logo

33. Ускорение формирования рыночных структур и новых форм управления в 90-е

Импульсом ускорения рыночных преобразований в России, как и в других бывших советских республиках Советского Со­юза, послужил августовский путч 1991 г. Последовавшая после него цепная реакция объявлений республиками независимости и первенства республиканских законов над союзными была фак­тической ликвидацией единой системы управления народным хозяйством СССР. Формальным актом подтверждения этого явилось соглашение “О создании Содружества Независимых Государств” (СНГ), подписанное 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще гла­вами трех республик — России, Украины и Белоруссии. В нем зафиксировано, что “СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование”.

21 декабря 1991 г. к СНГ присоединились Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Рес­публика Кыргызстан, Республика Молдова, Республика Тад­жикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. Руководи­тели 11 бывших союзных республик СССР подписали алма-атин­скую Декларацию, которая подтверждала, что с образованием СНГ “Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. Государства — участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными про­цедурами выполнение межгосударственных обязательств, выте­кающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР”. Все это послужило основанием для ликвидации союзных органов управления народным хозяйством — Госплана, Госснаба, Гос­комитета по науке, министерств и других ведомств.

Новый этап углубления и ускорения формирования рыноч­ных отношений в России был объявлен на V съезде народных депутатов РСФСР, состоявшемся в октябре-ноябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на съезде с Обращением к депутатам и к народу, в котором, в частности, говорил о наличии уникаль­ной возможности за несколько месяцев стабилизировать эконо­мическое положение и начать процесс оздоровления. Реальные результаты, по его убеждению, должны быть получены уже к осени 1992 г. Он предложил систему мер, в центре которых были разгосударствление собственности, формирование рыноч­ной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования. Съезд одобрил предложенную программу и удов­летворил просьбу Ельцина о предоставлении ему чрезвычайных полномочий сроком на 1 год, в течение которого он обещал “стабилизировать экономическое положение”.

Для реализации одобренной программы было образовано но­вое правительство, которое возглавил президент. 6 ноября 1991г. Ельцин подписал Указ “Об организации работы правительства РСФСР в условиях экономической реформы”. В нем записано, что в целях организации эффективного управления народным хозяйством в условиях радикальной экономической реформы исключительно на заседаниях правительства:

- рассматриваются вопросы подготовки проектов государственного бюджета РСФСР, вопросу текущего исполнения государствен­ного бюджета РСФСР, а также вопросы формирования и ис­пользования государственных внебюджетных фондов;

- рассматриваются вопросы соответствия актов органов Союза ССР законодательству РСФСР, интересам РСФСР и республик в составе РСФСР;

- рассматриваются проекты программ экономического и соци­ального развития РСФСР и отдельных регионов РСФСР;

- определяются объем выпуска в обращение государственных ценных бумаг и пределы увеличения государственного внутрен­него и внешнего долга;

- устанавливаются номенклатуры продукции, товаров и услуг, на которые применяются фиксированные государственные цены;

- рассматриваются предложения по установлению и изменению таможенных платежей и ставок налогообложения на производство отдельных видов товаров и услуг, либо в отдельных сферах дея­тельности, либо для отдельных категорий граждан;

- утверждаются проекты годовых программ приватизации госу­дарственной собственности и предложения по основным направ­лениям использования средств, полученных от приватизации, в соответствии с действующим законодательством;

- принимаются решения о подготовке и представлении Прези­денту РСФСР предложений об образовании и ликвидации ми­нистерств и ведомств РСФСР;

- принимаются решения о подписании межправительственных соглашений по вопросам, относящимся к ведению Правитель­ства РСФСР.

Новое правительство активизировало процесс образования новых рыночных структур управления. В частности, был создан Госу­дарственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом. Постановлением правительства всем субъектам Российской Федерации было рекомендовано образовать на мес­тах соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом и утвердить положения о них. Этому органу была поручена работа по разграничению федеральной собственнос­ти, собственности республик, входящих в состав РСФСР, авто­номных областей, автономных округов, краев и областей, а также муниципальной собственности. В утвержденном правительством Положении на указанный Госкомитет были, в частности, воз­ложены:

разработка и реализация программы разгосударствления и приватизации государственной собственности путем преобра­зования государственных предприятий в акционерные общества;

- организация и непосредственное выполнение мероприятий, связанных с переходом в ведение России предприятий, функ­ции управления которыми осуществлялись органами управле­ния СССР;

- анализ хода осуществления мероприятий по разгосударствле­нию и приватизации собственности и учет их результатов в прак­тической деятельности;

- распоряжение и управление государственным имуществом предприятий, относящихся к федеральной собственности, а также земельными участками, находящимися в федеральной собствен­ности;

- функции держателя акций, принадлежащих государству, а также функции арендодателя при сдаче государственного имущества в аренду;

- продажа на конкурсных и аукционных началах госпредприятий.

Одновременно правительство утвердило Положение о поряд­ке перехода в юрисдикцию государственного управления РСФСР предприятий и организаций союзного значения, расположен­ных на территории России. В нем предусмотрено, что переход союзных предприятий и передача их собственности в собствен­ность Российской Федерации безвозмездны, происходят под контролем Госкомитета РСФСР по управлению государствен­ным имуществом и требуют внесения изменений в учредитель­ные документы предприятия, подтверждающих его республи­канский статус. Перерегистрация должна осуществляться в со­ответствии с Законом РСФСР “О предприятиях и предприни­мательской деятельности”.

В процессе создания рыночной среды многие отраслевые ми­нистерства были преобразованы в различные корпорации и хол­динги. Так, на базе объединений, предприятий и организаций Министерства лесной промышленности СССР была образована Российская государственная корпорация по производству лесо­бумажной продукции (“Российские промышленники”). Госко­митет по управлению государственной собственностью делеги­ровал этой Корпорации права по управлению имуществом всех подведомственных ему предприятий и организаций. Функции управления Корпорации принципиально отличались от функ­ций прежнего министерства. Корпорация получили самостоятель­ность, необходимую для перехода от директивных методов управ­ления к рыночному регулированию хозяйственной деятельности.

В ходе поиска новых форм управления на региональном уров­не было принято постановление правительства “Об отработке в Коми ССР элементов экономического механизма функциони­рования народного хозяйства в условиях перехода на рыночные отношения”. Важнейшими направлениями поиска были:

- создание реальных условий для хозяйственной самостоятель­ности товаропроизводителей и развития предпринимательской деятельности;

- эффективное использование сырьевых и природных ресурсов;

- усиление зависимости бюджета республики от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и органи­заций, расположенных на территории республики.

Коренным поворотом в переходе от планового управления экономикой к рыночному регулированию является либерализа­ция цен со 2 января 1992 г., получившая название “шоковая терапия”. В связи с ее введением заместитель главы правитель­ства по вопросам осуществления экономической реформы Е.Т. Гайдар заявил: “За первые 3 месяца мы ожидаем 3-кратного повышения цен (тогда это казалось слишком много — Д.В.). К марту-апрелю должно наступить замедление темпов роста цен до 10—12%, но к концу года темпы роста цен замедлятся до нескольких процентов. Курс рубля стабилизируется. Общее па­дение производства за год не превысит 10—12%”.

За короткий срок в стране были созданы коммерческие струк­туры, которые и ныне служат базой для рыночных отношений (коммерческие банки и различные биржи), многочисленные акционерные общества разнообразных типов, фирмы и корпо­рации как местного, так и федерального масштаба деятельнос­ти. С 1992 г. проводится реорганизация колхозов и совхозов, осу­ществляется перераспределение земель. Перерегистрировано более 24 тыс. колхозов и совхозов, или 95% их общего количества. Основ­ной организационно-правовой формой хозяйствования стали товарищества различных типов. На базе реорганизованных колхозов и совхозов создано более 300 акционерных обществ открытого типа, 400 подсобных хозяйств предприятий и организаций, около 2 тыс. сельхозкооперативов и 3 тыс. прочих фирм хозяйствова­ния. На долю сельхозпредприятий с государственной собствен­ностью приходится не более 15% сельхозугодий и стоимости произведенной продукции. Растет число фермерских хозяйств, которые составили уже более 5% сельхозугодий страны.

Следует отметить, что одной из коренных специфических особенностей российской экономики, как и ряда других новых государств, образованных вместо бывших союзных республик СССР, является исключительно высокий уровень монополиза­ции всех отраслей и сфер общественного воспроизводства на базе общенародной собственности. Поэтому для формирования рыночных структур и регуляторов первостепенное значение при­обретают преобразование отношений собственности и образование новых форм управления. В многоукладной рыночной эко­номике должны рационально сочетаться различные ее формы: государственная и частная, кооперативная и муниципальная, собственность общественных и религиозных организаций, ино­странная собственность смешанные ее формы. При этом каждый ее вид должен иметь заинтересованного и ответственного владельца, что предполагает ликвидацию бес­хозности. Многообразие форм собственности создает благопри­ятные возможности для развития разнообразных форм управле­ния старыми и новыми хозяйственными структурами.

Активное создание инфраструктуры для рыночного регули­рования по ряду объективных и субъективных причин вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения насе­ления страны. Вместо обещанной стабилизации экономики к осени 1992 г. и 2—3-кратного повышения цен спад производ­ства составил почти 20%, а цены на предметы первой необхо­димости выросли от 60 до 250 раз. В среднем потребительские цены на товары и услуги выросли в 13 раз, а денежные дохо­ды — в 5,7 раза.

Поэтому на VII съезде народных депутатов в декабре 1992 г. состоялась острая полемика, вызванная проводимой экономи­ческой политикой. Работа правительства была признана неудов­летворительной. Гайдар был освобожден от занимаемой им долж­ности и.о. главы правительства. Новым премьер-министром был избран В.С. Черномырдин, которому досталось весьма сложное наследство. Как выходить из возникшего глубокого кризиса? Продолжать “шоковую терапию”, которая порождает пороки дикого капитализма — хаос, анархию, безработицу и обнища­ние, — или вводить государственное регулирование и контроль за экономическими процессами? Такая дилемма стояла перед Черномырдиным и возглавляемым им правительством. После не­которых колебаний Черномырдин, видимо, не без серьезного влияния своего окружения, продолжил курс “шоковой тера­пии”, что вело к дальнейшему спаду производства и ухудше­нию социального положения населения.

По прежней Конституции право определения внутренней и внешней политики государства принадлежало съезду народных депутатов РСФСР; ему же было подотчетно и правительство, так как его ключевые фигуры назначались съездом или Верхов­ным Советом. Депутаты, будучи зависимы от избирателей, не могли не выражать их настроения и не критиковать правитель­ство за реформы, которые не улучшают, а резко ухудшают положение народа. Именно в этом и кроется источник противоре­чий между исполнительной и законодательной властью в Рос­сии, которые в течение 1993 г. неуклонно усиливались и обо­стрялись. Финалом этого процесса были известные события в ок­тябре 1993 г. (обстрел Дома правительства, где находились чле­ны Верховного Совета).

Принятие в декабре 1993 г. новой Конституции заложило ос­новы для президентского правления в России. Согласно новой Конституции основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент; он назначает Пред­седателя правительства с согласия Думы и представляет ей для обсуждения кандидатуру председателя Центробанка. Все остальные должности исполнительной власти Президент назначает по своему личному усмотрению.

Принципиальное изменение вносит Конституция и в основы управления в регионах: местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распо­ряжение муниципальной собственностью. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоя­тельно с учетом исторических и иных местных традиций. Орга­ны местного самоуправления самостоятельно управляют муни­ципальной собственностью, формируют, утверждают и испол­няют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сбо­ры, осуществляют охрану общественного порядка, а также ре­шают иные вопросы местного значения.

По новой Конституции Президент может решать своими ука­зами многие принципиальные вопросы управления экономи­кой. В 1994 г. Президент подписал 2 пакета, состоящие из 6 ука­зов каждый. Все они были направлены на ускорение и углублен­ных рыночных преобразований в России, создание более благо­приятных условий для конкуренции и являются одним из базо­вых “китов” рыночных отношений. Наиболее важными указами были следующие:

“О некоторых мерах по обеспечению государственного управ­ления экономикой”;

“О реформе государственных предприятий”;

“О некоторых вопросах налоговой политики”;

“О дополнительных мерах по нормализации расчетов и ук­реплению платежной дисциплины в народном хозяйстве”;

“О совершенствовании работы банковской системы Россий­ской Федерации”;

“О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной де­ятельности, в том числе осуществляемой с привлечением ино­странных кредиторов”;

“О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы”;

“Об отмене квотирования поставок на экспорт товаров и услуг”.

В 1995 г. правительство внесло существенные изменения в дейст­вующее ныне Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себесто­имость, и о порядке формирования, учитываемых при налого­обложении прибыли; их реализация может содействовать лик­видации указанных пороков в оплате труда и уменьшению на­логового бремени, что, в свою очередь, может сделать произ­водство более привлекательным для вложения капиталов.

Исключительно важным для развития менеджмента и марке­тинга как философии бизнеса в России имеет принятый в 1995 г. Федеральный закон “О государственном прогнозирова­нии и программах социально-экономического развития Российской Федерации”. В ст. 1 этого Закона, в частности, говорится, что государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социаль­но-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты такого прогнозирования используются при принятии органами законодательной и испол­нительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

В этом документе конкретизируется порядок государственно­го прогнозирования на долгосрочную перспективу — 1 раз в 5 лет на 10-летний период; на среднесрочную перспективу — на период от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой и на крат­косрочную перспективу, которая разрабатывается ежегодно. В специфических условиях российской экономики выбор при­оритетов социально-экономических преобразований является клю­чевым и сложнейшим вопросом теоретической и практической разработки новой системы управления. Эту систему целесооб­разнее строить на многовариантности и альтернативности ряда подсистем. Мировой и отечественный опыт убедительно свиде­тельствует о несостоятельности однозначной заданности осуществляемых реформ

Основными направлениями новой системы управления должны быть следующие:

- ориентация экономики на решение социальных задач, достижение высокого уровня жизни, создание институтов и механизмов, позволяющих сочетать экономическую эффективность и социальную справедливость;

- формирование современной системы рыночных отношений и механизмов при активной роли государственного регулирования экономики, сочетание и взаимодополнение разнообразных форм собственности и хозяйствования, обеспечивающих устойчивую мотивацию предпринимательской и трудовой активности;

- создание высокоэффективной экономики, гибкой и восприимчивой к научно-техническим нововведениям, к постоянно меняющимся общественным и личным интересам. В этой связи представляется необходимым сделать акцент на поддержке материального производства, стимулировании деловой активности вообще, и в инвестиционной сфере в особенности;

- разработка эффективной индустриальной структурной политики с учетом новейших достижений научно-технического прогресса, способной придать российской экономике современный облик и повысить конкурентоспособность отечественной, продукции на мировом и внутреннем рынках;

- укрепление социально-экономических основ Российского государства, сохранение его целостности путем обеспечения экономической интеграции регионов и создание действенного экономического механизма, способного обеспечить функционирование национальной экономики как единого целого.