logo

36. Основные положения фордизма

Фордизм — одно из социально-экономических направлений. Название происходит от имени Генри Форда и связано с его деятельностью.

В основе фордизма лежит точка зрения, согласно которой общественное благосостояние и высокие корпоративные прибыли могут быть достигнуты за счёт высоких зарплат рабочих, что позволит последним покупать продукцию, которую они производят. Слово «Фордизм» стало использоваться в начале XX-го века для описания практик применяемых на автомобильных заводах Генри Форда.

Основные положения фордизма таковы: 1. Высоко оплачивать труд каждого работника и следить за тем, чтобы он работам все 48 часов в неделю, но не больше.

2. Обеспечивать наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих и самих себя. Как и Тейлор он был активным сторонником масштабного использования разносторонних научных знаний в организации производства и управления. Форд считал, что важнейшая задача бизнесменов – создать условия, благодаря которым в полную мощь могут проявиться возможности ее народа, и не отдельных людей или каких-либо социальных групп, а наибольшего их числа. Одна из целей промышленности – это не только снабжать потребителей, но и создавать их. Цель своей предпринимательской деятельности Форд видел в служении обществу. Задача предприятия – производить для потребления, а не для наживы и спекуляции. Руководствуясь этими принципами, он установил восьмичасовой рабочий день и повысил зарплату своим рабочим в два раза по сравнению с общепринятыми нормами; открыл необычные школы со стипендиями, предназначенными усердным и талантливым ученикам; создал социальную лабораторию для изучения условий труда, быта и досуга работников. На всех предприятиях Форда тяжелые работы выполняют машины. Он был убежден, что организация промышленности – есть наука, и все прочие науки служат этому делу. В целом же заслуга Форда наравне с Тейлором, Ганном, Гилбретами и другими состоит в утверждении следующих принципов научного управления: 1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи. 2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение. 3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач. 4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для роста производительности. 5. Выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс. 6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки. Формирование функций менеджмента.