Желая переубедить, начинайте не с разделяющих Вас моментов, а с того, в чем Вы согласны с оппонентом.
Пусть это будут даже второстепенные обстоятельства в высказывании собеседника. Если же Вы совершенно ни с чем не согласны (что бывает, конечно, крайне редко), поблагодарите хотя бы за то, что собеседник четко изложил свою позицию, что Вам интересно было познакомиться с его точкой зрения -на проблему и т.п. Затем излагайте свои аргументы, подводящие собеседника к Вашим выводам.
Не стоит только говорить: "А у меня на этот с ет другое мнение". Эта фраза разводит вас по разные стороны баррикады под названием "самолюбие". Ибо тем самым как бы говорится: "Сейчас я докажу, что умнее тебя".
Девятое правило: Проявите эмпатию.
Эмпатией называется [см. 5, с. 409] способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.
Эмпатия помогает лучше понять собеседника, представить ход его мыслей, как говорится "влезть в его шкуру".
Многие приведенные правила взаимосвязаны друг с другом. Например, не проявив эмпатии, невозможно выполнить правило первое (Гомера). Действительно, силу аргументов мы должны оценивать с точки зрения лица, принимающего решение, то есть мы должны как бы поставить себя на его место.
То же касается и правил Сократа и Паскаля – нужно предвидеть реакцию собеседника на Ваши слова, то есть опять проявить к нему эмпатию.
Для использования статуса в процессе убеждения (правила 4 и 6) также необходимо оценить статусы с точки зрения собеседника. Эмпатия необходима и для выполнения следующего правила.
Десятое правило:
Будьте хорошим слушателем.
При внимательном анализе споров выясняется, что многие из них разгораются потому, что спорящие говорят зачастую о несколько разных вещах, но не понимают этого.
Поэтому внимательное слушание – залог Вашей убедительности: никогда не убедить собеседника, если не поймешь ход его мыслей. Кроме того, внимательный слушатель располагает к себе собеседника, то есть использует и правило 7.
Проверить себя на умение слушать и на коммуникабельность можно с помощью соответствующих (приводимых в конце книги) тестов. А почерпнуть сведения об эффективных способах слушания можно в разделе "Как расположить к себе собеседника", а также в книге И.Атватера "Я Вас слушаю" [7].
Одиннадцатое правило:
Проверяйте, правильно ли Вы понимаете собеседника?
Наиболее употребительные слова имеют множество значений в зависимости от контекста. Это характерно для любого языка (например, в английском языке 500 наиболее употребительных слов имеют в среднем по 28 значений [см. 7, с.44]), и русский язык не является здесь исключением.
Поэтому очень часто степень понимания при принятии сообщения, особенно устного, оставляет желать лучшего.
Анализ споров показывает, что но многих случаях спорящие просто по-разному понимают предмет спора, в результате – "один – про Фому, другой – про Ерему". Стоит только понять друг друга, как спорить становится не о чем.
Существуют простые способы проверить степень понимания: "Правильно ли я Вас
- ГЛАВА 1
- ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ
- 1.1. УБЕЖДЕНИЕ, ПРИНУЖДЕНИЕ, КОМПРОМИСС
- 1.2. ТРИНАДЦАТЬ ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ УБЕДИТЬ СОБЕСЕДНИКА
- Для получения положительного решения по важному для Вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два
- Желая переубедить, начинайте не с разделяющих Вас моментов, а с того, в чем Вы согласны с оппонентом.
- 1.5. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРИЕМЫ УБЕЖДЕНИЯ?
- УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ
- Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.
- Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.
- 2.3. НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ КОНФЛИКТОГЕНЫ
- МАНИПУЛЯЦИИ СОБЕСЕДНИКОМ. ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ
- 3.1. ЧТО ТАКОЕ МАНИПУЛЯЦИЯ
- Манипуляция – это скрытое управление^ собеседником против его воли.
- Очень часто супруги манипулируют друг другом. Например, жена с помощью "женских хитростей"
- КАК РАСПОЛОЖИТЬ К СЕВЕ СОБЕСЕДНИКА
- 4.6. УМЕЕМ ЛИ РАСПОЛАГАТЬ К СЕБЕГ
- ГЛАВА 5
- ТЕХНИКА ЛИЧНОЙ РАБОТЫ: ГДЕ ВЗЯТЬ НЕДОСТАЮЩЕЕ ВРЕМЯ
- 5.1. НЕДОСТАЮЩЕЕ ВРЕМЯ
- Результаты исследований
- 5.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ
- Правило 1. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке
- Как это осуществить – об этом речь далее.
- Правило 3. Спрячьтесь от текучки, уединитесь хотя бы на 1 час.
- Правило 7. Не умножайте количество бумаг на столе.
- Правило 9. Экономьте время на совещаниях.
- Правило 10. Используйте эффект 7 "мелочей".
- 5.3. О ПРИМЕНИМОСТИ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРАВИЛ
- ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
- Правило 4. Выберите подходящее место.
- Правило 7. Старайтесь, чтобы говорил в основном Ваш собеседник.
- 6.4. КАК ПРЕКРАТИТЬ РАЗГОВОР, НЕ ОБИДЕВ СОБЕСЕДНИКА
- ГЛАВА 7
- ПОЗНАЕМ СЕБЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТОВ
- □ Личностная тревожность как характеристика личности
- Ключ к формам "А" и Б опросника Г.Айзенка
- Нестабильный
- 7.3. ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА Организованный ли Вы человек?
- по следующей таблице:
- 7.5. СПОСОБНОСТЬ К ОБЩЕНИЮ Коммуникабельны ли Вы?
- (тест Ряковского)
- 7.6. СТРЕССЫ, ОБРАЗ ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЕ, БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
- 8.4. ЖЕМЧУЖИНЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 8 ПРАВИЛ КРИТИКИ
- 6 СПОСОБОВ ПРЕКРАТИТЬ РАЗГОВОР, НЕ ОБИДЕВ СОБЕСЕДНИКА
- I 4. Встаньте, пожмите руку, попрощайтесь.
- ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
- по курсу "Психологические основы управления человеком '