Обеспечение качества проекта.
Наиболее популярный принцип обеспечения качества - системное управление (TQM). Оно осуществляется по следующей схеме:
Проводится обследование производства и подготавливается специальный доклад.
На основе обследования и анализа фактического состояния производства осуществляется выбор системы управления качеством и разрабатывается Программа качества.
Разрабатывается Руководство по реализации Программы качества, в котором описывается сущность и механизм функционирования системы управления качеством.
Обсуждаются детали, сроки и организация программы качества и Руководства, вносятся необходимые исправления и принимаются решения ( в том числе по вопросам аттестации и обучения персонала).
Мероприятия из Программы и руководства включаются в общий план проекта.
Программа качества и Руководство запускаются в производство.
Все работы по обеспечению качества основаны на использовании стандартов ISO серии 9000 и эквивалентных им российских стандартов.
Стандарты ISO 9001 и EN 29001 призваны обеспечить качество при проектировании, разработке, производстве, монтаже, обслуживании и состоят из следующих элементов:
ответственность руководителей;
система качества;
анализ контрактов;
управление проектированием;
управление потоками информации;
материально-техническое обеспечение проектов;
изделия, поставляемые заказчиком;
идентификация изделия;
управление процессом создания продукции;
контроль и испытания;
оборудования для контроля, измерений и испытаний;
статус контроля и испытаний;
оформление продукции, не соответствующей требованиям;
внесение изменений;
хранение, упаковка и поставка;
документация по качеству;
обучение;
обслуживание;
статистические методы.
Стандарты ISO 9002 и EN 29002 призваны обеспечить качество при производстве и монтаже.
Стандарты ISO 9003 и EN 29003 призваны обеспечить качество при контроле конечной продукции и ее испытаниях.
Российский эквивалент - ГОСТ 40.9001-88.
Российская система строительных норм - «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» (СНиП 10.01-93) включает:
федеральные нормативные документы - строительные нормы и правила (СНиП), рекомендательные нормативные документы (РНД), государственные стандарты РФ (ГОСТ);
административно-территориальные нормативные документы - территориальные строительные нормы (ТСН), правила и инструкции;
производственно-отраслевые нормативные документы (строительно-технологические нормы - СТН, отраслевые стандарты - ОСТ, стандарты предприятий - СТП, технические условия - ТУ).
Основными элементами управления качеством инновации считаются:
«Философия» системы управления качеством, направленная на наиболее полное удовлетворение требований потребителя.
Обеспечение качества - комплекс управленческих мероприятий, направленных на обеспечение всеми участниками инновационного процесса требуемых характеристик качества.
Контроль качества - комплекс технических и технологических мероприятий по проверке, анализу и внесению необходимых корректирующих воздействий.
Виды и методы контроля качества представлены на рисунке.
Виды и методы контроля качества
| |||
По инструментальной оснащенности | По месту в технологическом процессе | По объему выборки | По исполнителю |
визуальный | входной | сплошной | самоконтроль |
инструментальный в том числе |
операционный | выборочный (статистический) |
Линейный персонал |
|
выходной (приемочный) |
|
Инспекция, ОТК, лаборатория |
|
|
|
|
Как правило, для обеспечения качества инновации используют следующие мероприятия:
контроль разработки проекта (проектирования) должен быть направлен на то, чтобы в проектной документации были отражены требования законодательства, промышленные стандарты, экологические нормативы, а также учтены требования потребителя;
контроль документации - должен гарантировать, что документы и вносимые в них изменения проверены на соответствие, переданы туда, где они необходимы, и используются по назначению;
контроль поставки оборудования и материалов должен обеспечить соответствие оборудования, материалов и услуг проектной документации;
идентификация и контроль материалов, деталей, узлов должен позволять использования ошибочных или дефектных материалов и деталей. Это особенно важно, т.к. инновационные проекты часто требуют применения новых уникальных ресурсов, и поэтому недостаточный входной контроль может создать угрозу реализации проектом;
проверка готовности к испытаниям должна гарантировать, что при проведении испытаний будут соблюдены все необходимые требования, а сами испытания материалов, приборов, оборудования и т.п. будут проведены в соответствующих условиях;
проверка контрольно-измерительной аппаратуры должна гарантировать необходимый уровень точности и аккуратности при проведении испытаний;
проверка системы управления запасами должна обеспечивать поддержание необходимого уровня запасов, их защиту, условия хранения и т.п.;
контроль проведения испытаний и приемки;
корректирующие воздействия должны гарантировать обнаружение и ликвидацию ситуаций, негативно влияющих на качество проекта, а также предотвращение повторения таких ситуаций в будущем;
регистрация мер по обеспечению качества позволяет определить эффективность программы.
Организация контроля на разных фазах проекта представлена на рис.
ФАЗЫ ПРОЕКТА | |||
Прединвестиционная
|
Разработка |
Реализация |
Завершение |
Заказчик | Группа контроля проектной организации | Авторский надзор | Пусконаладочная организация |
Внешняя экспертиза | Самоконтроль | ОТК предприятия | Приемочная комиссия |
Менеджер проекта | Менеджер проекта | Лаборатория | Менеджер проекта |
|
| Геодезическая инспекция
|
|
|
| Техническая инспекция заказчика |
|
|
|
Самоконтроль |
|
|
|
Менеджер проекта |
|
Полномочия и ответственность отдельных лиц и организаций, осуществляющих деятельность, влияющую на качество проекта, должны быть четко установлены и закреплены документально в рамках специальной программы обеспечения качества проекта. В ней находит отражение стратегия обеспечения качества проекта. Программа определяет мероприятия, направленные на обеспечения качества выполнения работ по проекту.
Программа должна предусматривать:
организационную структуру, в рамках которой она будет реализовываться;
четкое распределение ответственности и уровень полномочий отдельных лиц, групп и организаций, участвующих в решении этой проблемы.
Суть работы менеджера проекта в рамках системы управления качеством состоит в сравнении текущего уровня качества с запланированным. Информацию для такого анализа дает учет и анализ затрат, связанных с обеспечением качества. Эти затраты обычно классифицируют следующим образом:
предупредительные затраты направлены на изначальное удовлетворение требований заказчика по производству продукции без дефектов. К ним можно отнести затраты на обеспечение качества проекта изделия, обучение, программу качества и др.;
информационные затраты связаны с желанием заказчика убедиться в том, что процесс развивается в нужном направлении. к ним можно отнести инспекционные проверки, лабораторный контроль, операционный контроль;
затраты на устранение дефектов, связанных с внутренними проблемами, должны быть произведены для того, чтобы скорректировать процесс и сделать продукцию приемлемой для заказчика (потребителя). Это расходы на отбраковку, ремонт, устранение дефектов;
затраты на устранение дефектов, связанных с требованиями заказчика (потребителя) - расходы на возврат продукции, жалобы потребителя, необходимые ответные меры.
- 78 Управление проектами
- Тема 1. Цели и задачи управления проектами на современном этапе российской экономики
- 1. Основные понятия проектного менеджмента.
- Системный подход к управлению проектами.
- П роект
- 3. Особенности управления проектами в России.
- Тема 2. Проектный цикл, структуризация проекта и его внешнее окружение
- Прединвестиционные исследования:
- Планирование проекта и подготовка к строительству
- Инвестиционная фаза Проведение торгов и заключение контрактов; организация закупок и поставок; подготовительные работы
- Строительно-монтажные работы
- Завершение строительной фазы проекта
- Эксплуатационная фаза
- 2. Структура проекта.
- Тема 3. Методология подготовки, согласования и реализации инвестиционного проекта.
- Организация работ на стадии разработки проекта.
- Инициация бизнес-идеи и разработка концепции инвестиционного проекта.
- Экспертная оценка вариантов инвестиционных решений.
- Исследование инвестиционных возможностей.
- Проектный анализ
- 1.Предпосылки и основная идея проекта.
- Анализ рынка и концепция маркетинга
- Анализ системы маркетинга
- Сырье и поставки
- Местоположение, участок и окружающая среда
- Проектирование и технология
- Организационная структура и накладные расходы
- 7. Трудовые ресурсы
- Финансовые анализ и оценка инвестиций
- Приложения
- Семинар № 1
- Тема 4. Планирование проекта
- Цели, назначение и виды планов.
- 2. Сетевое планирование.
- Тема 5. Управление проектированием.
- 1. Типы и задачи проектных фирм
- 3. Организация проектного финансирования.
- Порядок разработки смет
- Планирование затрат по проекту
- Контроль за исполнением бюджета.
- Тема 6.
- 2. Организация подрядных торгов.
- 3. Регулирование материально-технического обеспечения проекта.
- Тема 7. Управление реализацией проекта
- Организационная структура управления проектами.
- Критерии для принятия решений по организационной структуре
- Контроль и регулирование при реализации проекта.
- Обеспечение качества проекта.
- 5. Управление завершением проекта.
- Системный подход к управлению проектами.