждения отринуты или изменены. Он одобрял политику Елизаветы Петровны, которая вновь ввела петровские уставы и восстановила учрежденные им органы управления торговлей и промышленностью. Татищев считал полезным дальнейшее совершенствование экономической политики Петра. Он советовал Елизавете сохранить основу петровской политики. Будучи меркантилистом, Татищев, так же, как и Посошков, главным источником богатства считал торговлю, которая, по его мнению, имеет такое же значение для экономики, как сердце для человека. Он высоко оценивал роль реформ Петра 1 в развитии русской торговли и создании системы управления ею. Татищев настоятельно рекомендовал добиваться активного торгового баланса, превышения экспорта над импортом. С этой целью он предлагал изменить таможенный тариф и ввести специальные тарифы для отдельных портов и городов. Весьма актуальным для современной экономической политики вспомнить советы Татищева, не допускать к вывозу за границу золото и серебро в слитках, монете и посуде, а разрешать вывоз лишь таких изделий, в цене которых стоимость обработки составляет не менее половины. Импорт же золота и серебра в слитках он предлагал освободить от пошлин, так же, как и импорт недостающего в России сырья для развития промышленности, чтобы «фабрики российские могли размножаться».
С целью ограждения отечественной промышленности от иностранной конкуренции Татищев предлагал установить высокие пошлины на товары и изделия, которые могли производиться в России. В области системы управления хозяйственными делами Татищев большое значение придавал улучшению финансовой политики и повышению покупательной способности рубля. В противовес политике Петра Татищев предложил повысить стоимость серебряного рубля путем увеличения веса монеты и улучшения пробы серебра. Он отрицательно относился к бумажным деньгам. Оригинальными по тому времени были рассуждения Татищева об организации банков. Он справедливо отмечал, что у купца не может быть свободных денег, так как большая часть его капитала помещена в товары, а у дворянства и духовенства свободные деньги имеются, но давать их взаймы купцам они не желают. Поэтому надо организовать передачу этих денег в кредит купцам через создаваемые банки, в чем должны быть заинтересованы все стороны. Анализируя проблемы развития промышленности, он выделял 2 приоритетных направления: во-первых, активное развитие отраслей промышленности, связанный с военными потребностями и обеспечением экономической независимости России; во-вторых, поощрение мануфактур, производящих изделия на экспорт, как весьма важный источник государственного дохода. К таким отраслям он относил прежде всего рудодобывающую, металлургическую и металлообрабатывающую. Он требовал увеличить объем продукции казенных и частных заводов Урала для удовлетворения внутренних потребностей государства в металле и для продажи его другим странам. Заботясь о развитии мелких ремесел и частного предпринимательства, Татищев предложил изъять ремесленников из ведения Мануфактур-коллегии и передать их городским магистратам в местное подчинение. Уделяя большое внимание подготовке кадров ремесленников, он предлагал магистратам на свои средства создавать школы и технические училища и даже настаивал на необходимости открытия в России Академии ремесел. Это предложение было реализовано уже после его смерти и в несколько ином виде: в 1757 г. в Петербурге была открыта Академия трех важнейших художеств, преобразованная в 1764 г. в Российскую императорскую Академию художеств. Татищев был откровенным сторонником протекционизма и считал крайне необходимым покровительство отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству. При этом он полагал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России и поощрять с помощью различных льгот развитие необходимых производств. Государство должно давать «побуждение и способы к трудолюбию, ремеслам, промыслам, торгам и земским работам.
Свои планы относительно управления вотчинами и способов повышения их доходности Татищев подробно изложил в 1742 г. в сочинении «Краткие экономические до деревни следующие записи», в котором рассказывает о системах земледелия, садоводстве, животноводстве, птицеводстве, пчеловодстве, домашних промыслах крестьян, об организации сельских магазинов. Он отрицательно относился к управлению поместьем посредством наемных приказчиков и управляющих: если помещик живет в городе, он должен применять оброчную систему с раздачей всей земли для обработки в надел крестьянам, что, по мнению Татищева, полезнее, чем держать приказчика. В целом идеи и предложения Татищева, направленные на активизацию развития производительных сил России, были весьма прогрессивными для своего времени.
- Управленческие революции
- Допетровская Русь
- Экономическая политика России в 17 веке, а.Л. Ордин - Нащокин
- Развитие предпринимательства в первой четверти 17 века
- Реформы Петра 1 по совершенствованию управления экономикой
- Деятельность и.Т. Посошкова
- Предпринимательство в середине и конце 18 века
- Экономические реформы Екатерины 2, и предпринимательство начала 19 в. Экономические реформы Екатерины 2
- Предпринимательство первой половины 19 века
- Идеи о государственном управлении а.П Волынского и в.Н. Татищева
- Экономические воззрения м.В. Ломоносова
- Экономические взгляды д.А. Голицина, а.Н. Радищева
- Преобразования Александра I
- Деятельность м.М. Сперанского
- Проект политической реформы: замыслы и результаты.
- Экономическая политика н.С. Мордвинова
- Роль Александра II в разработке и реализации крестьянской реформы
- Реформы Александра II и рождение нового предпринимательства
- Органы самоуправления (земства) в системе государственного самоуправления История возникновения земского самоуправления
- Городское самоуправление после реформы 1870г.
- Реформы с.Ю.Витте.
- Основное содержание аграрной реформы п.А.Столыпина.
- Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.
- Советский менеджмент и «военный коммунизм».
- Новая экономическая политика (нэп)
- 23. Проблемы управления экономикой в 20-30 годы.
- Проблемы управления экономикой в 20-30гг.
- Изменения системы управления в процессе индустриализации и коллективизации.
- 25. Новые аспекты в управлении экономикой в послевоенный период (и.В.Сталин).
- 26. Принципиальные изменения н.С. Хрущева в системе управления экономикой.
- 27. Кибернетика и дискуссии о науке управления.
- 28. Реформа системы управления экономикой 1965 г. Л.И. Брежнев, а.Н. Косыгин.
- Социально – экономическое положение ссср.
- 29. Критика затратных методов в 70-80-е гг. Сущность реформ 1965 г. И 1979 г. Критика затратных методов хозяйствования в 1970-1980-е гг. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
- Критика затратных методов хозяйствования в 70-80-е гг.
- Особенности экономической реформы 1979 г.
- 30. Экономическая реформа 1979г. Реформирование экономики ссср в 1979 году.
- 31. Перестройка м.С.Горбачева и дискредитация плановой системы управления.
- 32. Программа «500» дней.
- 33. Ускорение формирования рыночных структур и новых форм управления в 90-е
- 34. Приватизация в России
- 35. Школа научного управления. Возникновение тейлоризма и его сущность.
- 36. Основные положения фордизма
- 37. Сущность и принципы «теории администрирования»
- 38. Функции управления и профессиональные требования к менеджеру Функции менеджера
- От него в частности требуется:
- Требования к менеджеру
- 39. Возникновение «неоклассической» школы. «Хоторнские элементы» Элтона Мейо.
- 40. «Человеческий фактор» в развитии менеджмента
- 41. Бихевиористское направление в менеджменте
- 42. Менеджмент с точки зрения количественных методов
- 43. Системный подход
- Основные принципы системного подхода
- Особенности системного подхода
- 44. Ситуационный подход
- 45. Основные этапы формирования менеджмента в сша
- 46. Роль современного менеджмента и перспективы его развития в сша
- 47. Государственное регулирование. Управление и планирование в фирмах сша
- 48. Концепция социального рыночного хозяйства л.Эрхарда. Индикативное планирование
- 49. Шведская модель социализма г. Мюрдаля в условиях рыночной экономики.
- 50. Государственное регулирование экономики на макроуровне в Западной Европе.
- 51. Философия японского менеджмента
- 52. Комплексное управление качеством: система «Канбан» и «кружки качества»
- 53. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента