logo search
404321_F76D2_shpargalka_informacionnye_tehnolog

30. Основные компоненты экспертных систем

Типичная ЭС состоит из следующих основных компонентов:

-решателя (интерпретатора),

-рабочей памяти (РП), называемой также базой данных (БД),

-базы знаний (БЗ),

-компонентов приобретения знаний, объяснительного и диалогового.

База данных предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи.

База знаний в ЭС предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область и правил, описывающих целесообразные преобразования данных этой области.

Решатель, используя исходные данные из БД и знания из БЗ, формирует такую последовательность правил, которые, будучи примененными к исходным данным, приводят к решению задачи.

Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями, осуществляемый пользователем-экспертом.

Схема обобщения экспертной системы

Объяснительный компонент объясняет, как система получила решение задачи (или почему она не получила решения), и какие знания при этом она использовала, что облегчает эксперту тестирование системы и повышает доверие пользователя к полученному результату.

Диалоговый компонент ориентирован на дружелюбное общение со всеми категориями пользователей, как в ходе решения задач, так и в ходе приобретения знаний, объяснения результатов работы.