26. Централизация и децентрализация управления
Важнейшими принципами управленческой деятельности являются принципы централизации и децентрализации, которые лежат в основе организационных форм управления. Одним из принципов менеджмента является оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении.
Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности.
Централизованное управление – процесс, при котором глобальные команды, управляющие сигналы формируются в едином центре управления и передаются из него многочисленным объектам управления. Такая форма организации управления чаще всего используется небольшими компаниями, выпускающими один вид продукции или продукцию одной отрасли, технологический процесс которой тесно увязан, работающими преимущественно в добывающих отраслях промышленности предприятиями и ориентирующимися на местный или национальный рынок.
Признаки централизованной формы управления: 1) функциональные подразделения более важны, чем производственные отделения; 2) имеется большое число функциональных служб (отделов); 3) исследовательские подразделения расположены в центральном аппарате материнской компании; 4) функциональные отделы центрального аппарата материнской компании исполняют функциональный контроль над отделениями по продукту, производственными предприятиями и сбытовыми подразделениями.
Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер.
Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий, что приводит к снижению оперативности в принятии решений.
Преимущества централизованного управления: 1) ликвидация возможного дублирования различных мероприятий; 2) возможность приведения к единому стандарту всех операций в рамках организации; 3) лучший контроль за деятельностью организации; 4) более эффективное использование кадров, оборудования, производственных площадей.
Недостатки централизованного управления: 1) промедления в принятии решений; 2) решения принимаются теми, кто плохо ознакомлен с реальной ситуацией на производстве; 3) рост бюрократизма, накопление срочных для решения вопросов, увеличение документации.
Децентрализованное управление – процесс, при котором существенное количество управляющих воздействий, относящихся к данному объекту, вырабатываются самим объектом на основе самоуправления. Степень децентрализации управления обусловливается степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющим отделениями. Делегирование полномочий является составной частью децентрализации.
Факторы, влияющие на уровень децентрализации: 1) размеры предприятия; 2) наличие подходящего руководителя; 3) влияние внешней среды; 4) характер деятельности организации. Если коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то требуется и большая степень децентрализации; 5) использование контроля.
27. Организация как функция управления- направлена на то, чтобы предотвратить намеченные планы в жизнь. Это процесс создания структур упр-я которая дает возможность людям работать вместе для достижения общих целей. Включает 3 элемента: 1. Построение структуры упр-я с выделен в ней подразд-ий опред. Их состава задач и фун-ий. 2. Определ. Гориз-ых и вертик. Взаимосвязей между подразделениями а также опред. Полномочий и ответственности структур подразд. И отдельн. Должностных лиц.
- 1.Сущность, содержание и предмет теории управления
- 2.Эволюция управленческой мысли: основные модели управления
- 3. Школа научного управлении ф. Тейлора.
- 4. Новая парадигма управления. Основные положения старой и новой парадигмы управления.
- 5. Организация и её характеристики
- 7. Принципы управления. К числу основных принципов управления могут быть отнесены:
- 8. Научные подходы в системе управления:
- Суть системного подхода
- 12. Внутренняя среда орг-ии. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации swot-анализ.
- 15. Идеология управления. Миссия.
- 16. Цели управления. Характеристики целей. Древо целей.
- 17. Функции управления.
- 18. Планирование и его виды
- 23) Департаментализация
- 25) АдаптивныеСу
- 26. Централизация и децентрализация управления
- 28.Разновидности аппаратных (штабных) полномочий.
- 29. Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
- 30.Полномочия и власть. Баланс власти в организации. Ответственность
- 31.Влияние и лидерсто в управлении. Сравнительный анализ различных форм влияние и власти в практике управления.
- 32.Активизация человеческого ресурса и мотивация персонала. Современная теория мотивация.
- 33.Контроль в организациях :необходимость, сущность ,виды, процесс, проблемы и пути их решения
- 34.Рекомендации науки о проведении эффективного контроля
- 36. Этапы рационального решения управленческих проблем.
- 39. Коммуникационный менеджмент
- 41.Этика государственного служащего