3. Школа научного управлении ф. Тейлора.
Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 году применил Луис Брандвйс.
Фредерик Тейлор полагал, что управление как особая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности.
Основные принципы Фредерика Тейлора:
1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.
2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.
3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.
4. Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.
Он разработал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, так как от этого повышается сдельная ставка заработной платы.
Основная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, базирующейся на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями.
Административная (классическая) школа Анри Файоля.
Основателем административной школы управления является Анри Файоль (1826–1926).
Представители административной школы рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления организации на подразделения, выполняющие основные функции – финансы, производство, маркетинг). Основная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функционировать.
Принципы управления, сформулированные Анри Файолем: единоначалие , разделение труда (специализация), дисциплина, единство руководства (виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться общим планом), справедливость, власть и ответственность, вознаграждение, инициатива (обдумывание и выполнение плана), порядок, централизация, корпоративный дух и т. п.
Школа человеческих отношений-смещение акцента с управления работой на управление людьми, персоналом. Элтон Мэйо (1880–1949) опытным путем показал, что передовые приемы в сфере организации производства и высокая заработная плата не дают желаемого результата, если социальная атмосфера в трудовом коллективе не содействует высокой результативности труда. Являясь одним из авторов теории человеческих отношений, он призывал к улучшению отношений между предпринимателями и работниками.
Школа рациональной бюрократии(М.Вебер)
Мотивационная школа-охватывает 2 группы теории мотивации:
-содержательные
-процессуальные
Школа науки управления –замена словестных рассуждений математическими моделями и символами.
Школа системного подхода -рассматривает систему управления как систему состоящ.из совокупности взаимосвязанных элементов,кот. Состовляют единое целое и взаимодейст.между собой в пространстве и времени.
Школа ситуационного подхода -считает, что прим-е разл. Методов управления определяется конкр.ситуацией.
- 1.Сущность, содержание и предмет теории управления
- 2.Эволюция управленческой мысли: основные модели управления
- 3. Школа научного управлении ф. Тейлора.
- 4. Новая парадигма управления. Основные положения старой и новой парадигмы управления.
- 5. Организация и её характеристики
- 7. Принципы управления. К числу основных принципов управления могут быть отнесены:
- 8. Научные подходы в системе управления:
- Суть системного подхода
- 12. Внутренняя среда орг-ии. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации swot-анализ.
- 15. Идеология управления. Миссия.
- 16. Цели управления. Характеристики целей. Древо целей.
- 17. Функции управления.
- 18. Планирование и его виды
- 23) Департаментализация
- 25) АдаптивныеСу
- 26. Централизация и децентрализация управления
- 28.Разновидности аппаратных (штабных) полномочий.
- 29. Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
- 30.Полномочия и власть. Баланс власти в организации. Ответственность
- 31.Влияние и лидерсто в управлении. Сравнительный анализ различных форм влияние и власти в практике управления.
- 32.Активизация человеческого ресурса и мотивация персонала. Современная теория мотивация.
- 33.Контроль в организациях :необходимость, сущность ,виды, процесс, проблемы и пути их решения
- 34.Рекомендации науки о проведении эффективного контроля
- 36. Этапы рационального решения управленческих проблем.
- 39. Коммуникационный менеджмент
- 41.Этика государственного служащего