29. Формирование российского менеджмента.
Основы современного менеджмента заложил в 1911 г. Ф. У. Тейлор в знаменитой книге "Принципы научного управления", где изложил, говоря современным языком "систему Тейлора".
………Проблема менеджмента такой огромной страны, как Россия, постоянно была трудным делом и ей пытались заниматься и решать с 18 в.. Следуя литературе, можно перечислить русских экономистов - А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях с 1730 г. по 1740 г.), исключительный русский ученый М.В. Ломоносов, министр П.А. Столыпин. Последний с 1906 г. совмещал две должности -- министра внутренних дел и премьер-министра. П.А. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления.
В СССР теория менеджмента с поставленной задачей построения социализма принципиально отличалось и связано с именами А.А. Богданова, А.К. Гастева, О.А. Ерманского, П.М. Керженцева, Н.А. Амосова. Главная мысль - классовый подход. В частности, следуя А.К. Гастеву, была сформулирована и обоснована концепция, получившая название "трудовые установки". Внедрением методики трудовых установок в практическую дело занимался Центральный институт труда (ЦИТ).
Поскольку система менеджмента после Великой Отечественной войны начала "пробуксовывать", с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. К сожалению, тот самый опыт менеджмента оказался неудачным.
Под влиянием успехов модельного менеджмента в Соедененные(ых) Штаты(ах) Америки, в СССР 1960-ых годах появилась самостоятельная ветвь ‑
менеджмента экономикой - экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Это связано с именами академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории менеджмента производством, но она вступала в противоречие с политическими и классовыми основами Советского общества.
Множество последующих реформ связано с очевидными проблемами эффективного менеджмента в СССР. С 1965 г. по настоящее пора, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы менеджмента народным хозяйством. Это:
-Реформа системы менеджмента экономикой 1965 г.
-Реформа системы менеджмента 1979 г.
-Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г.).
Хотя на последнем этапе к реформам подключились специальные комиссии - комиссия под руководством академика А. Г. Аганбегяна, которая предложила три альтернативных варианта перехода к рынку:
-внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;
-быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;
-создание системы менеджмента на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы менеджмента соответствовал предложениям правительства.
А также другая специальная комиссия под руководством академика С. Шаталина с программой "500 дней", под другим названием "шоковая ‑
терапия", результат менеджмента был скорее неудачным, поскольку привел к провальным 90-тым годам.
В настоящее время вследствие глобального кризиса в РФ наблюдается неустойчивость всего механизма менеджмента. Поэтому особенно важно анализировать предыдущий опыт менеджмента в условиях нестабильности и проектирование этого опыта на сегодняшний день и будущий прогноз.
- 1.Методология и принципы реинжиниринга бизнес-процессов.
- 2. Понятие и характеристики бизнес-процесса.
- 3. Моделирование бизнеса и case- технологий
- 4. Классификация информационных систем.
- 5. Развитие информационной модели управления предприятия.
- 6. Современные подходы к построению корпоративной информационной системы.
- 7. Основные факторы риска при внедрении систем класса erp на российских предприятиях.
- 8. Критерии выбора, совокупная стоимость владения и эффект от внедрения erp-систем.
- 9..Анализ и оценка проектных рисков.
- 10.Критерии выбора вложений капитала
- 11. Финансовый инжиниринг в системе управления предприятием.
- 12. Роль информационных и интеллектуальных технологий и реинжиниринге бизнес-процессов.
- 13. Оптимизация структуры и состава портфеля финансовых активов.
- 14. Объектно-ориентированное моделирование бизнес-процессов.
- 15.Принципы менеджмента обеспечивающих цепочек.
- 16.Реинжиниринг в управлении оборотными активами.
- 19. Специфика современных проблем управления.
- 20.Кризис функционального управления.
- 21. Эволюция организационных структур.
- 22. Процессно-ориентированное управление: модели управления организацией и их взаимосвязь с результативностью бизнеса.
- 23. Принципы тактического анализа процессов управления.
- 25. Развитие организационной модели управления предприятием.
- 26.Соотношение понятий реинжиниринга и инжиниринга бизнес-процессов.
- 27. Организационно-экономические условия реинжиниринга организаций
- 29. Формирование российского менеджмента.
- 30. Совершенствование организаций на основе теории систем.
- 31. Принципы качества э.Деминга.
- 32. Развитие взглядов на улучшение бизнес-процессов.
- 33. Оптимальный бизнес-процесс: критерии оптимальности и основные этапы оптимизации бизнес-процессов.
- 34. Экспертные системы индентификации бизнес-процессов: метод анализа иерархий.
- 35. Экспертные система индентификации бизнес-процессов: метод сбалансированой системы показателей.