Лекция 8 Нормативно-законодательная база делопроизводства. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
План лекции
-
Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения.
-
Инструкция по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.
-
Основные стандарты в области ДОУ.
-
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ)
Правила утвержденны Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.12.1997 № 1538, от 06.11.1998 № 1304, от 11.02.1999 № 154, от 30.09.2002 № 715). В соответствии с статьей 1 настоящих Правил "Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции."
"Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается." (статья 2 Правил).
В качестве основного нормативного пособия, в первую очередь, при подготовке номенклатуры дел, формировании дел в делопроизводстве, определении сроков хранения и отборе документов на постоянное хранение используется «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения» (М.: Росархив, ВНИИДАД, 2003). Он включает однотипные документы, образующиеся в организациях независимо от их назначения, уровня и масштаба деятельности и даже форм собственности.
Для достижения единообразия в составлении и оформлении кадровых документов как в бюджетных, так и в коммерческих учреждениях разработана «Инструкция по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (утверждена постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 года № 26). Новые формы документов распространяются на юридических лиц всех форм собственности.
27 декабря 2002 г. был принят Федеральный Закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон). Однако вступление данного Закона в силу отложено до истечения шестимесячного срока со дня его официального опубликования, состоявшегося 30 декабря 2002 г.
Настоящий Закон полностью заменяет Законы РФ "О сертификации продукции и услуг" и "О стандартизации", которые утрачивают силу со дня введения его в действие.
В соответствии со статьей 2 Закона стандартом является документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандартом также могут быть установлены требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Основным принципом стандартизации в России признается добровольный характер применения стандартов субъектами предпринимательства.
В области стандартизации применяются:
-
национальные стандарты;
-
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
-
классификации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
-
стандарты организаций.
Национальные стандарты разрабатываются и утверждаются национальным органом по стандартизации, уполномоченным Правительством РФ. Законом предусмотрена возможность любых заинтересованных лиц участвовать в разработке проекта национального стандарта.
Основными стандартами в области ДОУ являются:
ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов;
ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения;
ГОСТ 6.10.5-87. Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца;
ГОСТ 6.10.4-84. Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения;
В целях сокращения количества применяемых в деятельности учреждений, организаций и предприятий организационно-распорядительных документов, типизации их формы, снижения трудовых, временных и материальных затрат на их подготовку и обработку, достижения информационной совместимости автоматизированных баз данных разработана Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Унифицированные формы, инструктивные и методические материалы по их применению (М., 1993).
Важными средствами информационного обеспечения деятельности учреждений, предприятий и организаций являются общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ):
Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) служит основой для кодирования документов в информационно-поисковых системах;
Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) содержит наименования и коды предприятий и организаций, обладающих правами и обязанностями юридического лица;
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) предназначен для кодирования информации о специальностях, специализациях, областях знаний (наук), направлениях подготовки;
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);
Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) предназначен для использования при обработке информации о населении в процессе решения задач учета, анализа, подготовки кадров организациями всех форм собственности.
Вопросы для самопроверки.
-
Какие документы входят в перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения.
-
Чем регламентируется деятельность секретаря по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты
-
Какие стандарты в области ДОУ являются основными в деятельности секретаря-референта?Каким образом секретарь производит класификацию технико-экономической и социальной информации в документах в процессе свой деятельности?
- Перечень лекций
- 15.2Предварительные программы. 112
- Лекция 1.Роль секретаря-референта в структуре документационного обеспечения управления. Структуры организаций, организационные схемы и их применение в секретарской практике.
- 15.2Предварительные программы. 116
- 1.1 Роль секретаря-референта в структуре документационного обеспечения управления
- 1.2 Требования к секретарской профессии в современной России
- 3.2 Должностная инструкция секретарю
- I. Общая часть
- II. Обязанности (базовые)
- III. Обязанности (дополнительны)
- IV. Права
- V. Ответственность
- Золотые правила секретаря
- Лекция 4. Знания, умения, личностные качества секретаря-референта. Коммуникативные функции секретаря и технические средства коммуникаций.
- 4.1 Знания и умения секретаря-референта.
- 4.2 Деловые и личные качества секретаря
- 4.3 Коммуникабельность
- Лекция 5. Коммуникативные функции секретаря (Методы обмена информацией в офисе)
- 5.1 Методы обмена информацией
- 5.2 Технические средства электронного офиса
- Лекция 6. Нормативно-методическая база работы секретаря.
- 6.1 Документационное обеспечение
- 6.3 Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене"
- 6.4 Закон Российской Федерации "о государственной тайне"
- Документационное обеспечение.
- Лекция7 Нормативно-законодательная база делопроизводства. «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах».
- 7.1 «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах»,
- 7.2 Федеральный конституционный закон «о Государственном гербе Российской Федерации»
- 7.3 Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 -2010 годы)"
- 7.4 Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи"
- 7.5 Закон Российской Федерации "о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"
- Лекция 8 Нормативно-законодательная база делопроизводства. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
- Лекция 9. Организация работы секретаря; рабочее место.
- 9.1Правильная организация работы
- 9.2 Рациональное планирование времени и работы
- 9.3 Организация эффективной работы в офисе.
- Лекция 10. Рациональная организация работы секретаря
- 9.4 Непосредственное облегчение работы руководителя
- 9.5 Организация рабочего места секретаря
- 9.6 Рабочее место секретаря-референта
- 9.7 Цветовое решение и освещение
- 9.8 Озеленение
- Лекция 11. Планирование рабочего дня секретаря
- 11.1 Заповеди секретаря
- 11.2 Примерный рабочий план секретаря на день.
- Лекция 12. Работа секретаря по составлению и оформлению документов.
- 12.2 Контроль исполнения документов осуществляется с целью предотвращения срыва сроков исполнения заданий и решений.
- 12.3 Общие требования к составлению и оформлению документов
- 12.4 Требования к тексту документа
- 12.5 Текст документа, как правило, состоит из двух частей.
- Лекция 13. Типовая технология работы с документами секретарем.
- 13.1 Различают централизованный документооборот и документооборот уровня структурного подразделения.
- 13.4 Внутренний документооборот
- Лекция 14. Организация архивного хранения документов секретарем.
- 14.1 Архив документов
- 14.2 Архивное хранение документов
- Лекция 15. Планирование секретарем поездок руководителя офиса.
- 15.1 Организация поездкок руководителя
- 15.2Предварительные программы.
- Встречи, назначенные для г-на иванова п.П.
- Лекция 16. Оформление документов на поездку руководителя
- Командировочное удостоверение (Приложение)
- Лекция 17. Бездокументное обслуживание посетителей и сотрудников офиса. Профессиональные навыки общения секретаря.
- 17.1 Общение
- 17.2 Приемы делового спора
- «Мозговой штурм», «Круглый стол» и командная деловая игра
- Лекция 18. Роль секретаря в подготовке и проведении совещаний.
- 18.1 Классификация совещаний
- 18.2 Подготовка к совещанию
- Лекция 19. Проведение совещания
- 19.1 Организация совещаний
- 19.1.1 Создание рабочей группы
- 19.1.2 Список участников
- 19.1.3 Оповещение участников совещания
- Например:
- 19.1.4 Гостиницы
- 19.1.5 Транспорт
- 19.1.6 Культурная программа
- 19.1.7 Подготовка помещения
- Лекция 20. Проведение совещания
- 20.1 Обслуживание совещаний
- 20.2 Документирование совещаний
- 20.3 Протокол
- 20.4 Компьютерные технологии в подготовке и проведении совещаний.
- Лекция 21. Безопасность труда в офисе.
- 21.1 Безопасная работа в условиях офиса включает:
- 21.2 От работодателя требуется обеспечение:
- 21.3 В обязанности работников входит:
- 21.5 Опасности, требующие внимания:
- Лекция 22 Пожарная безопасность
- 22.1 Противопожарная практика включает:
- 22.2 Использование оборудования
- 22.3 Опасности, требующие внимания:
- 22.4 Оказание первой помощи
- 22.5 Указания по текущему уходу и обслуживанию электронного оборудования
- Лекция 23 Обязанности секретаря в чрезвычайных ситуациях.
- 23.2 Противопожарная практика включает следующие пункты.
- 23.3 Опасности, требующие внимания.
- Лекция 24. Защита информации в работе секретаря-референта.
- Лекция 25 Должностные обязанности секретаря по проведению работ по профилактике возможного проявления терроризма на территории организации.
- 25.1Возможные угрозы жизнедеятельности персонала организации.
- 25.1.1 Угрозы со стороны входящей корреспонденции секретарю
- 25.1.2 Угрозы по телефону и в письменном виде
- 25.2 Действия секретаря при возникновении угрозы террористического акта
- 25.3.1 Эвакуация
- Как быть с домашними животными?
- Семейный план