67. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов двух или нескольких людей.
Мир бизнеса характеризуется тем, что здесь сталкиваются различные цели и интересы людей, фирм, компаний. Поэтому и конфликты проявляются наиболее четко и рельефно.
Источники (причины) конфликтов – это противоречия, возникающие между людьми, группами, организациями и т.д.
Конфликт в организации может принимать различные формы. Но какова бы ни была природа организационного конфликта, менеджер* должен изучить, понять и управлять им. Если конфликт в организации неуправляем, это может привести либо к снижению эффективности её работы, либо к её ликвидации. Наоборот, управляемый конфликт обеспечивает процветание организации.
Исследования показывают, что работников можно разделить на три группы: устойчивые к конфликтам, удерживающиеся от конфликта и конфликтные. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные (70-80%)
В организации численность третьей группы составляет ~ 6-7% от всех раб.
Следует иметь в виду, что возникновение конфликта внутри организации не всегда следует рассматривать как негативное явление. Если конфликт обеспечивает в большей мере реализацию закона необходимого разнообразия, помогает найти большее число перспективных альтернатив, делает процесс принятия решений группой более эффективным, обеспечивает самореализацию отдельной личности, то такой конфликт называется функциональным и ведет к повышению эффективности организации. Менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы "встряхнуть" сотрудников, оживить организацию, найти новое более эффективное решение. Считается, что если в организации нет конфликтов, то там что-то не в порядке.
Если в результате конфликта не происходит достижения целей организации и не удовлетворяются потребности отдельной личности, то такой конфликт называют дисфункциональным, приводящим к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.
Менеджер* согласно своей роли находится обычно в центре конфликта в организации и призван разрешить его всеми доступными средствами. Оставлять конфликт без внимания - это все равно, что оставлять в пустом доме тлеющие угли.
Управление* конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на изучение и улаживание различного рода конфликтов.
Типы конфликтов. Существуют четыре основных типа (уровня) конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой и внутриорганизационный.
1. Внутриличностный конфликт имеет место внутри индивида и часто по природе своей является конфликтом целей или познавательным конфликтом. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающие цели. Примером внутриличностного конфликта может быть выбор места работы выпускником университета. Внутриличностный конфликт приобретает познавательную окраску, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом. Человек начинает ощущать дискомфорт и пытается выйти из этого состояния через изменение своих мыслей, расположений, ценностей и поведения или через получение большего количества информации о проблеме.
2. Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в несогласии друг к другу в отношении целей, путей их достижения, расположений, ценностей или поведения. Проявляется он как столкновение личностей по поводу целей и познания, а также и в чувственном плане. Например, борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п.
Другая форма проявления межличностного конфликта - столкновение личностей, обладающих различными чертами характера, темперамента, ценностными ориентациями, которые в силу различия в целях не в состоянии ладить друг с другом. Они психологически не совместимы.
3. Конфликт между личностью и группой. Конфликт возникает в случае, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности.
4. Межгрупповой конфликт возникает в организациях, состоящих из множества формальных и неформальных групп. Поскольку у различных групп существуют свои, отличные от других групп цели, неизбежны конфликты даже в самых эффективных организациях. Такое противостояние может носить профессионально-производственную (конструкторы - производственники - маркетологи), социальную (рабочие и руководство) или эмоциональную ("лентяи" и "труженики") основу.
По направленности конфликты делятся на горизонтальные, вертикальные и смешанные. К горизонтальным относятся конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К вертикальным конфликтам относятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные (сущ. в не нас как объкт) и субъективные (присуще данному лицу). Первые порождены объективными причинами (сущ. в не нас), вторые – субъективными (присуще данному лицу).
Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную (определен.–относящяеся к конструкции «2» недостатки конструкции) и деструктивную (разрушительный, злокачественный).
Для конструктивной фазы характерна неудовлетворенность собой, беседой, совместной деятельностью. Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения разговора – повышенном эмоциональном тоне речи, упреках, оправданиях, игнорировании реакции партнера, а с другой стороны, в неречевых характеристиках поведения – уходе от разговора, прекращении совместной деятельности или ее нарушении, замешательстве, внезапном увеличении дистанции с партнером по общению, принятию закрытой позы, отведении взгляда, неестественной мимики и жестикуляции.
При этом беседа остается в рамках делового обсуждения, разногласия не принимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.
Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение становится неконтролируемыми.
Эта фаза может иметь две стадии. Первая психологически характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет.
Вторая стадия характеризуется повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля, нарушением восприятия реакций партнера вплоть до полного искажения смысла его слов и жестов, уходом от предмета спора и переходом на личности и оскорбления.
- 1 Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
- 2 Характер управленческого труда и роли менеджера в организации.
- 3 Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
- 4Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.
- 5Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.
- Ситуационный подход к управлению
- 6Содержание планирования как общей функции менеджмента. Основные этапы и принципы планирования.
- 1. Прогнозирование.
- 7Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.
- 8Содержание мотивации как общей функции менеджмента.
- 9 Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля.
- 10 Сущность и классификация мотивационных теорий
- Теория Маслоу.
- Теория МакКлэлланда.
- Теория Герцберга.
- 11 Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.
- 12Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.
- 13 Понятие и содержание методов менеджмента
- 14 Понятие и классификация управленческих решений.
- 15 Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- 16 Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.
- 17 Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса.
- 18 Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.
- Фyнкции opгaнизaциoннoй кyльтypы:
- 19 Управление процессом адаптации человека и организации.
- 20. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.
- 67. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.
- Предлагают 15 общих рекомендаций по управлению конфликтом:
- 21 Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.
- 1. Различие или пересечение интересов членов организации.
- 2. Различие в ценностных ориентациях.
- 22 Понятие и содержание власти. Источники власти в организации. Существует две системы организационной власти по Эммирсону:
- 23 Понятие и характеристика основных стилей управления.
- 24Управленческая решетка р.Блейка и Дж. Мутона (грид). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления.
- 25 Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Традиционные теории лидерства.
- 26 Структура стратегического менеджмента в системе управления организации.
- Оперативная стратегия
- 27 Эталонные (базисные) стратегии развития организации.
- 28 Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.
- 29 Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу.
- Краткая характеристика основных элементов деловой среды:
- 30. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка её конкурентных позиций.
- 37. Конкуренция: понятия, формы, виды, роль в рыночной экономике. Антимонопольное законодательство.
- Виды конкуренции:
- Антимонопольное законодательство.
- 31. Этапы и основные направления современной экономической теории Направления в экономической теории:
- 32. Экономические институты: сущность, формальные и неформальные институты, функции, объекты, субъекты.
- 33Собственность и формы хозяйствования. Методы изменения форм собственности
- 34 Деньги. Эволюция форм денег. Закон денежного обращения.
- 35. Рынок: содержание, функции, структура и инфраструктура.
- Функции рынка:
- Классификация структуры рынка:
- 36. Экономический механизм спроса и предложения. Эластичность и её виды.
- В основе этого закона лежит 4 принципа:
- 1. Здравый смысл.
- Равновесие на рынке товара означает:
- Выделяют 4 вида эластичности:
- 39 Рынок факторов производства и распределение факторных доходов.
- 40Издержки и прибыль фирмы. Классификация, методы расчета.
- 41 Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.
- 42Ценообразование на рынке факторов производства. Уровень цен. Индексы цен.
- 43 Место и назначение потребителя в рыночной экономике.
- 44Макроэкономика, ее важнейшие показатели. Система национальных счетов (спс).
- 45 Модели, факторы и показатели экономического роста.
- 46Макроэкономическая нестабильность. Циклические колебания экономики. Длинные волны в экономике.
- 47 Рынок труда: занятость и безработица
- 48 Доходы населения и социальная политика государства в условиях экономической нестабильности.
- 49Инфляция как многофакторный процесс и антиинфляционные меры.
- 1.Ухудш-ся эк-кое полож-е:
- Антиинфляционная политика.
- Два пути:
- Меры регулирования:
- 50 Денежно-кредитная политика. Новые тенденции и проблемы в банковской системе России.
- 67. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.