Критерии для принятия решений по организационной структуре
Критерии оценки | Функциональная | Матричная | Линейная |
Неопределенность условий реализации проекта | Низкая | Высокая | Высокая |
Технология проекта | Стандартная | Сложная | Новая |
Сложность проекта | Низкая | Средняя | Высокая |
Продолжительность проектного цикла | Короткая | Средняя | Большая |
Размер проекта | Малый | Средний | Крупный |
Взаимозависимость и взаимосвязь между частями проекта | Низкая | Средняя | Высокая |
Критичность времени | Низкая | Средняя | Высокая |
Зависимость проекта от систем более высокого уровня | Высокая | Средняя | Низкая |
При организационном проектировании необходимо уделять внимание основным аспектам оптимизации организационной структуры, среди которых:
- диапазон управления, то есть число работников, подчиненных руководителю подразделения или его внутренней организационной единицы;
- количество уровней управления;
- детализация деятельности по работам. процессам, видам оборудования, месторасположению, продукции или категориям потребителей;
- регламентация и распределение обязанностей и полномочий.
Организационная структура проектной команды должна соответствовать основным видам деятельности по реализации проекта.
Функции руководителя проекта:
оказание консультационной помощи заказчику;
выбор проектировщиков и подрядчиков;
организация предпроектных работ и разработка задания на проектирование;
подготовка документов для заключения контрактов;
оформление договоров на поставку материалов;
планирование, составление сетевых графиков и календарных планов;
контроль за стоимостью, сроками и качеством строительства;
ввод объекта в эксплуатацию.
Инженер-координатор проекта несет ответственность за координацию работ по проекту на всех его стадиях и выполняет следующие функции:
определяет объемы работ и сроки их выполнения;
устанавливает взаимосвязи между элементами проекта;
обеспечивает планирование;
контролирует соблюдение бюджета проекта в части затрат на рабочую силу и материалы;
обеспечивает необходимое качество работ и соблюдение всеми участниками проекта установленных стандартов и требований контракта;
отвечает за связь между всеми участниками проекта, проводит встречи с поставщиками.
Менеджер по проектированию отвечает за выполнение работ по инженерному проектированию в рамках проекта. В ходе проектирования выполняет следующие функции:
контролирует соответствие объема выполненных проектных работ условиям контракта, что позволяет успешно осуществлять последующие работы по поставке оборудования и строительству;
участвует в составлении календарного плана проектных работ и определяет дату начала работ;
подбирает и привлекает к проекту специалистов и координирует их деятельность;
контролирует и ограничивает внесение изменений в проект после окончания проектных работ;
проверяет ход выполнения работ в соответствии с их последовательностью по приоритетам;
согласовывает с проектировщиками номенклатуру материалов и оборудования, используемых в проекте, выдает разрешение на применение нестандартных материалов.
Группа управления СМР (менеджер строительства):
участвует в разработке сетевых графиков и календарных планов, наблюдает за ходом работ, контролирует выполнение календарных планов и подготавливает предложения по изменению хода строительства;
рассматривает предложения по заключению субподрядных контрактов;
осуществляет контроль за использование трудовых ресурсов и оборудования;
подготавливает отчетность о ходе строительства.
Группа закупок и поставок несет ответственность за все виды закупок на стадии осуществления проекта, контролирует данные, полученные от поставщиков, и следит за выполнением контрактов. Руководитель этой группы является официальным представителем руководителя проекта у поставщиков и подрядчиков.
Координатор работ по эксплуатации отвечает за организацию и проведение эксплуатационных испытаний, устанавливает цели и определяет приоритеты при проведении испытаний, разрабатывает общие принципы их проведения и составляет график. По результатам испытаний он подготавливает соответствующий отчет.
Финансово-бухгалтерская группа несет ответственность за все расходы по проекту и составляет следующие документы:
отчет по отклонениям от сметы;
мероприятия по предотвращению перерасходов и нарушения календарных графиков;
оценку стоимости и сроков заключения альтернативных торговых сделок в случае необходимости;
отчет о результатов проверок счетов-фактур у субподрядчиков;
исполнительную смету, отражающую все расходы по проекту.
Административный руководитель контрактов осуществляет контроль за выполнением контрактов, следит за соблюдением процедур по их изменению, осуществляет контроль за выполнением гарантий, оговоренных в контрактах, составляет план закрытия контрактов, выявляет все обязательства, невыполненные поставщиками, субподрядчиками и другими участниками проекта, согласовывает с заказчиком перечень расхождений и недостатков, которые должны быть устранены до приемки работы и следит за их устранением.
Менеджер информационной службы несет ответственность за машинную обработку информации, разработку и использование программных средств, установление и соблюдения процедур доступа и использования информации.
Административный помощник координирует вспомогательную деятельность, осуществляемую в рамках проекта: отвечает за оборудование помещения, обеспечивает множительные и копировальные услуги, оказывает почтовые и транспортные услуги.
- 78 Управление проектами
- Тема 1. Цели и задачи управления проектами на современном этапе российской экономики
- 1. Основные понятия проектного менеджмента.
- Системный подход к управлению проектами.
- П роект
- 3. Особенности управления проектами в России.
- Тема 2. Проектный цикл, структуризация проекта и его внешнее окружение
- Прединвестиционные исследования:
- Планирование проекта и подготовка к строительству
- Инвестиционная фаза Проведение торгов и заключение контрактов; организация закупок и поставок; подготовительные работы
- Строительно-монтажные работы
- Завершение строительной фазы проекта
- Эксплуатационная фаза
- 2. Структура проекта.
- Тема 3. Методология подготовки, согласования и реализации инвестиционного проекта.
- Организация работ на стадии разработки проекта.
- Инициация бизнес-идеи и разработка концепции инвестиционного проекта.
- Экспертная оценка вариантов инвестиционных решений.
- Исследование инвестиционных возможностей.
- Проектный анализ
- 1.Предпосылки и основная идея проекта.
- Анализ рынка и концепция маркетинга
- Анализ системы маркетинга
- Сырье и поставки
- Местоположение, участок и окружающая среда
- Проектирование и технология
- Организационная структура и накладные расходы
- 7. Трудовые ресурсы
- Финансовые анализ и оценка инвестиций
- Приложения
- Семинар № 1
- Тема 4. Планирование проекта
- Цели, назначение и виды планов.
- 2. Сетевое планирование.
- Тема 5. Управление проектированием.
- 1. Типы и задачи проектных фирм
- 3. Организация проектного финансирования.
- Порядок разработки смет
- Планирование затрат по проекту
- Контроль за исполнением бюджета.
- Тема 6.
- 2. Организация подрядных торгов.
- 3. Регулирование материально-технического обеспечения проекта.
- Тема 7. Управление реализацией проекта
- Организационная структура управления проектами.
- Критерии для принятия решений по организационной структуре
- Контроль и регулирование при реализации проекта.
- Обеспечение качества проекта.
- 5. Управление завершением проекта.
- Системный подход к управлению проектами.