logo search
Лекции по ОСО

9.7 Цветовое решение и освещение

Обдумывая цветовое решение нужно учитывать многое: на какую сторону обращены окна, качество освещения, параметры помещения. Если окна выходят на север, то лучше предпочесть теплые тона, если на юг – холодные. Насыщенные яркие тона располагают к общению. Необходимо принимать во внимание параметры помещений: яркие стены зрительно уменьшают пространство, темные – увеличивают. Например, красный, оранжевый и желтый помогут сделать огромное неуютное помещение с высоким потолком и малым количеством мебели – меньше и уютнее. Черный и белый, синий и фиолетовый увеличат комнату.

Необходимо продумать как будут сочетаться выбираемый цвет с окраской мебели и другими элементами интерьера. Ярко-желтый может служить хорошим фоном для любого цвета, а зеленый плохо сочетается с другими цветами. Например, соединение красного и зеленого неприятно, его трудно воспринимать.

Художники и психологи замечают, что каждый цвет вызывает какие-то ассоциации. По мнению психологов, желтый цвет для людей творческих, ведущих активный образ жизни, легко приспосабливающихся к любой обстановке. Но в то же время желтый может раздражать и восприниматься негативно. Красный ассоциируется с возбужденным состоянием, общением. Умело выбранные оттенки красного сделают помещение, оформленное в холодных тонах более уютным.

Синий – типично небесная краска, очень углубленное синее дает элемент покоя.

Серый нейтрален, спокоен и немного «тяжел», хорошо сочетается с другими цветами.

Белый и черный элегантны, изысканны и глубоко символичны. Черные и белые интерьеры были модны в конце XIX – начале XX века. Черные стены раздвигают границы комнаты, делая их как бы размытыми. Черные гладкие отражающие поверхности (например, панели из мрамора) можно предложить для оформления помещения с очень хорошим дневным освещением, или холла большого размера, при этом внешняя стена комнаты – стеклянная.

Белый цвет – абсолют, «великий уравнитель» в архитектуре. Он хорошо отражает свет и зрительно увеличивает размеры комнаты, поэтому его можно посоветовать для маленьких помещений с небольшим количеством естественного освещения. Светло-серый и белый хороши для большой комнаты с огромными окнами на северную сторону, где будет подчеркнута мягкость и равномерность естественного освещения. Впрочем, сказав «белый цвет», не говорится почти ничего, так как существует великое множество оттенков белого. Правильная оценка сочетаний и оттенков важна при работе с другими цветами.

Такие элементы интерьера, как осветительная арматура, мебель и различного рода оборудование динамичны в своем изменении, элементы эти так многообразны, что утверждая что-то новое, не стоит забывать о том, что это новое, существуя, уже изживает себя. Подвижность элементов интерьера обусловлена развитием культуры, искусства и техническим прогрессом.

Для включения элементов искусственного освещения в современный интерьер характерны два направления – свободно висящие люстры и встроенное оборудование. В помещении с высокими потолками чаще используются современные по своему облику люстры. Они, включаясь в интерьер как сложные скульптурные формы, контрастируют с прямоугольными пространствами, придавая индивидуальную характеристику интерьеру.

Если люстры контрастируют с прямоугольными материальными формами интерьера, то встроенное оборудование является в буквальном смысле частью поверхности потолка или стены. Это излучающие свет потолки, плафоны, объемные элементы на потолке или стене или скомпонованные группами светящиеся трубки. Они создают эффектные образы. Значение их в формировании современного интерьера первостепенное. Ритмическое закономерное расположение элементов искусственного освещения могут поддерживать порядок, строгость построения, атмосферу. И, наоборот, контраст переливающегося огнями хрусталя и неожиданного рисунка люстр могут подчеркнуть яркость и образную выразительность интерьера.

Выбор системы искусственного освещения , характер элементов, размещение их в пространстве – все это способно выявить и обострить образные характеристики интерьера. Подчинить элементы освещения общему замыслу, тону архитектуры, найти место, масштаб, выявить идею – одна из серьезных задач проектирования искусственного освещения.