logo

40. «Человеческий фактор» в развитии менеджмента

Обращение к человеческому фактору - это революционный переворот в науке управления и менеджмента. Под человеческим фактором понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании - это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т.д.

Именно человеческий фактор ныне определяет конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. В деятельности сегодняшнего менеджера вместо традиционных административных преобладают социально-экономические и психологические методы управления. Взаимоотношения менеджера, большей частью неформальные, со множеством людей составляют специфику его работы. Вот высказывание крупного японского менеджера Акио Мориты: “Качество дают не станки, а люди”.

Пожалуй, самое наглядное представление о роли и значении человеческих отношений в решении разнообразных практических задач дает известная книга Дейла Карнеги “Как обрести друзей и оказывать влияние на людей”. Он формулирует основные методы обращения с людьми: как понравиться человеку, как склонить человека к вашей точке зрения, как воздействовать на людей, не огорчая их и не вызывая у них чувства обиды и др. По моему мнению, данная книга должна быть настольной книгой менеджера.

Суть системы человеческих отношений характеризуют так называемые менеджерские заповеди - правила и предписания, которым должен следовать менеджер в своей практической деятельности. Каждая фирма разрабатывает, как правило, свои менеджерские заповеди. Например, вот список заповедей для менеджеров из компании “Дженерал Моторс”:

- будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они не касаются непосредственно тебя;

- будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно;

- имей бесконечное терпение;

- будь справедлив, особенно по отношению к подчиненным;

- будь вежлив, никогда не демонстрируй раздражение;

- всегда благодари подчиненного за хорошую работу;

- не делай замечаний подчиненному в присутствии третьего лица;

- не делай сам ту работу, которую могут сделать твои подчиненные;

и другие.

Менеджмент - психологически насыщенная система управления, главные функции которой непосредственно связаны с психологией. Поэтому для эффективного осуществления этих функций менеджеру нежно овладеть психологическими компонентами менеджерского мастерства: уметь взаимодействовать с людьми, выступать перед аудиторией, убеждать и т.д.