6.2. Передача риска
Передача (трансфер) риска — следующий метод минимизации предпринимательского риска. Выделяют три причины, по которым передача риска выгодна как для стороны передающей (трансфера), так и для принимающей (трансфери):
- потери, которые велики для стороны, передающей предпринимательский риск, могут быть незначительны для стороны, риск на себя принимающей;
- трансфери может знать лучшие способы и иметь лучшие возможности для сокращения возможных потерь, чем трансферу;
- трансфери может находиться в лучшей позиции для сокращения потерь или контроля за хозяйственным риском.
Осоновной способ передачи предпринимательского риска — это передача риска через заключение контракта. Передача риска таким способом производится путем заключения следующих типов контрактов:
1. Строительные контракты. При заключении подобного контракта все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная фирма. К рискам, с которыми сталкивается строительная фирма и которые увеличивают стоимость объекта, могут относиться: сбои в поставках материалов, плохие погодные условия, забастовки, хищение строительных материалов и др. В контракте обычно оговариваются штрафные санкции на несвоевременное возведение объекта, определяется, кто несет риск физических повреждений конструкций в период строительства.
В соответствии со ст. 741 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет строительная организация-подрядчик. В том случае, если объект строительства поврежден вследствие недоброкачественности предоставленного заказчиком материала или оборудования либо исполнения ошибочных указаний заказчика, все потери ложатся на заказчика.
2. Аренда — широко используемый метод передачи рисков. Широкое распространение получила финансовая аренда (лизинг). Часть рисков, связанных с арендованным имуществом, остается лежать на собственнике: полностью, например, риск физических повреждений собственности, увеличение налогов на имущество, или частично, например, риск снижения коммерческой ценности объекта. Однако весомая часть рисков может быть передана путем специальных оговорок в договоре аренды. Согласно ст. 669 ГК РФ к арендатору полностью переходит риск случайной гибели и риск случайной порчи арендованного имущества в момент передачи ему этого имущества.
Арендодатель, передавая имущество в аренду, может гарантировать себе постоянный доход на определенный период. Но при длительном сроке аренды возрастает риск и для арендодателя, и для арендатора, так как трудно предсказать будущее изменение коммерческой ценности арендованного имущества, а следовательно, и изменение размера арендной платы. Возможное решение, снижающее риск собственника имущества, в этом случае может быть связано с фиксированной рентой, то есть установлением арендной платы в процентах к объему продаж арендатора, но не ниже определенной фиксированной суммы.
Контракты на хранение и перевозку грузов. В данном случае объем передаваемых рисков зависит от статуса сторон, заключающих договор, и условий, оговоренных в договоре. Заключая договор на перевозку и хранение продукции, предпринимательская фирма передает транспортной компании в основном статические риски, связанные со случайной либо происшедшей по вине транспортной компании гибелью или порчей продукции. При этом потери, связанные с падением рыночной цены продукции, несет предпринимательская фирма, даже если подобное падение вызвано задержкой в доставке груза.
Контракты продажи, обслуживания, снабжения.
Контрак-поручительство.
6. Договор факторинга. Здесь речь идёт о передаче кредитного риска. В факторинговых операциях участвуют три стороны:
- фактор-посредник, которым выступает коммерческий банк или иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности такого вида;
- предприятие-поставщик;
- предприятие-покупатель.
Основной принцип факторинга — покупка фактор-посредником у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. Фактически фактор-посредник покупает дебиторскую задолженность обычно в течение двух-трех дней оплачивая 70 — 80% требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств на его счета от покупателей.
Факторинг может быть двух видов: открытый и закрытый. При открытом факторинге поставщик обязан указать на своих счетах, что требование передано фактор-фирме. При закрытом факторинге поставщик заключает договор с банком, высылает копии счетов по заключенным сделкам, не извещая об этом своих покупателей. В том числе, если покупатель не в состоянии оплатить свои счета в установленные сроки, поставщик — клиент банка извещает его об уступке требований фактор-посреднику.
Стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов:
- процентная ставка по кредитам (обычно на один-два пункта выше учетной банковской процентной ставки);
- комиссионные, которые зависят от размера оборота и платежеспособности покупателей и колеблются от 0,5 до 2% от суммы счетов.
Факторинг позволяет предпринимательской фирме, передающей свои долговые обязательства фактор-посреднику, получить гарантию на получение всех платежей, уменьшая таким образом кредитный риск предприятия.
1. Биржевые сделки, снижающие риск снабжения в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок. Минимизация рисков снабжения в данном случае также осуществляется за счет передачи риска путем:
- приобретения опционов на закупку товаров и услуг, цена на которые в будущем увеличится;
- заключение фьючерсных контрактов на закупку растущих в цене товаров.
Первый способ, то есть приобретение опционов на закупку товаров и услуг, позволяет предпринимательской фирме получить уверенность в том, что интересующие ее товары или услуги по заранее известной цене ей гарантированы. Опцион — это документ, в котором поставщик гарантирует продажу товара по фиксированной цене в течение определенного срока. Опцион на приобретение товаров у более надежного поставщика может приобретаться параллельно с заключением выгодного, но рискованного контракта с поставщиком, вызывающим сомнения в его надежности.
По сути, опцион является разновидностью ценной бумаги, так как по истечении срока действия может иметь вторичное хождение, то есть может быть перепродан на бирже по своей текущей котировке. Текущая цена опциона зависит от разницы между рыночной на данный момент ценой товара, на который выписан опцион, и ценой поставки, предусмотренной в опционе, а также от изменения к моменту выписки опциона инфляционных ожиданий. Сама цена поставки, фиксированная в опционе, отличается от рыночной цены товара или услуги, на которые покупается опцион; в условиях инфляции цена поставки выше рыночной на момент покупки опциона, но, как правило, в будущем реальная цена товара выше цены по опциону на этот товар или услугу.
Возможность перепродажи опциона несет в себе следующие преимущества для предпринимательской фирмы:
- фирма может приобрести опционы не только у самих поставщиков необходимого товара или услуги, но и у временных держателей;
- фирма может приобрести опционы на снабжение еще до получения заказов на продукцию, для производства которой обеспечивается снабжение. В том случае, если заказ на производимую продукцию не поступит, фирма имеет возможность продать опцион на излишне заказанные товары и услуги. В данной ситуации предпринимательская фирма избегает возможных потерь, связанных с риском неполучения заказа на производимую продукцию.
Второй способ — это заключение на бирже с поставщиками растущих в цене товаров и услуг фьючерсных контрактов на их закупку. Отличие данного способа от покупки опциона в следующем:
- контракт на поставку подписывается между заинтересованной фирмой и поставщиком, но его исполнение отложено на определенный срок;
- момент времени, в которой осуществляется поставка товара или услуги, строго фиксирован;
- в контракте может быть предусмотрена «плавающая» цена поставки.
Зарегистрированные на бирже фьючерсные контракты, как и опционы, могут быть вторично проданы по особой цене как поставщиком, так и заказчиком. Цены фьючерсов на реализацию товара и фьючерсов на его закупку являются самостоятельным предметом биржевой котировки и зависят от прогноза конъюнктуры соответственного сбыта и спроса по рассматриваемому товару, от объема фьючерсного контракта, времени, остающегося до наступления момента поставки товара по фьючерсу, от уровня инфляционных ожиданий, а также от многих других факторов.
Фьючерсный контракт на покупку товара или услуги может быть заключен и как резервный, в дополнение к основному контракту, в надежности которого у фирмы есть сомнения. Если основной контракт тем не менее будет реализован, предпринимательской фирме необходимо продать фьючерс на параллельную закупку до наступления по нему срока реальной закупки и ее оплаты. В данном случае необходимо, чтобы срок Дополнительного фьючерсного контракта был более поздним, чем срок поставки по основному контракту.
Рассмотренными способами минимизации риска снабжения также можно снизить и риск сбыта продукции или услуги, соответственно приобретая опционы и фьючерсы на поставку товара или услуги.
Однако трансфер риска — не обязательно самый безопасный и самый эффективный способ минимизации предпринимательского риска. Трансфери может не только не иметь достаточных средств для покрытия потерь трансфера, но, как правило, он не имеет никаких эффективных рычагов для снижения уровня риска. Поэтому при передаче риска предпринимательская фирма должна учитывать следующие моменты:
- распределение рисков между трансфером и трансфери должно быть четким и недвусмысленным;
- трансфери должен иметь возможность быстро выполнить все принятые на себя обязательства;
- трансфери должен иметь значительные полномочия для сокращения и контроля за риском и наилучшим образом использовать эти полномочия;
- решение о трансфере должно приниматься на базе критерия эффективности (как недорогой или более прибыльный метод) в сравнении с аналогичными по надежности методами минимизации предпринимательского риска;
- риск должен передаваться по цене, одинаково привлекательной как для трансфера, так и для трасфери.
- Оглавление
- Введение
- 1. Сущность риска и его классификация
- 1.1. Объективные и субъективные причины предпринимательского риска
- 1.2. Определение риска
- 1.3. Функции предпринимательского риска
- 1.4. Классификация предпринимательских рисков
- 1.5. Политический риск
- 1.6. Технический риск
- 1.7. Производственный риск
- 1.8. Коммерческий риск
- 1.9. Финансовый риск
- 1.10. Отраслевой риск
- 1.11. Инновационный риск
- 2. Риск и доходность
- 2.1. Виды риска
- 3. Факторы влияющие на уровень предпринимательского риска
- 3.1. Внешние факторы, влияющие на уровень риска
- Внешние факторы, влияющие на уровень риска
- Факторы прямого воздействия
- Факторы косвенного воздействия
- 3.2. Внутренние факторы, влияющие на уровень риска
- 4. Анализ, оценка и управление рисками.
- 4.1. Об управлении рисками
- 4.2. Оценка предпринимательских рисков
- 4.3. Анализ риска
- 4.4. Относительная оценка риска на основе анализа финансового состояния фирмы
- 5. Количественные оценки экономического риска в условиях неопределенности
- 5.1. Принятие оптимальных решений в условиях неопределённости
- 5.2. Матричные игры
- 5.2.1. Понятие игры с природой
- 5.2.2. Предмет теории игр. Основные понятия
- 5.3. Критерии оптимальности в условиях полной неопределенности
- 5.3.1. Критерий гарантированного результата
- 5.3.2. Критерий оптимизма
- 5.3.3. Критерий пессимизма
- 5.3.4. Критерий минимаксного риска Сэвиджа
- 5.3.5. Критерий обобщенного максимина (пессимизма-оптимизма) Гурвица
- 5.4. Сравнительная оценка вариантов решений в зависимости от критериев эффективности.
- 5.5. Оптимальность по Парето.
- 5.6. Определение оптимального объёма производства швейного предприятия в условиях неопределённости.
- 5.6.1. Верхняя и нижняя цена игры
- 5.6.2. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования
- 5.6.3. Выбор оптимального ассортимента продукции
- 5.7. Пример количественной оценки риска на основе анализа финансового состояния предприятия
- 6. Основные методы и пути минимизации риска
- 6.1. Диверсификация как метод снижения риска
- 6.2. Передача риска
- 6.3. Страхование предпринимательских рисков
- 6.4. Управление рисками и управление персоналом
- 6.5. Бизнес-планирование
- 6.6. Подбор персонала предпринимательской организации
- 6.7. Организация защиты коммерческой тайны на предприятии
- 7. Риски в производственном предпринимательстве.
- 7.1. Риски невостребованности производственной продукции
- 7.2. Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов)
- 7.3. Риски усиления конкуренции
- 7.4. Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов
- 7.5. Риски потери имущества предпринимательской организации
- 8. Риски в банковском предпринимательстве.
- 8.1. Внутренние риски.
- 8.2. Внешние риски
- 9. Риск-менеджмент на предприятии
- 9.1. Организация системы риск-менеджмента на предприятии
- 9.2. Управление рисками на предприятии
- Заключение.
- Библиографический список