logo search
Otvety_na_GOSy_1_chast

42Ценообразование на рынке факторов производства. Уровень цен. Индексы цен.

Формирование цен на факторы производства

Любое предприятие одновременно выступает как товаропроизводитель и продавец определенной продукции и как покупатель факторов производства. Как продавцу ему присущ типический интерес - подороже продать свою продукцию. На рынке факторов производства предприятие выступает как покупатель, заинтересованный подешевле купить производительные ресурсы (труд, капитал, землю). Все операции подчинены прибыли. Это главный стимул и основной показатель эффективности предприятия.

Величина издержек производства и их структура определяют конкретные требования к структуре покупки факторов производства. Особенности спроса на факторы производства определяются характером самого производства. Критерий отбора здесь один - наименьшие издержки производства при высоком качестве производимой продукции. Сравнивая рыночную цену каждого фактора производства с предельным продуктом, который производится с помощью этого фактора предприниматель устанавливает свой выбор.

Исходным для спроса на факторы производства является спрос на конечный продукт предприятия, т.е. спрос зависит от объемов производства и цен на факторы производства. Равновесие на рынке факторов производства предполагает получение равного дохода на прирост любого из них.      Общие принципы формирования кривой спроса на любой фактор производства сводятся к следующему:

- исходным в спросе является спрос на выпускаемый товар;

- равенство предельного дохода и предельных издержек,

- определенных программой предприятия;

- структура спроса на факторы достигается при условии, когда доллар, потраченный на приобретение какого-либо фактора дает наибольший предельный продукт.

В предложении труда, как и любого другого фактора есть свои особенности. Они связаны:      - с численностью населения и прежде всего его трудоспособной частью;

- качественным составом населения, уровнем его общей и профессиональной подготовки;

- продолжительностью рабочего дня и рабочей недели;

- с соответствием профессиональной и квалификационной структуры трудоспособного населения потребности народно-хокомплекса в раб разных спец-ей.

Общий уровень заработной платы выявляется пересечением кривой спроса и предложения. Рост спроса на труд повышает уровень заработной платы и ведет к увеличению занятости населения. Падение спроса на труд ведет к противоположным последствиям.

В движении цен на капитал имеет значение наличие свободного капитала, его предложение и спрос на него.

Уровень цен - отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода. При этом уровень цен базового года принимается за 1.0. Обычно уровень цен используется в экономических моделях.

Индекс цен - процентное отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода. При этом индекс цен базового периода равен 100%. Обычно индекс цен приводится в повседневных сообщениях.

Различают индексы потребительских, оптовых, розничных цены, индексы цен производителя, а также индексы цен на экспортную продукцию, на импортные товары, на товары промышленного назначения и др.

Показатели уровня и динамики цен

Наиболее распространенным показателем стоимости жизни является индекс потребительских цен, рассчитываемый на основе так называемой потребительской корзины.

Под потребительской корзиной понимают набор товаров и услуг, необходимых среднему потребителю для удовлетворения его насущных потребностей в еде, товарах первой необходимости, жилье, транспорте и т.д. 

Индекс потребительских цен вычисляется как отношение стоимости потребительской корзины для текущего момента времени к ее стоимости для базового момента времени. 

Следует отметить, что в зависимости от учета разницы в ценах в отдельных магазинах и других торговых учреждениях, а также в зависимости от определения величины и структуры потребительской корзины значение индекса потребительских цен может быть вычислено по-разному. Поэтому, приводя этот показатель, следует указать методику, по которой он был рассчитан. Наиболее часто для этого употребляется методика МВФ.

Общие изменения уровня цен характеризуют также

- индекс оптовых цен,

- индекс розничных цен.

Индекс оптовых цен вычисляется как отношение стоимости всех реализованных через оптовую торговлю в текущем периоде товаров и услуг, выраженной в действующих оптовых ценах, к стоимости тех же товаров и услуг, выраженной в оптовых ценах базового периода.

Индекс розничных цен определяется как отношение стоимости всех товаров и услуг, реализованных через розничную торговлю, выраженной в действующих розничных ценах, к стоимости тех же товаров и услуг, выраженной в розничных ценах базового периода.

Наиболее агрегированным показателем уровня цен является взвешенный индекс цен (wholesale index, дефлятор). Он определяется как отношение стоимости всех реализованных товаров и услуг (как через оптовую, так и через розничную торговлю), выраженной в соответствующих ценах реализации, к стоимости тех же товаров и услуг (с учетом фактического способа их реализации), выраженной в ценах реализации базового периода. 

Для разрешения частных проблем, возникающих при расчете взвешенного индекса цен, разработан ряд методик. Общепринятой является методика МВФ.

Кроме перечисленных, в качестве показателей уровня цен применяется ряд других показателей, также являющихся индексами цен и отличающихся характером учитываемых в них отдельных видов товаров и услуг и цен на них.