3. Выбор приоритетных дел менеджера
Никогда не рано спросить у себя: делом я занимаюсь или пустяками?
А. П. Чехов
В результате значительного превышения объема функций, положенных на менеджеров, над их возможностями реализовать эти функции, менеджерам придется принимать решение о первоочередности заданий и дел. В этом случае принятие решения значит определить приоритетность.
Некоторые проблемы менеджеров заключаются в том, что они часто пытаются выполнить очень большой объем работы; тратят свои силы на отдельные, часто несущественные, дела, в конце напряженного рабочего дня такие менеджеры делают вывод, что хоть сделано якобы немало, однако действительно важные дела остались или незаконченными, или вообще не сдвинули с места. Эффективная работа менеджера заключается в том, что он всегда завершает последовательно и целеустремленно за один раз одно дело. Предпосылками этого является принятие однозначных решений о первоочередности дел, составления соответствующего перечня приоритетов и сдержки их.
Определение приоритетности – это принятие решения о том, которым из заданий следует предоставить первоочередного, а которым второстепенного значения.
Все дела выполнить невозможно. Определение приоритетности является настолько обычным делом, которое часто выполняется несистематический и даже бессознательно. Вместе с тем является необходимым сознательное определение однозначных приоритетов, последовательное и системное выполнение плановых заданий, в соответствии с их очередностью.
Определение приоритетности заданий дает возможность менеджеру:
работать только над действительно важными и необходимыми заданиями;
концентрировать внимание на выполнении только одного задания;
изъять дела, которые могут выполнить другие;
в конце планового периода закончить решение важнейших вопросов;
не оставлять невыполненными посильные задания.
Следовательно, определение приоритетов способствует сдержке запланированных сроков, мотивации менеджера и его подчиненных, уменьшению вероятности возникновения конфликтов и стрессов.
Основными критериями определения приоритетности дел при составлении плана личной работы менеджера должны быть:
важность;
срочность;
фиксированность во времени.
Поскольку определение первоочередности дел является достаточно сложным заданием, у теории менеджмента есть рекомендации, которые облегчают выбор приоритетных дел.
Выбор приоритетных дел может осуществляться с помощью трех методов:
Принцип Паретто в общем виде заключается в том, что в пределах определенного множественного числа отдельные малые части имеют большее значение, чем это отвечает их удельному весу в этом множественном числе (соотношение 80:20).
Метод выбора приоритетов за помощью. АБВ-анализа основывается на таких закономерностях:
важнейшие задания (категории А) составляют приблизительно 15 % всего количества заданий, которые выполняет менеджер. Значимость же этих дел с точки зрения взноса в достижение цели составляет приблизительно 65 %;
на важные задания (категории Бы) приходится в среднем 20 % общего количества и также 20 % значимости заданий и дел менеджера;
менее важные и несущественные задания (категории В) составляют 65 % общего количества заданий, но всего 15 % значимости всех дел, которые должен выполнять менеджер.
Для более обоснованного выбора приоритетных дел с помощью АБВ-анализа рекомендуются такие вопросы-критерии для выбора заданий категории А:
благодаря выполнению каких заданий я больше всего приближаюсь к реализации моих главных целей (года, месяца недели, дня)?
могу ли я благодаря выполнению одного задания решить вместе несколько других?
благодаря решению каких заданий я могу сделать максимальный взнос для достижения целей предприятия, подраздела, группы?
выполнение каких заданий принесет мне наибольшую пользу, наибольшее материальное вознаграждение?
невыполнение каких заданий может иметь самые негативные последствия?
Позитивный ответ на один из поданных вопросов-критериев дает основание, чтобы отнести задание к категории А. На склонение от АБВ-анализа, который основывается на выборе приоритетных дел в зависимости от важности их, президент США Д. Ейзенхауер распределял задание за двумя критериями: важность и срочность.
Использование принципа Ейзенхауера имеет такие преимущества для менеджера, который:
начинает работу с важнейших дел и концентрирует свое внимание только на них;
разгружает себя для действительно важных управленческих функций и мотивирует труд своих подчиненных, делегируя им часть своих заданий;
увеличивает требовательность к своим подчиненным, должен возможность поощрять тех, кто имеет соответствующие способности.
- Тема 1. Особенности управленческого труда
- 1. Управленческий труд как составляющая управленческой деятельности
- 2. Составные элементы организации труда менеджера
- 3. Функциональный анализ деятельности менеджера
- 4. Требования, которые предъявляются к современному менеджеру
- Тема 2. Распределение и кооперация управленческого труда. Распорядительная деятельность менеджера
- 1. Основные виды распределения и кооперации труда на предприятии
- Виды разделения управленческого труда
- Структура расходов рабочего времени руководителей, специалистов и технических исполнителей (удельный вес %)
- 2. Распорядительная деятельность менеджера
- 3. Коммуникационно информационные аспекты распорядительной деятельности менеджера
- Тема 3. Планирование личной работы менеджера
- 1. Роль и значение планирования личной работы менеджера
- 1. С фиксированным сроком выполнения;
- 2. Те, которые требуют значительных расходов времени;
- 3. Неприятные дела, откладывание которых на потом нежелательно.
- 2. Особенности планирования личного труда менеджера
- 3. Выбор приоритетных дел менеджера
- 4. Делегирование полномочий в деятельности менеджера
- Преимущества и недостатки метода делегирования полномочий с точки зрения менеджера
- Организационный диапазон выполнения управленческих решений
- Условия делегирования полномочий
- Тема 4 нормирование управленческого труда. Учет и анализ рабочего времени менеджера
- 1. Нормирование управленческого труда
- 2. Учет и анализ рабочего времени менеджера
- Тема 05 организация рабочего места менеджера и управленческого персонала
- 5. Паспорт рабочего места
- 1. Сущность организации рабочего места менеджера
- 2. Классификация и планировка рабочих мест
- 3. Планирование рабочего места менеджера
- 4. Требования к рабочему месту менеджера
- 5. Паспорт рабочего места
- Тема 6. Работа менеджера с коммерческой и тайной информацией план:
- Сущность понятия коммерческой тайны
- 1) Научно-техническая (технологическая) информация;
- 2) Деловая информация.
- 2. Защита документов коммерческой тайны на предприятиях
- Позволяю:
- 3. Порядок учета, хранения и использования конфиденциальной информации, которая является собственностью государства
- Принятие и учет документов
- Размножение и рассылка (отправление) документов
- Формирование выполненных документов в дела
- Использование документов, снятие грифа "Для служебного пользования "
- Обеспечение сохранности документов, проверка их наличия
- Учет, хранение и использование печатей и бланков
- Тема 07 документирование в управлении
- 1. Сущность и виды управленческих документов
- 2. Системы документации в управлении. Процессы документирования
- 3. Административный этикет
- Тема 08 составление и оформление документов
- 1. Составление и оформление организационно предписывающих документов
- 2. Оформление документации из личного состава
- Тема 9 организация делопроизводства. Прорабатывание текстовых материалов
- 1. Организация делопроизводства в предприятии
- 2. Работа с документами, которые поступают в предприятие
- 3. Работа с исходными документами
- 4. Работа с документами собственного архива руководителя
- 5. Контроль за состоянием документационного обеспечения управления
- Методы контроля за состоянием документационного обеспечения управления
- Тема 10. Организация, проведение совещаний и сборов
- 1. Виды деловых совещаний
- 2. Организация делового совещания в предприятии
- 1 Этап: Подготовка совещания
- График деловых совещаний
- Роли на совещании и личностные характеристики людей
- 3. Особенности проведения совещаний разных видов
- Тема 11. Деловые контакты в деятельности менеджера
- 1. Деловые контакты в деятельности менеджера. Проведение деловых бесед
- Значение основных жестов и поз человека
- 2. Проведение деловых переговоров
- Рекомендации относительно ведения деловых переговоров
- 3. Техника приема посетителей
- 4. Техника контактов с подчиненными
- 5. Публичные выступления в деятельности менеджера
- 6. Особенности ведения телефонного разговора
- 7. Основы взаимодействия руководителя и секретаря-референта
- 8. Этикет деловых контактов