Советский менеджмент и «военный коммунизм».
В капиталистических странах смена президентов или правительств не оказывает почти никакого влияния на развитие экономической деятельности в государстве. Преобладающая часть фабрик, заводов, банков и других организаций находится в частной или коллективной собственности. Их хозяева действуют согласно законам и другим нормативным актам и стремятся обеспечить процветание своей организации. Принципиально новая ситуация сложилась в России после победы 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 г. Великой Октябрьской социалистической революции. На следующий же день II Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов принял декрет «О Земле», в котором говорилось: помещичья собственность на Землю отменяется немедленно, без всякого выкупа; помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадьбами и постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов; земля рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуется.
В поисках новых форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) Совета рабочих и солдатских депутатов и СНК осуществили ряд мер, наиболее принципиальными из которых являются следующие.
1. Введение рабочего контроля во всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производственных организациях и товариществах. Его осуществляют все рабочие данного предприятия через выборные учреждения: заводские, фабричные комитеты, советы старост и т.п., причем в состав этих учреждений входят представители от служащих до технического персонала. Для каждого крупного города, губернии или промышленного района создается местный Совет рабочего контроля.
2. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) согласно декрету, ВЦИК и СНК, задача которого — организация народного хозяйства и государственных финансов. ВСНХ должен вырабатывать общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, согласовывать и объединять деятельность центральных и местных регулирующих учреждений.
3. Образование местных органов экономического управления в соответствии с постановлением VIII Всероссийского съезда Советов «О местных органах экономического управления». При губернских исполнительных комитетах было предложно создать губернские экономические совещания, на которые возлагалась координация экономической деятельности всех предприятий и организаций.
Принципиальное направление деятельности экономических органов на всех уровнях было определено в работе В.И. Ленина (1870—1924) «Очередные задачи Советской власти» (1918), где он подчеркивал, что после завоевания политической власти задача управления становится главной, центральной. Центральным звеном менеджмента является планирование. Была создана Государственная комиссия по электрификации России, в которую вошли известные ученые во главе с академиком Г.М. Кржижановским. Комиссия подготовила первый в мире научный план электрификации России (ГОЭЛРО), который был одобрен VIII съездом Советов в декабре 1920 г. План предусматривал перевод хозяйства России на самую передовую техническую базу того периода — на электрическую энергию. Для разработки единого общегосударственного плана на основе ГОЭЛРО и контроля за его выполнением в феврале 1921 г. была образована Государственная общеплановая комиссия (Госплан), на которую были возложены: разработка единого общегосударственного хозяйственного плана, способов и порядков их осуществления; рассмотрение и согласование с общегосударственным планом производственных программ и плановых предложений различных ведомств, а также областных (хозяйственных) организаций по всем отраслям народного хозяйства и установление очередных задач; выработка мер общегосударственного характера по развитию знаний и организации исследований, необходимых для осуществления плана государственного хозяйства, а также по использованию и подготовке потребного персонала; выработка мер по распространению в широких кругах населения сведений о плане народного хозяйства, способах его осуществления и формах соответственной организации труда. Позитивный опыт советского планирования, особенно на микроуровне, широко распространился в мировой практике, во многих странах он получил дальнейшее развитие с учетом конкретных специфических условий. Предлагая внедрение научных основ организации и управления производством, Ленин ^настаивал во что бы то ни стало перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области. Он предложил организовать в России изучение и преподавание системы Тейлора* и приспособить ее к российским условиям.
Исследование работ и декретов ВЦИК и СНК по управлению экономикой после революции дает вполне достаточно оснований говорить о возникновении советского или государственного менеджмента. Такой термин не использовался, но ведь главное не в названии процесса (явления, метода), а в его содержании, сущности. М.Х.Мексон, М. Альберт и Ф. Хедоури справедливо отмечают, что «практика управления, так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя». Они справедливо утверждают, что строительство египетских пирамид, завоевания Александра Македонского, управление Римской империей не могло осуществляться без определенных форм использования менеджмента. По их мнению, «были в истории примеры организаций, которые управлялись так же, как организации управляются и в наше время. Ярким примером тому является католическая церковь. Простая структура: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник, — определенная еще основателями христианства, успешно функционирует и в настоящее время и является более «современной», чем структура многих организаций, появившихся только сегодня».
В советском менеджменте вклад Оуэна, Тейлора и многих других известных деятелей в теорию организации труда и управления получил дальнейшее развитие с учетом достижений науки и техники и специфических условий. Весьма характерным в этом отношении является научная и практическая деятельность Алексея Константиновича Гастева (1882—1941) и организованного им в 1920 г. Центрального института труда (ЦИТ). Основной задачей ЦИТ была подготовка рабочих на основе анализа трудовых движений, производимого с помощью «циклографии», т.е. фотографии отдельных элементов движения рабочих органов человека. (Гастев установил, например, «нормаль» — систему наиболее правильных движений — рубки зубилом.) ЦИТ призвал перенимать опыт Форда, Тейлора, Гилбрета и многих других ученых, а вскоре многие иностранцы стали использовать опыт ЦИТа.
В годы «военного коммунизма» и последующие этапы развития Советского государства был накоплен огромный опыт мирового значения на всех уровнях экономики. Наряду с позитивными элементами в нем было немало и отрицательных моментов, которые тоже имеют важное значение для науки и которые непременно следует учитывать в системе государственного регулирования на микроуровне. Поэтому распространенные ныне утверждения об отсутствии в СССР менеджмента теоретически несостоятельны, а практически затрудняют анализ причин современного кризиса экономики России. Советские методы хозяйствования на микроуровне и теоретически и практически предусматривали использование основных принципов менеджмента.
Но принципиальное отличие советского менеджмента касается не только терминологии. Общественная собственность объективно требовала поиска (впервые в мировой практике) форм и методов, составляющих единую систему управления, начиная с рабочего места и завершая народным хозяйством страны в целом. Национализация земли, крупной промышленности, железных дорог, банков и введение монополии внешней торговли заложила основу социалистического сектора в экономике.
Молодая республика была объявлена единым военным лагерем. Вся экономика была подчинена разгрому внешних и внутренних врагов. Экономическая политика Советского государства в годы иностранной интервенции и гражданской войны получила обобщенное название «военный коммунизм», общие положения которого кратко можно сформулировать следующим образом: замена постепенного социалистического преобразования «штурмовым» методом ликвидации капиталистических элементов; введение монополии государства на торговлю хлебом и запрещение частной торговли; использование продразверстки как прямого неэквивалентного обмена между городом и деревней; свертывание товарно-денежных отношений и натурализация производственных отношений; замена торговли государственным распределением продовольствия и товаров первой необходимости;
Новая экономическая политика.
Политика военного коммунизма привела Россию к острейшему политическому и экономическому кризису.
Вынужденной мерой для удержания власти путем политических уступок рынку в течение 1921-1922 гг. являлся НЭП.
Коммунисты считали частную собственность своим злейшим врагом, подрывающим устои их идеологии, а НЭП - уступкой капитализму, символом их поражения. Поэтому изначально эта политика была обречена на провал.
По мнению Ленина, сущность НЭПа была в налаживании союза между рабочими и крестьянами. Ленин сделал правильный тактический ход, попытавшись с помощью НЭПа выйти из кризиса и, проскочив опасный период, похоронить эту политику.
Переход к новой экономической политике был декларирован на 10-м съезде РКП(б), в марте 1921 г.
Составляющими этой политики были следующие меры: введение прогрессивного подоходного налога с крестьян, свобода торговли, разрешение аренды малых и средних частных предприятий, возможность найма рабочей силы, отмена карточной системы и нормированного снабжения, плановость услуг, перевод промышленных предприятии на хозяйственный расчет и самоокупаемость. Была ослаблена централизация управления народным хозяйством; предприятиям дана самостоятельность в планировании, заготовке сырья и реализации продукции. Вводилась поощрительная система оплаты труда с целью стимулировать производство, заинтересовать работников в повышении квалификации и выпуске качественной продукции.
В октябре 1921 г. был восстановлен Госбанк, который стал контролировать сеть кооперативных банков, кредитных и страховых товариществ.
С 1922 г. Госбанк стал выпускать советский червонец, что положило начало денежной реформе. Червонец стал твердой конвертируемой валютой и стоил на мировом рынке около 6 долларов США.
Денежная реформа была проведена до 1924 г., она имела огромное значение, так как сохранила сбережения населения, позволила сделать накопления и показала способность большевиков проводить экономическую политику.
В политику НЭПа были введены и опробованы элементы долгосрочного планирования.
Очередной съезд партии принял план Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), рассчитанный на 10-15 лет. Цель этого плана - обновление структуры производительных сил государства. Для этого создавалась сеть связанных в единую энергетическую цепь электростанций, которая должна была стать основой будущей промышленности.
В октябре 1922 г. «был принят новый Земельный кодекс, разрешавший выход крестьян из общины, аренду или наемный труд, а 7 апреля - закон о кооперации, который освободил крестьянина от опеки Наркомпрода.
К 1927 г. сельхозкооперация охватила до 30% всех крестьянских хозяйств. Однако государство проводило по отношению к крестьянам несправедливую закупочную политику, что вызывало острое недовольство.
К середине 20-х годов были восстановлены довоенные объемы производства. Возникла торговая сеть, реконструированы предприятия тяжелой промышленности.
В декабре 1925 г. 14-й съезд партии принял курс на индустриализацию страны. Обострился кризис хлебозаготовок. Крестьяне утратили интерес к продаже хлеба государству из-за повышения цен на промышленные изделия.
В 1927-1929 гг. кризис хлебозаготовок усилился. Это явилось причиной отказа от политики НЭПа и его свертывания в сельском хозяйстве, затем в промышленности, а в 30-е годы - в торговле.
НЭП помог восстановить разрушенное хозяйство, наладить производство, организовать торговлю, помог выжить стране в тяжелейший экономический период.
Однако непоследовательность проведения этой политики, отсутствие единого плана, хаотичность в проведении мероприятий привели к преждевременному ее прекращению.
- Управленческие революции
- Допетровская Русь
- Экономическая политика России в 17 веке, а.Л. Ордин - Нащокин
- Развитие предпринимательства в первой четверти 17 века
- Реформы Петра 1 по совершенствованию управления экономикой
- Деятельность и.Т. Посошкова
- Предпринимательство в середине и конце 18 века
- Экономические реформы Екатерины 2, и предпринимательство начала 19 в. Экономические реформы Екатерины 2
- Предпринимательство первой половины 19 века
- Идеи о государственном управлении а.П Волынского и в.Н. Татищева
- Экономические воззрения м.В. Ломоносова
- Экономические взгляды д.А. Голицина, а.Н. Радищева
- Преобразования Александра I
- Деятельность м.М. Сперанского
- Проект политической реформы: замыслы и результаты.
- Экономическая политика н.С. Мордвинова
- Роль Александра II в разработке и реализации крестьянской реформы
- Реформы Александра II и рождение нового предпринимательства
- Органы самоуправления (земства) в системе государственного самоуправления История возникновения земского самоуправления
- Городское самоуправление после реформы 1870г.
- Реформы с.Ю.Витте.
- Основное содержание аграрной реформы п.А.Столыпина.
- Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.
- Советский менеджмент и «военный коммунизм».
- Новая экономическая политика (нэп)
- 23. Проблемы управления экономикой в 20-30 годы.
- Проблемы управления экономикой в 20-30гг.
- Изменения системы управления в процессе индустриализации и коллективизации.
- 25. Новые аспекты в управлении экономикой в послевоенный период (и.В.Сталин).
- 26. Принципиальные изменения н.С. Хрущева в системе управления экономикой.
- 27. Кибернетика и дискуссии о науке управления.
- 28. Реформа системы управления экономикой 1965 г. Л.И. Брежнев, а.Н. Косыгин.
- Социально – экономическое положение ссср.
- 29. Критика затратных методов в 70-80-е гг. Сущность реформ 1965 г. И 1979 г. Критика затратных методов хозяйствования в 1970-1980-е гг. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
- Критика затратных методов хозяйствования в 70-80-е гг.
- Особенности экономической реформы 1979 г.
- 30. Экономическая реформа 1979г. Реформирование экономики ссср в 1979 году.
- 31. Перестройка м.С.Горбачева и дискредитация плановой системы управления.
- 32. Программа «500» дней.
- 33. Ускорение формирования рыночных структур и новых форм управления в 90-е
- 34. Приватизация в России
- 35. Школа научного управления. Возникновение тейлоризма и его сущность.
- 36. Основные положения фордизма
- 37. Сущность и принципы «теории администрирования»
- 38. Функции управления и профессиональные требования к менеджеру Функции менеджера
- От него в частности требуется:
- Требования к менеджеру
- 39. Возникновение «неоклассической» школы. «Хоторнские элементы» Элтона Мейо.
- 40. «Человеческий фактор» в развитии менеджмента
- 41. Бихевиористское направление в менеджменте
- 42. Менеджмент с точки зрения количественных методов
- 43. Системный подход
- Основные принципы системного подхода
- Особенности системного подхода
- 44. Ситуационный подход
- 45. Основные этапы формирования менеджмента в сша
- 46. Роль современного менеджмента и перспективы его развития в сша
- 47. Государственное регулирование. Управление и планирование в фирмах сша
- 48. Концепция социального рыночного хозяйства л.Эрхарда. Индикативное планирование
- 49. Шведская модель социализма г. Мюрдаля в условиях рыночной экономики.
- 50. Государственное регулирование экономики на макроуровне в Западной Европе.
- 51. Философия японского менеджмента
- 52. Комплексное управление качеством: система «Канбан» и «кружки качества»
- 53. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента