logo
_Лекции по УП-2009 -осень

1. Основные понятия проектного менеджмента.

Управление проектом – методология организации, планирования руководства, координации трудовых, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, срокам, качеству.

Проект (project) - что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие (словарь Уэбстера).

В Кодексе знаний об управлении проектами, разработанном в 1987 г. Институтом управления проектами (США) содержится следующее определение: Проект представляет собой некоторую задачу с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения.

Термин «проект» не является принципиально новым для отечественной экономики. Под «проектом» было принято понимать документально оформленный план сооружения (конструкции). В англоязычной экономической литературе это понятие принято обозначать термином «design». Переход к рыночным отношениям привнес в экономическую жизнь множество новых терминов и понятий. Термин «проект» также получил более широкое толкование и по своему содержанию приблизился к английскому «project», который охватывает весь процесс от появления идеи, ее разработки, реализации до получения результата. Такое толкование является несколько упрощенным. Более точно отражает содержание инвестиционного проекта следующее определение:

Под проектом понимается система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их достижения физических объектов (зданий, сооружений, производственных комплексов), технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.

В ряде отраслей, специфика которых требует создания сверхсложных объектов, для достижения поставленных целей требуется совокупность самостоятельных проектов, которые объединяются в программу.

Понятие «инвестиционный проект» также имеет два толкования.

  1. Инвестиционный проект рассматривается как деятельность, предполагающая осуществление комплекса мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.

  2. Инвестиционный проект трактуется как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, содержащих обоснование эффективности и возможности реализации проекта, необходимых для осуществления комплекса мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.

Существует несколько классификационных признаков, на основе которых осуществляется систематизация всей совокупности проектов.

  1. По масштабу проекты подразделяются на три группы:

Для отнесения проекта к малым или мегапроектам используют следующие показатели:

Таблица 1

Классификация проектов по признаку масштаба.

Показатель

Малый проект

Средний проект

Мегапроект

1

2

3

4

Объем капиталовложений

до 10-15 млн. долл. США

от 15 млн. до 1 млрд. долл. США

Более 1 млрд. долл. США

Трудозатраты

до 40-50 тыс. чел.-час.

от 50 тыс. до 15 млн. чел.-час

2 млн. чел.-час на проектирование, 15-20 млн. чел.-час на строительство

Длительность реализации

до 1 года

От 1 года до 5 лет

5-7 лет

Сложность системы менеджмента

1 управляющий проектом, гибкая система организации управления

команда управляющих

сложная система управления с обяза-тельной координаци-ей на региональном, государственном или межгосударственном уровне.

Привлечение иностранных участников

не требует

возможно в некоторых случаях

как правило, требует

Влияние на социально-экономическую среду региона

не оказывает

оказывает на муниципальном уровне

оказывает на региональном, государственном или межгосударственном уровне.

  1. По срокам реализации проекты принято делить на краткосрочные (скоростные) (до 1 года), среднесрочные( от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) проекты.

Краткосрочные (скоростные) проекты, как правило, характерны для предприятий с быстро обновляющимся ассортиментом продукции, на восстановительных работах, при создании опытных установок и т.п. При реализации подобных проектов фактор времени является определяющим, поэтому заказчик может пойти на значительное увеличение первоначальной стоимости реализации проекта.

  1. По качеству проекты принято делить на обычные и бездефектные. Бездефектные проекты предполагают самый высокий из достижимых уровень качества как доминирующий фактор. Бездефектные проекты, как правило, дорогостоящи и относятся к отраслям, в которых малейшее отступление от стандарта угрожает катастрофическими последствиями (например, атомная энергетика)

  1. По определимости границ и целей проекта проекты делятся на мультипроекты и монопроекты.

Мультипроектом принято называть выполнение нескольких заказов в рамках инвестиционной программы заказчика.

В случае, когда предприятие по каким-либо причинам реализует несколько относительно краткосрочных проектов, их совокупность составляет инвестиционную программу предприятия.

Монопроект, как альтернатива мультипроекту, имеет четко очерченные ресурсные и временные рамки, относящиеся к обособленному проекту.

  1. По количеству стран-партнеров проекты принято делить на национальные и международные.

Как самостоятельная дисциплина, управление проектами сформировалось относительно недавно, что стало возможным благодаря новым знаниям, полученным в результате изучения общих закономерностей, присущих проектам во всех областях деятельности, а также благодаря методам и средствам, используемым для различных проектов.

В задачи управления проектами входят:

- определение целей проекта и проведение его обоснования;

- выявление структуры проекта;

- определение необходимых объемов и источников финансирования;

- подбор исполнителей;

- подготовка и заключение контрактов;

- определение сроков выполнения;

- разработка графика реализации проекта;

- расчет необходимых ресурсов;

- составление сметы и бюджета проекта;

- учет и планирование рисков;

- контроль за ходом выполнения проекта;

- мониторинг проекта и т.п.

Методы УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ могут принести успех в следующих случаях:

когда исключительно велики вознаграждение за успех или потери вследствие неудачи.

К методам управления проектами относятся:

3 основных варианта схем управления проектами:

  1. Основная схема. Руководитель (менеджер) проекта выступает представителем или агентом заказчика, не несет финансовой ответственности за принимаемые решения. В качестве агента может выступать любая фирма - участник проекта. Ответственность менеджера - координация и управление ходом разработки и реализации проекта. Контрактные отношения - только между агентом и заказчиком. Основное преимущество - объективность менеджмента. Основной недостаток - перенос всего риска на заказчика.

  2. Схема расширенного управления. Менеджер проекта принимает ответственность за проект в пределах фиксированной сметной цены; обеспечивает управление и координацию этапов проекта по соглашению между ним и участниками проекта в пределах фиксированной цены. В качестве менеджера может выступать фирма, не участвующая в проекте (как правило, подрядная, консалтинговая, реже - инжиниринговая фирма). При этой схеме риск возлагается на подрядчика.

  3. Схема ускоренного строительства ("под ключ"). В качестве руководителя проекта выступает проектно-строительная фирма. Ответственность менеджера - в пределах объявленной стоимости проекта. Менеджер обеспечивает, согласно контракту, сдачу объекта проектирования под ключ.

Если сравнивать УП с традиционным (функциональным) менеджментом, то основные различия могут быть сформулированы следующим образом (таблица 2).

Таблица 2

Функции традиционного и проектного менеджмента

Традиционный менеджмент

УП

Ответственность за поддержание «статус-кво»

Ответственность за возникающие изменения. Преобладание инновационной деятельности

Полномочия определены организационной структурой, которая достаточно стабильна

Неопределенность полномочий. Организационные структуры создаются и действуют в рамках проектного цикла

Устойчивый круг задач

Постоянно изменяющийся круг задач

Основная задача – оптимизация

Основная задача – разрешение конфликтов

Успех определяется достижением промежуточных функциональных результатов

Успех определяется достижением установленных конечных целей

В функции УП входят такие элементы традиционного функционального менеджмента, как:

Наиболее близок к УП инвестиционный менеджмент. Однако само понятие УП – шире.