36. Этапы рационального решения управленческих проблем.
Диагностика проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы – определение или диагноз, полный и правильный. Первая фаза в диагностировании сложной проблемы – осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Понятие "симптом" употребляется здесь во вполне медицинском смысле. Некоторые общие симптомы болезни организации – низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты в организации и большая текучесть кадров. Обычно несколько симптомов дополняют друг друга. Чрезмерные издержки и низкая прибыль, к примеру, часто неразлучны. Увеличение количества информации не обязательно повышает качество решения. Как указывает Рассел Акофф (1967), руководитель страдает от избытка не относящейся к делу информации. Поэтому в ходе наблюдений важно видеть различие между релевантной и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой. Релевантная информация (relevant – относящийся к делу) – это данные, касающиеся конкретной проблемы, человека, цели и периода времени. (Необходимо иметь в виду, что поступающая информация должна проходить жесткий отбор. Ее надо “фильтровать”, отбрасывая не относящуюся к делу и оставляя только релевантные сведения, которые и будут использованы в процессе принятия решения.) Формирование целей. Определяются цели решения базовых, кардинальных проблем. На практике используется достаточно широкий диапазон способов задания целей: от их простого перечня до построения графа (дерева) целей с характеристиками их приоритетов. Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно будет судить о степени их достижения. Это и является конечным результатом работ на втором этапе (Голубков Е.П., 1990). Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. |
Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы – такие, как законы, которые руководитель не властен изменить.
Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Некоторые общие ограничения приведены на рис. 2.2. Как правило, для крупной организации существует меньше ограничений, чем для мелкой или одолеваемой множеством трудностей.
В дополнение к идентификации ограничений руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений. Например, принимая решение о покупке автомобиля, вы можете ориентироваться на критерии стоимости – не дороже 10 тыс.рублей, экономичности – не менее 100 км на 10 литров бензина, вместимости – пять взрослых одновременно, привлекательности и хороших характеристик с точки зрения обслуживания (Мескон М. и др., 1994).
Выбор допустимых альтернатив. Альтернативы, выявленные на предыдущем этапе, пропускаем через фильтр различных ограничений (ресурсных, юридических, социальных и др.) Конечным результатом работ на данном этапе является множество альтернатив, удовлетворяющих ограничениям (Голубков Е.П., 1990).
Предварительный выбор лучшей альтернативы. Проводится детальный анализ допустимых альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации альтернатив. При решении достаточно сложных задач на основе одних количественных расчетов зачастую трудно выработать однозначные рекомендации о предпочтении одной альтернативы всем другим. Возможно выделение группы предпочтительных (эффективных) альтернатив, полученных, скажем, на основе оптимизации, по Перето. Конечным результатом работы на пятом этапе является вынесение суждения о предпочтительности альтернатив. Эти данные системными аналитиками представляются лицу, принимающему решение по данной проблеме (Мескон М. и др., 1994).
Экспериментальная проверка альтернатив. В тех случаях, когда управляющий затрудняется в окончательном выборе наилучшей альтернативы и имеются соответствующие возможности, осуществляется экспериментальная проверка 2-3 наиболее предпочтительных альтернатив. Такой подход характерен для принятия решений в области научно-технической деятельности.
Конечным результатом данного этапа является получение дополнительной экспериментальной информации, необходимой для окончательного формирования у управляющего суждения о предпочтительности определения варианта решения (Голубков Е.П., 1990).
Выбор единственного решения. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть принять решение, сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями, как показано на примере с автомобилем. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов, или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В этом случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.
Хотя для управляющего идеально достижение оптимального решения, руководитель, как правило, на практике не мечтает о таковом. Исследователь Герберт Саймон (1976) указывает, что, решая проблему, руководитель склоняется к поведению, которое он называет “удовлетворяющим”, а не “максимизирующим”. Обычно оптимальное решение не обнаруживается из-за нехватки времени и невозможности учесть всю уместную информацию и альтернативы. В силу этих ограничений руководитель, как правило, выбирает направление действия, которое, очевидно, является приемлемым, но не обязательно наилучшим из возможных (Мескон М. и др., 1994).
Если экспериментальной проверки нет, то седьмой и девятый этапы совмещаются (см. табл. 2.1).
Определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения. На данном этапе принятое решение делим на составные компоненты, имеющие конкретную временную и адресную привязку.
Конечным результатом работ на данном этапе является получение ответов по принятому решению на следующие вопросы: что делать? где делать? кому делать? когда делать? как делать? с кем делать? в какой последовательности делать? (Голубков Е.П., 1990).
Выполнение решения. Как подчеркивает Харрисон: “Реальная ценность решения становится очевидной только после его осуществления” (Мескон М. и др., 1994). Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Признание решения редко, однако, бывает автоматическим, даже если оно явно хорошее.
38.Понятие о коммуникациях. Под коммуникацией в широком смысле понимают общение, передачу информации от человека к человеку, В организационном контексте понятие «коммуникация» рассматривается как процесс (коммуникация — это общение людей: обмен идеями, мыслями, намерениями, чувствами, информацией) и как объект (совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации). Коммуникация — это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Внешняя коммуникация — это коммуникация с миром, находящимся за пределами вашей организации, это коммуникации между организацией и внешней средой. Задача внешних коммуникаций — удовлетворить информационные потребности организации, наладить связи с государственными органами, общественностью, поставщиками, клиентами. С помощью внешних коммуникаций формируется и поддерживается имидж компании. Внутренние, или внутриорганизационные, коммуникации (между подразделениями, коммуникация внутри подразделений по уровням производства и управления, межличностные коммуникации, неформальные коммуникации) предстают как часть производственно-хозяйственной деятельности: связь между отделами, отчеты отдела реализации или ведомости складского учета и т.п. Способы обеспечения коммуникации хорошо известны — это слушание, речь, чтение, письмо. По значимости слушание находится на первом месте, занимая до 45% времени межличностных коммуникаций. Речь занимает до 30% времени межличностных коммуникаций (диалоги, совещания, переговоры, презентации). Для повышения эффективности коммуникаций важно уделять большое внимание культуре речи. Чтение играет важнейшую роль, особенно для людей, имеющих аналитический ум и владеющих техникой быстрого чтения. Чтение составляет около 15% времени межличностных отношений. Тип личности человека имеет также большое значение в процессе коммуникации. Своевременное распознавание типа личности собеседника позволит вам адаптировать свои предложения и даст дополнительную возможность добиться успеха в переговорах. Коммуникации — жизненно важное звено между руководителем и подчиненными, они являются инструментом внутрисистемной координации, помогают получать информацию на всех уровнях управления. Исследования различных организационных структур показывают, что коммуникация играет важную роль в развитии организации как целостного организма. Каждый руководитель заинтересован в улучшении коммуникации. С помощью коммуникации реализуются цели компании, проводятся новые идеи, мотивация, осуществляется контроль за поведением членов группы. Коммуникации необходимы для утверждения авторитета и воли руководителя.
- 1.Сущность, содержание и предмет теории управления
- 2.Эволюция управленческой мысли: основные модели управления
- 3. Школа научного управлении ф. Тейлора.
- 4. Новая парадигма управления. Основные положения старой и новой парадигмы управления.
- 5. Организация и её характеристики
- 7. Принципы управления. К числу основных принципов управления могут быть отнесены:
- 8. Научные подходы в системе управления:
- Суть системного подхода
- 12. Внутренняя среда орг-ии. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации swot-анализ.
- 15. Идеология управления. Миссия.
- 16. Цели управления. Характеристики целей. Древо целей.
- 17. Функции управления.
- 18. Планирование и его виды
- 23) Департаментализация
- 25) АдаптивныеСу
- 26. Централизация и децентрализация управления
- 28.Разновидности аппаратных (штабных) полномочий.
- 29. Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
- 30.Полномочия и власть. Баланс власти в организации. Ответственность
- 31.Влияние и лидерсто в управлении. Сравнительный анализ различных форм влияние и власти в практике управления.
- 32.Активизация человеческого ресурса и мотивация персонала. Современная теория мотивация.
- 33.Контроль в организациях :необходимость, сущность ,виды, процесс, проблемы и пути их решения
- 34.Рекомендации науки о проведении эффективного контроля
- 36. Этапы рационального решения управленческих проблем.
- 39. Коммуникационный менеджмент
- 41.Этика государственного служащего