logo
Лекции по ОСО

Лекция 8 Нормативно-законодательная база делопроизводства. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

План лекции

Правила утвержденны Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.12.1997 № 1538, от 06.11.1998 № 1304, от 11.02.1999 № 154, от 30.09.2002 № 715). В соответствии с статьей 1 настоящих Правил "Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции."

"Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается." (статья 2 Правил).

В качестве основного нормативного пособия, в первую очередь, при подготовке номенклатуры дел, формировании дел в делопроизводстве, определении сроков хранения и отборе документов на постоянное хранение используется «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения» (М.: Росархив, ВНИИДАД, 2003). Он включает однотипные документы, образующиеся в организациях независимо от их назначения, уровня и масштаба деятельности и даже форм собственности.

Для достижения единообразия в составлении и оформлении кадровых документов как в бюджетных, так и в коммерческих учреждениях разработана «Инструкция по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (утверждена постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 года № 26). Новые формы документов распространяются на юридических лиц всех форм собственности.

27 декабря 2002 г. был принят Федеральный Закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон). Однако вступление данного Закона в силу отложено до истечения шестимесячного срока со дня его официального опубликования, состоявшегося 30 декабря 2002 г.

Настоящий Закон полностью заменяет Законы РФ "О сертификации продукции и услуг" и "О стандартизации", которые утрачивают силу со дня введения его в действие.

В соответствии со статьей 2 Закона стандартом является документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандартом также могут быть установлены требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Основным принципом стандартизации в России признается добровольный характер применения стандартов субъектами предпринимательства.

В области стандартизации применяются:

Национальные стандарты разрабатываются и утверждаются национальным органом по стандартизации, уполномоченным Правительством РФ. Законом предусмотрена возможность любых заинтересованных лиц участвовать в разработке проекта национального стандарта.

Основными стандартами в области ДОУ являются:

ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов;

ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения;

ГОСТ 6.10.5-87. Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца;

ГОСТ 6.10.4-84. Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения;

В целях сокращения количества применяемых в деятельности учреждений, организаций и предприятий организационно-распорядительных документов, типизации их формы, снижения трудовых, временных и материальных затрат на их подготовку и обработку, достижения информационной совместимости автоматизированных баз данных разработана Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Унифицированные формы, инструктивные и методические материалы по их применению (М., 1993).

Важными средствами информационного обеспечения деятельности учреждений, предприятий и организаций являются общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ):

Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) служит основой для кодирования документов в информационно-поисковых системах;

Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) содержит наименования и коды предприятий и организаций, обладающих правами и обязанностями юридического лица;

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) предназначен для кодирования информации о специальностях, специализациях, областях знаний (наук), направлениях подготовки;

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);

Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) предназначен для использования при обработке информации о населении в процессе решения задач учета, анализа, подготовки кадров организациями всех форм собственности.

Вопросы для самопроверки.

  1. Какие документы входят в перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения.

  2. Чем регламентируется деятельность секретаря по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты

  3. Какие стандарты в области ДОУ являются основными в деятельности секретаря-референта?Каким образом секретарь производит класификацию технико-экономической и социальной информации в документах в процессе свой деятельности?