Особенности формирования кадровой политики организации. Оценка эффективности деятельности кадровой службы.
Кадровая политика организации — генеральное направление работы с персоналом, отражающее совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы.
Формирование кадровой политики неразрывно связано с общей стратегией организации, с ее стратегическими целями. Формирование кадровой политики начинается с выявления потенциальных (неиспользованных) возможностей в сфере управления людьми и с определения тех направлений работы с персоналом, которые должны быть усилены для успешной реализации организационной стратегии. Выявить эти неиспользованные возможности позволяет анализ и проведение соответствующих исследований.
Ряд особенностей и требований:
• Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегическими целями и текущими задачами организации. • Кадровая политика должна вырабатываться в результате обсуждений и консультаций на разных уровнях организации. • Она должна быть четко и ясно сформулирована в письменном виде и охватывать все основные направления работы с персоналом. • Следует предусмотреть пути и механизмы доведения утвержденной политики до всех сотрудников организации. • Она должна быть обеспечена необходимыми ресурсами. • Она должна содержать в себе конкретные практические шаги по реализации утвержденной политики. • Отдельные направления кадровой политики (например, комплектование штата, адаптация и обучение персонала) должны быть связаны между собой, объединяться общей идеологией и дополнять друг друга.
Не каждая организация может похвалиться тем, что она выработала и последовательно реализует определенную кадровую политику. Чаще всего управление персоналом ограничивается текущей, оперативной работой а это плохо и блаблабла для реализации долгосрочных целей блаблабла
Процесс разработки и подготовки к реализации кадровой политики складывается из ряда последовательных этапов. Можно выделить следующие этапы выработки кадровой политики:
1) Проведение анализа наличной ситуации и подготовка кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов развития предприятия. 2) Определение ключевых принципов, приоритетов и положений кадровой политики. Прогноз численности и качественной структуры кадров. 3) Официальное утверждение кадровой политики организации. 4) Этап пропагандирования. Информирование коллектива о разработанной кадровой политике и сбор мнений. 5) Установление каналов обратной связи между руководством и персоналом.
Оценка деятельности кадровой службы организации базируется на определении того, насколько она способствует достижению целей организации и выполнению поставленных перед ней задач.
Исходя из того, что до сих пор не существует единой точки зрения на проблему оценки эффективности деятельности службы управления персоналом, возьмем за основу показатели оценки, приведенные Кибановым А.Я.
Показатели экономической эффективности | Показатели степени укомплектованности кадрового состава | Показатели степени удовлетворенности работников | Косвенные показатели эффективности |
Соотношение издержек, необходимых для обеспечения организации квалифицированной рабочей силой соответствующего количества и качества, и полученных результатов деятельности Затраты на отдельные направления и программы деятельности кадровых служб в расчете на одного работника Эффект воздействия отдельных кадровых программ на результативность деятельности работников и организации в целом Отношение бюджета подразделения управления персоналом к численности обслуживаемого персонала | Соответствие численности работников числу рабочих мест (количественная укомплектованность кадрового состава) Соответствие профессионально-квалификационных характеристик работников требованиям рабочих мест, производства в целом (качественная укомплектованность кадрового состава) | Степень удовлетворенность работой в данной организации Степень удовлетворенности деятельностью подразделений управления персоналом | Текучесть кадров Уровень абсентеизма Производительность труда Показатели качества продукции (процент брака, рекламаций и другие) Количество жалоб работников Уровень производственного травматизма и профзаболеваний |
- Принципы, методы и функции менеджмента.
- 2. Сущность и виды управленческих решений
- 3. Процесс принятия и реализации управленческих решений
- 4.Управление конфликтами в организации.
- 5. Формирование и развитие корпоративной культуры
- 6. Механистические (иерархические) и органические (адаптивные) организационные структуры управления.
- Линейно-функциональная организационная структура. При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.
- 7. Концепции управления человеческими ресурсами
- 8. Основные виды деятельности по управлению человеческими ресурсами в социально-экономических системах.
- 9. Эволюция стратегического менеджмента. Система стратегического менеджмента.
- 10. Видение, философия и миссия организации. Анализ цепочки создания ценности и социальная ответственность. Проектирование целей организации.
- 11. Базовые (эталонные) стратегии. Конкурентные стратегии.
- 12. Функциональные, продуктовые, корпоративные стратегии. Классификация стратегий по этапам жизненного цикла организации.
- 13. Процесс разработки стратегии
- 2. Формулирование целей и задач функционирования предприятия.
- 14.Принципы, базовые модели и методы стратегического планирования. Выбор стратегических альтернатив.
- 15. Внешняя корпоративная социальная ответственность. Государственное регулирование социальной ответственности и социальная ответственность государства.
- 16.Сущность и содержание лидерства. Природа лидерства.
- 17.Традиционные концепции лидерства.
- 18. Концепции ситуационного лидерства.
- 19.Роли и функции лидера.
- 20.Командообразование. Формирование групповой культуры.
- 21.Групповые нормы и поведение лидера.
- 22.Сущность и виды власти. Влияние как основание власти лидера.
- 23.Основные понятия и эволюция теории деловых коммуникаций. Уровни и виды деловых коммуникаций.
- Виды деловых коммуникаций
- 24.Процесс деловых коммуникаций и типы деловых партнеров.
- 25. Письменные деловые коммуникации. Устные деловые коммуникации. Современные виды деловых коммуникаций.
- 26. Управление и эффективность коммуникаций. Преграды и конфликты в деловых коммуникациях.
- 27. Принципы и методы анализа внешней среды организации.
- 28. Принципы и методы анализа внутренней среды. Swot-анализ. Портфельный анализ.
- 29. Основные понятия управления проектами. Внешняя и внутренняя среда проекта.
- 30. Прединвестиционная фаза проекта. Управление проектными рисками.
- 31. Организация реализации стратегии. Организационная структура процесса эффективного стратегического управления (сетевые и проектные структуры).
- 32. Уровни, направления и формы корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие организации.
- 33. Концепции оценки качества жизни, принятые в зарубежной и российской практике. Показатели оценки качества жизни.
- 34. Методы изучения затрат рабочего времени.
- 35. Нормирование труда в организации. Виды норм труда.
- 36. Характеристика трудового потенциала работника, организации, общества. Показатели оценки трудового потенциала.
- Анализ и планирование численности персонала организации.
- Методы оценки эффективности управления человеческими ресурсами.
- Методы принятия и эффективность управленческих решений
- Категории персонала организации. Показатели оценки наличия, движения и эффективности использования персонала организации.
- Организационное проектирование системы управления персоналом.
- Цели и функции системы управления персоналом.
- Особенности формирования кадровой политики организации. Оценка эффективности деятельности кадровой службы.
- Стратегия управления персоналом организации.
- Сущность, цели и задачи кадрового планирования.
- Оперативный план работы с персоналом.
- Планирование и анализ показателей по труду.
- Организация и оценка эффективности обучения персонала
- 49. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала
- 50. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала. Формы и системы оплаты труда персонала
- Продолжение я скидывала уже
- Маркетинг персонала в современных условиях
- Рынок труда и миграция трудовых ресурсов.
- Подбор, отбор и найм персонала. Адаптация персонала.
- 55. Профессиональное обучение работников. Профессиональная ориентация.
- 56. Сущность и методы определения производительности труда
- 57. Анализ и оценка эффективности бизнес-проекта.