logo search
Исследование систем управление - Малин

Введение

В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения по направлению "Менеджмент" 521500 и специальности "Менеджмент организации" 061100 одно из ведущих мест занимает учебная дисциплина "Исследование систем управления", которая входит в блок общепрофессиональных дисциплин. Кроме того, эта учебная дисциплина рекомендована Государственным образовательным стандартом для специальности "Государственное и муниципальное управление" 061000 в качестве дисциплины регионального компонента в блоке общепрофессиональных дисциплин.

По данной учебной дисциплине в последние годы в России издано несколько учебников и целый ряд учебных пособий. Многие из них очень полезны, интересны и по-своему хороши. Однако ни в одном из них не удалось в полной мере учесть и отразить всех тенденций развития российского образования, новых требований к уровню подготовки специалистов управленческого профиля, а также структурных изменений, происходящих в социально-экономическом развитии России.

Именно такие задачи ставили перед собой авторы настоящего учебника. В связи с этим одной из особенностей данного учебника является концентрированное изложение учебного материала. Авторы стремились избежать детального рассмотрения вопросов, подробно и хорошо освещенных в существующих учебниках в надежде на то, что студенты старших курсов в состоянии, если в этом возникает необходимость, расширить свои знания. Для этого каждая глава учебника сопровождается списком рекомендуемой литературы.

В то же время в учебнике была сделана попытка в какой-то мере восполнить пробел ГОСТов, не включающих в перечень обязательных дисциплин такие курсы, как: "Основы теории систем", "Общая теория систем и системного анализа", "Системный анализ и его применение", "Теория систем и методы системного анализа", "Теория систем и управления", "Системный анализ".

Авторы стремились к тому, чтобы изучение курса "Исследование систем управления" по данному учебнику формировало теоретическое представление об исследовательской деятельности применительно к системам управления и одновременно методические навыки организации и проведения исследования.

Потребность в использовании понятия "система" возникла для объектов различной физической природы в глубокой древности: еще Аристотель обратил внимание на то, что целое (т.е. система) несводимо к сумме частей, его образующих. Понятие "система" широко используется в различных областях знаний, но особое значение оно приобрело в управлении. Это вызвано тем что значительно усложнилось управление современными предприятиями и экономикой страны в целом. Появилась потребность в управленческих кадрах "широкого профиля", обладающих знаниями не только в своей области, но и в смежных областях, и умеющих эти знания обобщать, использовать аналогии, формировать комплексные модели, а также проектировать и исследовать системы управления. Таким образом, понятие "система", ранее употреблявшееся в обыденном смысле, превратилось в специальную общенаучную категорию, так появилось понятие "система управления".

В настоящее время уже разработаны концептуальные основы, терминологический аппарат, исследованы закономерности функционирования и развития систем управления. Вместе с тем и концептуальные подходы, и методология исследования систем управления постоянно развиваются и требуют дальнейшего изучения.

Учебник состоит из двух частей, первая из которых посвящена концептуальным основам анализа и синтеза систем управления. В главе 1 раскрываются понятия, определяющие структуру и процесс систем, по-новому дана классификация систем. Особое внимание уделено закону управления системой и критериям эффективности управления.

Глава 2 посвящена методологическим основам исследования систем управления: рассматриваются системный подход как общеметодологический принцип исследования; задачи, принципы, виды, уровни и показатели анализа и синтеза систем управления.

В главе 3 речь идет об особенностях анализа и синтеза технических, эргатических, организационных систем управления. Применение математического аппарата, рассмотрение проблемных ситуаций и специфических вопросов, а также особенностей различных систем управления отличает данный учебник от существующих, и в этом его новизна.

В главе 4 раскрывается системный анализ и синтез проблем, рассматриваемых как системы. Наибольшее внимание уделяют характеристике проблемы, ее исходной постановке; формированию целей и условий решения проблем, структуризации, систематизации, выявлении и выбору альтернатив решения проблем.

Вторая часть учебника посвящена методам исследования систем управления. Здесь сделана попытка систематизировать разнообразные методы исследования систем управления и 'показать их роль и место в научном исследовании. В главе 5 рассматривается методология научного исследования ее роль в совершенствовании систем управления. Сформулированы общие черты методов эмпирического и теоретического исследования, изложены основные формы научного исследования и их сущность, раскрыты особенности использования фактов в исследовании систем управления.

В главе 6 с общих позиций системного подхода обобщена и раскрыта сущность методов познания и исследования систем управления, раскрыта сущность и указаны области применения эвристических, формализованных, статистических детерминированных методов исследования систем управления. Даны рекомендации по выбору и применению методов математического программирования и математических теорий в анализе и синтезе систем управления.

В главе 7 изложены основные методы экспертных оценок, используемых для решения различных неформализуемых проблем.

В учебнике показаны возможности практического применения теории систем управления, системного анализа и синтеза, рассматриваются проблемы проектирования (адаптации, развития) систем управления, методика их исследования, другие вопросы прикладного характера, даются практические рекомендации для исследования систем управления.

Каждая глава учебника завершается небольшим резюме и вопросами для повторения изученного материала.

Непростыми проблемами при подготовке учебника были поиск приемлемого сочетания отечественных и мировых традиций в исследовании и практике управления, а также стремление отразить изменения, произошедшие в сфере управления и, в частности, относящиеся к функционированию систем управления.

Учебник может быть полезен тем студентам и преподавателям, которые специализируются в области государственного, регионального и муниципального управления, управления персоналом, финансами, транспортом, а также тем, кто занимается созданием и исследованием систем управления.

Содержание предполагает знание основ теории систем, теории управления, системного анализа и синтеза, высшей математики, а также курсов: "Теория организации", "Менеджмент", "Социология и психология управления", "Экономико-математические методы", "Исследование операций" и др.

Проект учебника обсуждался в Государственном университете — Высшей школе экономики (ГУ ВШЭ), Национальном институте бизнеса (НИБ), а также в Академии гражданской защиты.

В подготовке учебника принимали участие профессор Л.В. Фаткин и профессор А.Н. Дятлов.

Авторы выражают благодарность рецензентам, а также коллегам — сотрудникам кафедр общего и стратегического менеджмента ГУ ВШЭ и НИБа и кафедры управления Калининградского государственного университета — за ценные рекомендации, которые нашли отражение в последнем варианте учебника.