1. Основные понятия проектного менеджмента.
Управление проектом – методология организации, планирования руководства, координации трудовых, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, срокам, качеству.
Проект (project) - что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие (словарь Уэбстера).
В Кодексе знаний об управлении проектами, разработанном в 1987 г. Институтом управления проектами (США) содержится следующее определение: Проект представляет собой некоторую задачу с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения.
Термин «проект» не является принципиально новым для отечественной экономики. Под «проектом» было принято понимать документально оформленный план сооружения (конструкции). В англоязычной экономической литературе это понятие принято обозначать термином «design». Переход к рыночным отношениям привнес в экономическую жизнь множество новых терминов и понятий. Термин «проект» также получил более широкое толкование и по своему содержанию приблизился к английскому «project», который охватывает весь процесс от появления идеи, ее разработки, реализации до получения результата. Такое толкование является несколько упрощенным. Более точно отражает содержание инвестиционного проекта следующее определение:
Под проектом понимается система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их достижения физических объектов (зданий, сооружений, производственных комплексов), технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.
В ряде отраслей, специфика которых требует создания сверхсложных объектов, для достижения поставленных целей требуется совокупность самостоятельных проектов, которые объединяются в программу.
Понятие «инвестиционный проект» также имеет два толкования.
Инвестиционный проект рассматривается как деятельность, предполагающая осуществление комплекса мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.
Инвестиционный проект трактуется как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, содержащих обоснование эффективности и возможности реализации проекта, необходимых для осуществления комплекса мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.
Существует несколько классификационных признаков, на основе которых осуществляется систематизация всей совокупности проектов.
По масштабу проекты подразделяются на три группы:
малые проекты
средние проекты
мегапроекты
Для отнесения проекта к малым или мегапроектам используют следующие показатели:
объем капиталовложений;
трудозатраты;
длительность реализации;
сложность системы менеджмента;
привлечение иностранных участников;
влияние на социально-экономическую среду региона и т.п.
Таблица 1
Классификация проектов по признаку масштаба.
Показатель | Малый проект | Средний проект | Мегапроект |
1 | 2 | 3 | 4 |
Объем капиталовложений | до 10-15 млн. долл. США | от 15 млн. до 1 млрд. долл. США | Более 1 млрд. долл. США |
Трудозатраты | до 40-50 тыс. чел.-час. | от 50 тыс. до 15 млн. чел.-час | 2 млн. чел.-час на проектирование, 15-20 млн. чел.-час на строительство |
Длительность реализации | до 1 года | От 1 года до 5 лет | 5-7 лет |
Сложность системы менеджмента | 1 управляющий проектом, гибкая система организации управления | команда управляющих | сложная система управления с обяза-тельной координаци-ей на региональном, государственном или межгосударственном уровне. |
Привлечение иностранных участников | не требует | возможно в некоторых случаях | как правило, требует |
Влияние на социально-экономическую среду региона | не оказывает | оказывает на муниципальном уровне | оказывает на региональном, государственном или межгосударственном уровне. |
По срокам реализации проекты принято делить на краткосрочные (скоростные) (до 1 года), среднесрочные( от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) проекты.
Краткосрочные (скоростные) проекты, как правило, характерны для предприятий с быстро обновляющимся ассортиментом продукции, на восстановительных работах, при создании опытных установок и т.п. При реализации подобных проектов фактор времени является определяющим, поэтому заказчик может пойти на значительное увеличение первоначальной стоимости реализации проекта.
По качеству проекты принято делить на обычные и бездефектные. Бездефектные проекты предполагают самый высокий из достижимых уровень качества как доминирующий фактор. Бездефектные проекты, как правило, дорогостоящи и относятся к отраслям, в которых малейшее отступление от стандарта угрожает катастрофическими последствиями (например, атомная энергетика)
По определимости границ и целей проекта проекты делятся на мультипроекты и монопроекты.
Мультипроектом принято называть выполнение нескольких заказов в рамках инвестиционной программы заказчика.
В случае, когда предприятие по каким-либо причинам реализует несколько относительно краткосрочных проектов, их совокупность составляет инвестиционную программу предприятия.
Монопроект, как альтернатива мультипроекту, имеет четко очерченные ресурсные и временные рамки, относящиеся к обособленному проекту.
По количеству стран-партнеров проекты принято делить на национальные и международные.
Как самостоятельная дисциплина, управление проектами сформировалось относительно недавно, что стало возможным благодаря новым знаниям, полученным в результате изучения общих закономерностей, присущих проектам во всех областях деятельности, а также благодаря методам и средствам, используемым для различных проектов.
В задачи управления проектами входят:
- определение целей проекта и проведение его обоснования;
- выявление структуры проекта;
- определение необходимых объемов и источников финансирования;
- подбор исполнителей;
- подготовка и заключение контрактов;
- определение сроков выполнения;
- разработка графика реализации проекта;
- расчет необходимых ресурсов;
- составление сметы и бюджета проекта;
- учет и планирование рисков;
- контроль за ходом выполнения проекта;
- мониторинг проекта и т.п.
Методы УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ могут принести успех в следующих случаях:
при создании специального предприятия, связанного единственным, четко определенным конечным продуктом;
при создании предприятий, сложность и масштабы которого больше обычных;
при выполнении работ с жесткими требованиями к срокам, затратам и техническим характеристикам;
когда репутация фирмы находится под угрозой;
когда исключительно велики вознаграждение за успех или потери вследствие неудачи.
К методам управления проектами относятся:
Техника сетевого планирования (широко применяется с 70-х гг.);
Организация работ над проектом (используются с 1975 г.);
Календарное планирование (используются с 1975 г.);
Логистика (используются с 1975 г.);
ППП для ЭВМ (с 1980-х гг.);
Стандартное планирование (с 1980-х гг.);
Структурное планирование (с 1980-х гг.);
Ресурсное планирование (с 1980-х гг.);
Системный подход (в частности, к фазе закрытия проекта) - с 1985 г.;
Планирование и разработка особо сложных проектов - с 1985 г.;
Пофазная организация работы над проектом - с 1985 г.;
Имитационное моделирование - с 1990 г.;
Системный подход к проекту в целом - с 1990-х;
Философия руководства проектом - с 1995 г.
3 основных варианта схем управления проектами:
Основная схема. Руководитель (менеджер) проекта выступает представителем или агентом заказчика, не несет финансовой ответственности за принимаемые решения. В качестве агента может выступать любая фирма - участник проекта. Ответственность менеджера - координация и управление ходом разработки и реализации проекта. Контрактные отношения - только между агентом и заказчиком. Основное преимущество - объективность менеджмента. Основной недостаток - перенос всего риска на заказчика.
Схема расширенного управления. Менеджер проекта принимает ответственность за проект в пределах фиксированной сметной цены; обеспечивает управление и координацию этапов проекта по соглашению между ним и участниками проекта в пределах фиксированной цены. В качестве менеджера может выступать фирма, не участвующая в проекте (как правило, подрядная, консалтинговая, реже - инжиниринговая фирма). При этой схеме риск возлагается на подрядчика.
Схема ускоренного строительства ("под ключ"). В качестве руководителя проекта выступает проектно-строительная фирма. Ответственность менеджера - в пределах объявленной стоимости проекта. Менеджер обеспечивает, согласно контракту, сдачу объекта проектирования под ключ.
Если сравнивать УП с традиционным (функциональным) менеджментом, то основные различия могут быть сформулированы следующим образом (таблица 2).
Таблица 2
Функции традиционного и проектного менеджмента
-
Традиционный менеджмент
УП
Ответственность за поддержание «статус-кво»
Ответственность за возникающие изменения. Преобладание инновационной деятельности
Полномочия определены организационной структурой, которая достаточно стабильна
Неопределенность полномочий. Организационные структуры создаются и действуют в рамках проектного цикла
Устойчивый круг задач
Постоянно изменяющийся круг задач
Основная задача – оптимизация
Основная задача – разрешение конфликтов
Успех определяется достижением промежуточных функциональных результатов
Успех определяется достижением установленных конечных целей
В функции УП входят такие элементы традиционного функционального менеджмента, как:
финансовый менеджмент – обеспечение бюджетных ограничений;
управление персоналом – определение профессионально-квалификационного состава, аппарата управления, мотивация и системы оплаты труда;
операционный (производственный) менеджмент;
логистика (выбор поставщиков, схемы транспортировки, складирования, систем расчетов с поставщиками и т.п.);
инновационный менеджмент – создание нового продукта, инжиниринг;
управление качеством;
маркетинг.
Наиболее близок к УП инвестиционный менеджмент. Однако само понятие УП – шире.
- 78 Управление проектами
- Тема 1. Цели и задачи управления проектами на современном этапе российской экономики
- 1. Основные понятия проектного менеджмента.
- Системный подход к управлению проектами.
- П роект
- 3. Особенности управления проектами в России.
- Тема 2. Проектный цикл, структуризация проекта и его внешнее окружение
- Прединвестиционные исследования:
- Планирование проекта и подготовка к строительству
- Инвестиционная фаза Проведение торгов и заключение контрактов; организация закупок и поставок; подготовительные работы
- Строительно-монтажные работы
- Завершение строительной фазы проекта
- Эксплуатационная фаза
- 2. Структура проекта.
- Тема 3. Методология подготовки, согласования и реализации инвестиционного проекта.
- Организация работ на стадии разработки проекта.
- Инициация бизнес-идеи и разработка концепции инвестиционного проекта.
- Экспертная оценка вариантов инвестиционных решений.
- Исследование инвестиционных возможностей.
- Проектный анализ
- 1.Предпосылки и основная идея проекта.
- Анализ рынка и концепция маркетинга
- Анализ системы маркетинга
- Сырье и поставки
- Местоположение, участок и окружающая среда
- Проектирование и технология
- Организационная структура и накладные расходы
- 7. Трудовые ресурсы
- Финансовые анализ и оценка инвестиций
- Приложения
- Семинар № 1
- Тема 4. Планирование проекта
- Цели, назначение и виды планов.
- 2. Сетевое планирование.
- Тема 5. Управление проектированием.
- 1. Типы и задачи проектных фирм
- 3. Организация проектного финансирования.
- Порядок разработки смет
- Планирование затрат по проекту
- Контроль за исполнением бюджета.
- Тема 6.
- 2. Организация подрядных торгов.
- 3. Регулирование материально-технического обеспечения проекта.
- Тема 7. Управление реализацией проекта
- Организационная структура управления проектами.
- Критерии для принятия решений по организационной структуре
- Контроль и регулирование при реализации проекта.
- Обеспечение качества проекта.
- 5. Управление завершением проекта.
- Системный подход к управлению проектами.