logo
нет 35, 37 и 41

28.Разновидности аппаратных (штабных) полномочий.

Аппаратные (штабные) полномочия могут быть и очень ограничеными, фактически чисто консультативными, и такими общими, что почти изчезает разница между ними и линейными обязанностями. Различают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия.

Рекомендательные полномочия.

Полномочия административного аппарата сводятся к рекомендательным полномочиям, предполагается, что линейное руководство будет обращаться за консультациями(советами) к консультативному аппарату, когда потребуются его знания. Но линейные руководители не обязаны так поступать. И вполне могут по своему выбору решить проблему, даже не ставя аппарат в известность.

Когда полномочия штабного аппарата являются рекомендательными, он часто вынужден тратить время, убеждая линейных руководителей в ценности своих услуг и предложений. Даже если за советом к аппарату обращались и его совет приняли, то линейные руководители все равно могут им пренебречь, что, несомненно, может привести к конфликтам между линейными и административно управленческим аппаратом

Обязательные согласования.

Поскольку аппарат может испытывать трудности в обращении с линейным руководством, фирма иногда расширяет полномочия аппарата до обязательных согласований с ним каких либо решений. Когда согласования обязательны, линейное руководство должно обсудить соответствующие ситуации со штабным аппаратом, прежде чем принять действия или представить предложения высшему руководству. Однако линейные руководители не обязаны на самом деле следовать рекомендациям.

Широко распространенным примером обязательных согласований является привлечение аппарата к исследованию рынка. Во многих организациях отдел маркетинга или производственный отдел должны получать оценку предполагаемой реализации нового продукта от аппарата по исследованию маркетинга, прежде чем приступят к делу. Проводя исследования, этот аппарат проводит оценку реализации, которую линейное руководство может принять или не принять. Но правила компании требуют проведения этой оценки до того, как высшее руководство даже примет к рассмотрению новый продукт.

Параллельные полномочия.

Высшее руководство может расширить объем полномочий аппарата, давая ему право отклонять решения линейного руководства. Целью параллельных полномочий является установление системы контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок. Неудивительно, что наиболее широко используются параллельные полномочия в правительственных организациях. Например, как дума, так и совет федерации должны одобрить все законы, прежде чем они приобретут официальный статус. Президент также обладает параллельными полномочиями, хотя в некоторых странах они ограничены, так например, в США его вето может быть отклонено конгрессом.

Во многих компаниях применяются параллельные полномочия для контроля финансовых расходов, для чего требуются две подписи в случае крупных покупок.

Функциональные полномочия.

Аппарат обладающий функциональными полномочиями может как предложить так и отклонить какие-то действия или решения в области своей компетенции.

Функциональные полномочия широко распространены, так как комплексные современные организации часто требуют высокой степени единообразия в таких областях, как методы бухгалтерского учета, трудовых отношения и контроль занятости. Им также необходимо в некоторых случаях иметь гарантию, что опыт работников аппарата будет несомненно использоваться именно тогда, когда он действительно нужен. Если бы каждое решение аппарата в таких важных областях проходило через всю линейную иерархию крупной организации, слишком много времени тратилось бы напрасно.

 Линейные полномочия. Линейные полномочия являются прямыми. Они дают возможность руководителям предписывать своим непосредственным подчиненным что, когда и где те должны делать или, наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели, а также координировать их работу. Линейные полномочия передаются от начальника к подчиненным и так дальше к другим подчиненным. То есть эти полномочия идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания и т.п. Обычно в круг линейных полномочий входят вопросы оперативного управления деятельностью основных подразделений, организации труда персонала, создание условий, необходимых для выполнения людьми своих обязанностей, приема и увольнения сотрудников и др. Линейному управлению свойственны четкость «линий» полномочий и ответственности, подчинение исполнителей только одному руководителю, что исключает получения ими противоречивых заданий и обеспечивает быстроту и точность действий. Однако линейное управление не предусматривает использование специалистов, и их функции одновременно с административными выполняют руководители. Это приводит к чрезмерным информационным перегрузкам последних и в результате невысокой эффективности принятия и реализации управленческих решений, что делает линейное управление ограниченным