logo search
_Лекции по УП-2009 -осень

Обеспечение качества проекта.

Наиболее популярный принцип обеспечения качества - системное управление (TQM). Оно осуществляется по следующей схеме:

  1. Проводится обследование производства и подготавливается специальный доклад.

  2. На основе обследования и анализа фактического состояния производства осуществляется выбор системы управления качеством и разрабатывается Программа качества.

  3. Разрабатывается Руководство по реализации Программы качества, в котором описывается сущность и механизм функционирования системы управления качеством.

  4. Обсуждаются детали, сроки и организация программы качества и Руководства, вносятся необходимые исправления и принимаются решения ( в том числе по вопросам аттестации и обучения персонала).

  5. Мероприятия из Программы и руководства включаются в общий план проекта.

  6. Программа качества и Руководство запускаются в производство.

Все работы по обеспечению качества основаны на использовании стандартов ISO серии 9000 и эквивалентных им российских стандартов.

Стандарты ISO 9001 и EN 29001 призваны обеспечить качество при проектировании, разработке, производстве, монтаже, обслуживании и состоят из следующих элементов:

Стандарты ISO 9002 и EN 29002 призваны обеспечить качество при производстве и монтаже.

Стандарты ISO 9003 и EN 29003 призваны обеспечить качество при контроле конечной продукции и ее испытаниях.

Российский эквивалент - ГОСТ 40.9001-88.

Российская система строительных норм - «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» (СНиП 10.01-93) включает:

федеральные нормативные документы - строительные нормы и правила (СНиП), рекомендательные нормативные документы (РНД), государственные стандарты РФ (ГОСТ);

административно-территориальные нормативные документы - территориальные строительные нормы (ТСН), правила и инструкции;

производственно-отраслевые нормативные документы (строительно-технологические нормы - СТН, отраслевые стандарты - ОСТ, стандарты предприятий - СТП, технические условия - ТУ).

Основными элементами управления качеством инновации считаются:

  1. «Философия» системы управления качеством, направленная на наиболее полное удовлетворение требований потребителя.

  2. Обеспечение качества - комплекс управленческих мероприятий, направленных на обеспечение всеми участниками инновационного процесса требуемых характеристик качества.

  3. Контроль качества - комплекс технических и технологических мероприятий по проверке, анализу и внесению необходимых корректирующих воздействий.

Виды и методы контроля качества представлены на рисунке.

Виды и методы контроля качества

По инструментальной

оснащенности

По месту

в технологическом

процессе

По объему

выборки

По исполнителю

визуальный

входной

сплошной

самоконтроль

инструментальный

в том числе

операционный

выборочный (статистический)

Линейный персонал

  • лабораторный

выходной (приемочный)

Инспекция, ОТК, лаборатория

  • геодезический

  • метрологический

Как правило, для обеспечения качества инновации используют следующие мероприятия:

Организация контроля на разных фазах проекта представлена на рис.

ФАЗЫ ПРОЕКТА

Прединвестиционная

Разработка

Реализация

Завершение

Заказчик

Группа контроля проектной организации

Авторский надзор

Пусконаладочная организация

Внешняя экспертиза

Самоконтроль

ОТК предприятия

Приемочная

комиссия

Менеджер

проекта

Менеджер

проекта

Лаборатория

Менеджер

проекта

Геодезическая инспекция

Техническая инспекция заказчика

Самоконтроль

Менеджер проекта

Полномочия и ответственность отдельных лиц и организаций, осуществляющих деятельность, влияющую на качество проекта, должны быть четко установлены и закреплены документально в рамках специальной программы обеспечения качества проекта. В ней находит отражение стратегия обеспечения качества проекта. Программа определяет мероприятия, направленные на обеспечения качества выполнения работ по проекту.

Программа должна предусматривать:

Суть работы менеджера проекта в рамках системы управления качеством состоит в сравнении текущего уровня качества с запланированным. Информацию для такого анализа дает учет и анализ затрат, связанных с обеспечением качества. Эти затраты обычно классифицируют следующим образом: