53. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента
Японская модель |
Американская модель
|
1. Философия фирмы | |
Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма»
| Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих
|
2. Цели фирмы | |
Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы | Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков |
3. Организационная структура управления | |
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах Использование проектных структур управления
| Корпорация состоит из автономных отделений
Использование матричных структур управления |
4. Наем и кадровая политика | |
Широко используется труд выпускников вузов и школ Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства Продвижение по службе с учетом выслуги лет Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата) | Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность Индивидуальная оценка и аттестация работников Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника |
5. Организация производства и труда | |
Основное внимание уделяется цеху — низовому звену производства Используется система «точно вовремя» (Канбан) без создания запасов и межоперационных заделов Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы Обязанности между работниками строго не распределены Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз — «действуй по обстановке»
| Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой Работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда
|
6. Стимулирование работников | |
При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год (каждый раз по два-три месячных оклада) Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др.
| Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы
|
7. Внутрифирменное планирование | |
Внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10— 15 лет. Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделениями фирмы. В плане отделения показывается объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков
| Процесс планирования децентрализован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР которые могут корректироваться в течение года По каждому новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры (СХЦ) |
8. Финансовая политика | |
Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования Широкое привлечение заемных средств
| Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций Самофинансирование корпораций
|
В таблице дано сравнение японской и американской моделей менеджмента, позволяющее выделить достоинства и недостатки каждой из них.
В последнее время американцы предпринимают много усилий, чтобы выяснить сущность японских методов управления и перенести положительный опыт Японии на свои предприятия. В 50—60-е гг. положение было обратным, японские фирмы перенимали американские принципы организации производства, технологию производства, подходы к формированию организационных структур и др. Как уже отмечалось выше, «кружки качества» и система поставок «точно вовремя» зародились в Америке, но не получили там широкого распространения. Однако они принесли хорошие результаты на японских фирмах. В то же время другое американское нововведение — американские методы управления «человеческими ресурсами» — не нашло применения в Японии.
В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху. Так, американская компания «Дженерал Моторс» внедрила систему «точно вовремя», а другая компания «Дженерал Электрик» - «кружки качества». Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Это относится к системе долгосрочного или «пожизненного найма» работников, образованию за счет отчислений от прибылей фирмы фондов для удовлетворения нужд работников и др.
- Управленческие революции
- Допетровская Русь
- Экономическая политика России в 17 веке, а.Л. Ордин - Нащокин
- Развитие предпринимательства в первой четверти 17 века
- Реформы Петра 1 по совершенствованию управления экономикой
- Деятельность и.Т. Посошкова
- Предпринимательство в середине и конце 18 века
- Экономические реформы Екатерины 2, и предпринимательство начала 19 в. Экономические реформы Екатерины 2
- Предпринимательство первой половины 19 века
- Идеи о государственном управлении а.П Волынского и в.Н. Татищева
- Экономические воззрения м.В. Ломоносова
- Экономические взгляды д.А. Голицина, а.Н. Радищева
- Преобразования Александра I
- Деятельность м.М. Сперанского
- Проект политической реформы: замыслы и результаты.
- Экономическая политика н.С. Мордвинова
- Роль Александра II в разработке и реализации крестьянской реформы
- Реформы Александра II и рождение нового предпринимательства
- Органы самоуправления (земства) в системе государственного самоуправления История возникновения земского самоуправления
- Городское самоуправление после реформы 1870г.
- Реформы с.Ю.Витте.
- Основное содержание аграрной реформы п.А.Столыпина.
- Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.
- Советский менеджмент и «военный коммунизм».
- Новая экономическая политика (нэп)
- 23. Проблемы управления экономикой в 20-30 годы.
- Проблемы управления экономикой в 20-30гг.
- Изменения системы управления в процессе индустриализации и коллективизации.
- 25. Новые аспекты в управлении экономикой в послевоенный период (и.В.Сталин).
- 26. Принципиальные изменения н.С. Хрущева в системе управления экономикой.
- 27. Кибернетика и дискуссии о науке управления.
- 28. Реформа системы управления экономикой 1965 г. Л.И. Брежнев, а.Н. Косыгин.
- Социально – экономическое положение ссср.
- 29. Критика затратных методов в 70-80-е гг. Сущность реформ 1965 г. И 1979 г. Критика затратных методов хозяйствования в 1970-1980-е гг. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
- Критика затратных методов хозяйствования в 70-80-е гг.
- Особенности экономической реформы 1979 г.
- 30. Экономическая реформа 1979г. Реформирование экономики ссср в 1979 году.
- 31. Перестройка м.С.Горбачева и дискредитация плановой системы управления.
- 32. Программа «500» дней.
- 33. Ускорение формирования рыночных структур и новых форм управления в 90-е
- 34. Приватизация в России
- 35. Школа научного управления. Возникновение тейлоризма и его сущность.
- 36. Основные положения фордизма
- 37. Сущность и принципы «теории администрирования»
- 38. Функции управления и профессиональные требования к менеджеру Функции менеджера
- От него в частности требуется:
- Требования к менеджеру
- 39. Возникновение «неоклассической» школы. «Хоторнские элементы» Элтона Мейо.
- 40. «Человеческий фактор» в развитии менеджмента
- 41. Бихевиористское направление в менеджменте
- 42. Менеджмент с точки зрения количественных методов
- 43. Системный подход
- Основные принципы системного подхода
- Особенности системного подхода
- 44. Ситуационный подход
- 45. Основные этапы формирования менеджмента в сша
- 46. Роль современного менеджмента и перспективы его развития в сша
- 47. Государственное регулирование. Управление и планирование в фирмах сша
- 48. Концепция социального рыночного хозяйства л.Эрхарда. Индикативное планирование
- 49. Шведская модель социализма г. Мюрдаля в условиях рыночной экономики.
- 50. Государственное регулирование экономики на макроуровне в Западной Европе.
- 51. Философия японского менеджмента
- 52. Комплексное управление качеством: система «Канбан» и «кружки качества»
- 53. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента