logo search

Советский менеджмент и «военный коммунизм».

В капиталистических странах смена президентов или прави­тельств не оказывает почти никакого влияния на развитие эко­номической деятельности в государстве. Преобладающая часть фабрик, заводов, банков и других организаций находится в частной или коллективной собственности. Их хозяева действуют соглас­но законам и другим нормативным актам и стремятся обеспе­чить процветание своей организации. Принципиально новая ситуация сложилась в России после победы 25 октября (7 нояб­ря по новому стилю) 1917 г. Великой Октябрьской социалисти­ческой революции. На следующий же день II Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов принял декрет «О Земле», в котором говорилось: помещичья собственность на Землю отменяется немедленно, без всякого выкупа; помещичьи имения, равно как все земли удельные, монас­тырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвента­рем, усадьбами и постройками и всеми принадлежностями пе­реходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов; земля рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуется.

В поисках новых форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) Совета рабочих и солдатских депутатов и СНК осуществили ряд мер, наиболее принципиальными из которых являются следующие.

1. Введение рабочего контроля во всех промышленных, торго­вых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, коо­перативных, производственных организациях и товариществах. Его осуществляют все рабочие данного предприятия через вы­борные учреждения: заводские, фабричные комитеты, советы старост и т.п., причем в состав этих учреждений входят пред­ставители от служащих до технического персонала. Для каждого крупного города, губернии или промышленного района созда­ется местный Совет рабочего контроля.

2. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) согласно декрету, ВЦИК и СНК, задача которого — организа­ция народного хозяйства и государственных финансов. ВСНХ должен вырабатывать общие нормы и план регулирования эко­номической жизни страны, согласовывать и объединять деятель­ность центральных и местных регулирующих учреждений.

3. Образование местных органов экономического управления в соответствии с постановлением VIII Всероссийского съезда Советов «О местных органах экономического управления». При губернских исполнительных комитетах было предложно создать губернские экономические совещания, на которые возлагалась координация экономической деятельности всех предприятий и организаций.

Принципиальное направление деятельности экономических органов на всех уровнях было определено в работе В.И. Ленина (1870—1924) «Очередные задачи Советской власти» (1918), где он подчеркивал, что после завоевания политической власти за­дача управления становится главной, центральной. Центральным звеном менеджмента является планирование. Была создана Государственная комиссия по электрификации России, в которую вошли известные ученые во главе с академиком Г.М. Кржижановским. Комиссия подготовила первый в мире на­учный план электрификации России (ГОЭЛРО), который был одобрен VIII съездом Советов в декабре 1920 г. План предусмат­ривал перевод хозяйства России на самую передовую техничес­кую базу того периода — на электрическую энергию. Для разработки единого общегосударственного плана на ос­нове ГОЭЛРО и контроля за его выполнением в феврале 1921 г. была образована Государственная общеплановая комиссия (Гос­план), на которую были возложены: разработка единого общегосударственного хозяйственного плана, способов и порядков их осуществления; рассмотрение и согласование с общегосударственным планом производственных программ и плановых предложений различ­ных ведомств, а также областных (хозяйственных) организаций по всем отраслям народного хозяйства и установление очеред­ных задач; выработка мер общегосударственного характера по развитию знаний и организации исследований, необходимых для осущест­вления плана государственного хозяйства, а также по исполь­зованию и подготовке потребного персонала; выработка мер по распространению в широких кругах населе­ния сведений о плане народного хозяйства, способах его осу­ществления и формах соответственной организации труда. Позитивный опыт советского планирования, особенно на микроуровне, широко распространился в мировой практике, во многих странах он получил дальнейшее развитие с учетом конкретных специфических условий. Предлагая внедрение научных основ организации и управле­ния производством, Ленин ^настаивал во что бы то ни стало перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой об­ласти. Он предложил организовать в России изучение и препо­давание системы Тейлора* и приспособить ее к российским ус­ловиям.

Исследование работ и декретов ВЦИК и СНК по управле­нию экономикой после революции дает вполне достаточно ос­нований говорить о возникновении советского или государствен­ного менеджмента. Такой термин не использовался, но ведь главное не в названии процесса (явления, метода), а в его содержании, сущности. М.Х.Мексон, М. Альберт и Ф. Хедоури справедливо отмечают, что «практика управления, так же стара, как орга­низации, а это означает, что она действительно очень древ­няя». Они справедливо утверждают, что строительство египет­ских пирамид, завоевания Александра Македонского, управле­ние Римской империей не могло осуществляться без опреде­ленных форм использования менеджмента. По их мнению, «были в истории примеры организаций, которые управлялись так же, как организации управляются и в наше время. Ярким примером тому является католическая церковь. Простая структура: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник, — определенная еще основателями христианства, успешно функ­ционирует и в настоящее время и является более «современ­ной», чем структура многих организаций, появившихся только сегодня».

В советском менеджменте вклад Оуэна, Тейлора и многих других известных деятелей в теорию организации труда и управления получил дальнейшее развитие с учетом достижений науки и техники и специфических условий. Весьма характерным в этом отношении является научная и практическая деятельность Алексея Константиновича Гастева (1882—1941) и организованного им в 1920 г. Центрального института труда (ЦИТ). Основной задачей ЦИТ была подготовка рабочих на основе анализа трудовых дви­жений, производимого с помощью «циклографии», т.е. фото­графии отдельных элементов движения рабочих органов чело­века. (Гастев установил, например, «нормаль» — систему наиболее правильных движений — рубки зубилом.) ЦИТ призвал перенимать опыт Форда, Тейлора, Гилбрета и многих других ученых, а вскоре многие иностранцы стали использовать опыт ЦИТа.

В годы «военного коммунизма» и последующие этапы разви­тия Советского государства был накоплен огромный опыт ми­рового значения на всех уровнях экономики. Наряду с позитив­ными элементами в нем было немало и отрицательных момен­тов, которые тоже имеют важное значение для науки и которые непременно следует учитывать в системе государственного ре­гулирования на микроуровне. Поэтому распространенные ныне утверждения об отсутствии в СССР менеджмента теоретически несостоятельны, а практически затрудняют анализ причин со­временного кризиса экономики России. Советские методы хо­зяйствования на микроуровне и теоретически и практически пре­дусматривали использование основных принципов менеджмента.

Но принципиальное отличие советского менеджмента касается не только терминологии. Общественная собственность объективно требовала поиска (впервые в мировой практике) форм и мето­дов, составляющих единую систему управления, начиная с рабо­чего места и завершая народным хозяйством страны в целом. Национализация земли, крупной промышленности, желез­ных дорог, банков и введение монополии внешней торговли заложила основу социалистического сектора в экономике.

Молодая республика была объявлена единым военным лаге­рем. Вся экономика была подчинена разгрому внешних и внут­ренних врагов. Экономическая политика Советского государства в годы иностранной интервенции и гражданской войны полу­чила обобщенное название «военный коммунизм», общие по­ложения которого кратко можно сформулировать следующим образом: замена постепенного социалистического преобразования «штур­мовым» методом ликвидации капиталистических элементов; введение монополии государства на торговлю хлебом и за­прещение частной торговли; использование продразверстки как прямого неэквивалентно­го обмена между городом и деревней; свертывание товарно-денежных отношений и натурализация производственных отношений; замена торговли государственным распределением продоволь­ствия и товаров первой необходимости;

Новая экономическая политика.

Политика военного коммунизма привела Россию к острейшему политическому и экономическому кризису.

Вынужденной мерой для удержания власти путем политических уступок рынку в течение 1921-1922 гг. являлся НЭП.

Коммунисты считали частную собственность своим злейшим врагом, подрывающим устои их идеологии, а НЭП - уступкой капитализму, символом их поражения. Поэтому изначально эта политика была обречена на провал.

По мнению Ленина, сущность НЭПа была в налаживании союза между рабочими и крестьянами. Ленин сделал правильный тактический ход, попытавшись с помощью НЭПа выйти из кризиса и, проскочив опасный период, похоронить эту политику.

Переход к новой экономической политике был декларирован на 10-м съезде РКП(б), в марте 1921 г.

Составляющими этой политики были следующие меры: введение прогрессивного подоходного налога с крестьян, свобода торговли, разрешение аренды малых и средних частных предприятий, возможность найма рабочей силы, отмена карточной системы и нормированного снабжения, плановость услуг, перевод промышленных предприятии на хозяйственный расчет и самоокупаемость. Была ослаблена централизация управления народным хозяйством; предприятиям дана самостоятельность в планировании, заготовке сырья и реализации продукции. Вводилась поощрительная система оплаты труда с целью стимулировать производство, заинтересовать работников в повышении квалификации и выпуске качественной продукции.

В октябре 1921 г. был восстановлен Госбанк, который стал контролировать сеть кооперативных банков, кредитных и страховых товариществ.

С 1922 г. Госбанк стал выпускать советский червонец, что положило начало денежной реформе. Червонец стал твердой конвертируемой валютой и стоил на мировом рынке около 6 долларов США.

Денежная реформа была проведена до 1924 г., она имела огромное значение, так как сохранила сбережения населения, позволила сделать накопления и показала способность большевиков проводить экономическую политику.

В политику НЭПа были введены и опробованы элементы долгосрочного планирования.

Очередной съезд партии принял план Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), рассчитанный на 10-15 лет. Цель этого плана - обновление структуры производительных сил государства. Для этого создавалась сеть связанных в единую энергетическую цепь электростанций, которая должна была стать основой будущей промышленности.

В октябре 1922 г. «был принят новый Земельный кодекс, разрешавший выход крестьян из общины, аренду или наемный труд, а 7 апреля - закон о кооперации, который освободил крестьянина от опеки Наркомпрода.

К 1927 г. сельхозкооперация охватила до 30% всех крестьянских хозяйств. Однако государство проводило по отношению к крестьянам несправедливую закупочную политику, что вызывало острое недовольство.

К середине 20-х годов были восстановлены довоенные объемы производства. Возникла торговая сеть, реконструированы предприятия тяжелой промышленности.

В декабре 1925 г. 14-й съезд партии принял курс на индустриализацию страны. Обострился кризис хлебозаготовок. Крестьяне утратили интерес к продаже хлеба государству из-за повышения цен на промышленные изделия.

В 1927-1929 гг. кризис хлебозаготовок усилился. Это явилось причиной отказа от политики НЭПа и его свертывания в сельском хозяйстве, затем в промышленности, а в 30-е годы - в торговле.

НЭП помог восстановить разрушенное хозяйство, наладить производство, организовать торговлю, помог выжить стране в тяжелейший экономический период.

Однако непоследовательность проведения этой политики, отсутствие единого плана, хаотичность в проведении мероприятий привели к преждевременному ее прекращению.