2. Составные элементы организации труда менеджера
Организация труда – это процесс экономически и социально обоснованного сочетания в оптимальных пропорциях рабочей силы, орудий и предметов труда и создания условий для их эффективного использования и достижения цели производства.
Организация труда на производственном предприятии – это крайне сложный и затратный процесс, который длится во времени и пространстве, имеет неоценимое значение для эффективности производства, а потому нуждается в системном обеспечении, суровой регламентации и постоянном контроле со стороны высшего руководства.
Постоянное совершенствование организации труда способствует решению трех взаимоувязанных заданий:
экономической – постепенное повышение производительности труда в результате рационального использования рабочего времени, квалификации работников, материальных ресурсов;
психофизиологической – сохранение здоровья и трудоспособности работников, обогащение содержания труда;
социальной – рост реальных трудовых доходов работников, привлечения персонала к управлению предприятием, изгнанию корпоративного патриотизма.
В широком понимании организация труда как системный процесс как предоставляется из таких связанных между собой частичных процессов:
1. Определение цели и результата труда. Дана процедура необходимая в случае принятия решения о создании нового рабочего места или нового структурного подразделения. В аппарате управления предприятием потребность в такой процедуре возникает с открытием в штатном расписании новой должности руководителя. Обоснование цели и результата труда необходимо для формулировки требований к организации рабочего места и качеств работника.
2. Проектирование и рационализация трудовых процессов и процедур. Целесообразно осуществлять вместе с проектированием и совершенствованием технологических процессов. Главное содержание этого организационного мероприятия заключается в определении сложности трудового задания, методов и приемов труда, используемых орудий труда, требований к квалификации работников.
3. Нормирование труда. Это сложный процесс технико-экономического расчета и обоснования норм затрат рабочего времени на выполнение технологических операций, норм выработки, обслуживания, численности персонала. Без нормирования организация труда вообще невозможна.
Труд большинства менеджеров нормированию не подлежит, потому что обязанностей у руководителей много, они разные, на протяжении дня руководители выполняют десятки разнообразных процедур, мероприятий, действий.
Есть нормы соотношения между количеством руководителей разного уровня управления. Например, на одного старшего мастера должны приходиться не меньше трех мастеров, посаду начальника смены целесообразно устанавливать, если на изменении работает не меньше трех старших мастеров. Доказано, что первому руководителю предприятия не целесообразно подчинять больше семи заместителей или руководителей отдельных структурных подразделений.
4. Планирование производственных заданий заключается в расчетах и обосновании плановых заданий на определенный плановый период каждому структурному подразделению, каждому работнику. Руководители структурных подразделений получают планы, предназначенные для всего подраздела, а распределяют задание между исполнителями самостоятельно или с помощью квалифицированных специалистов. Собственную деятельность каждый менеджер, как правило, планирует самостоятельно.
5. Организация рабочих мест. Поскольку рабочее место является основным структурным элементом производственной системы каждого предприятия, то дана составляющая организации труда требует большого внимания со стороны высшего руководства, ведь эффективность деятельности всего коллектива состоит из эффективности функционирования каждого отдельного рабочего места. Главными аспектами в организации рабочих мест является их планирование и материально-техническое оснащение. Что касается труда менеджеров, то на этапе проектирования рабочих мест следует учитывать уровень управления и финансовые возможности предприятия.
6. Деление и кооперация труда. Чем больше людей задействовано в совокупном производственном процессе, тем весомее является значение этой составной организации труда. Главная суть заключается в том, чтобы каждому работнику подобрать соответствующую его квалификации и способностям работу, а затем так скоординировать их общий труд, чтобы и производительность была наивысшей, и трудовая нагрузка (интенсивность труда) у каждого работника была приблизительно одинаковой. Специфика работы менеджера требует уделить эффективному делегированию полномочий достаточно внимания.
7. Определение явочной и списочной численности работников. Это не простой вопрос нуждается в решении всегда перед началом производства новой продукции, а также в случае изменений в технологии, в объемах производства освоенной продукции, в трудоемкости производственной программы. Такие расчеты особенно актуальны в массовом производстве, где используются непрерывные технологические процессы.
8. Подбор персонала на вакантные рабочие места. На больших предприятиях это практически ежедневное задание кадровой службы, потому что лишь естественная текучесть кадров составляет около 7 % списочной численности за год.
9. Организация учебы персонала. При условиях ускорения научно-технического продвижения учебы персонала превращается в постоянное задание администрации предприятий. Идет речь не только о приобретении первичной профессиональной подготовки. В конкурентных соревнованиях выигрывает тот производитель, чей персонал способен изготовлять конкурентоспособный товар. Для этого работников нужно учить, переквалифицировать, инструктировать.
10. Регламентация должностных обязанностей. Требовать от работника высокого качества выполнения должностных обязанностей можно лишь при условии, что он хорошо их знает, умеет это делать и имеет соответствующее материальное и другое обеспечение.
Должностные обязанности менеджеров по большей части регламентируются положениями о структурных подразделениях, реже – должностными инструкциями.
11. Организация материального и морального поощрения. Это одно из ключевых заданий организации труда. Работник должен чувствовать связь между его трудовым взносом в результат коллективного труда и собственным трудовым доходом. В связи с тем что уровень индивидуальной заработной платы определенное время остается стабильным, а требования к работнику, к интенсивности его труда могут постепенно расти, может сложиться ситуация послабления мотивации к производительной и качественной работе. Работник теряет интерес к работе и может подать заявление об освобождении и искать лучшие условия заключения трудового договора.
12. Создание благоприятных условий труда. Лучшие годы жизни человек отдает работе. Для работника имеют значение не только заработная плата, но и условия труда, важно, чтобы работа была смысловой, не угрожала здоровью, содействовала развитию способностей, давала моральное удовольствие.
13. Организация обслуживания рабочих мест. На производственных предприятиях – это предмет постоянных забот и фактор головной боли линейных руководителей. Рабочий нервничает, ссорится, обижается, конфликтует, если ему несвоевременно выдают производственное задание, плохо обеспечивают заготовками или другими предметами труда, когда ему придется работать на неисправном оборудовании, собственноручно искать нужный инструмент и тому подобное.
В обслуживании рабочих мест менеджеров основное внимание следует уделять информационному обеспечению, ведь информация является главным предметом труда руководителя.
14. Контроль за качеством работы. Чтобы результат труда был адекватен его цели, а выполнение плановых заданий было гарантированным, нужно организовывать определенную систему отчетности структурных подразделений и контроля за работой каждого работника.
- Тема 1. Особенности управленческого труда
- 1. Управленческий труд как составляющая управленческой деятельности
- 2. Составные элементы организации труда менеджера
- 3. Функциональный анализ деятельности менеджера
- 4. Требования, которые предъявляются к современному менеджеру
- Тема 2. Распределение и кооперация управленческого труда. Распорядительная деятельность менеджера
- 1. Основные виды распределения и кооперации труда на предприятии
- Виды разделения управленческого труда
- Структура расходов рабочего времени руководителей, специалистов и технических исполнителей (удельный вес %)
- 2. Распорядительная деятельность менеджера
- 3. Коммуникационно информационные аспекты распорядительной деятельности менеджера
- Тема 3. Планирование личной работы менеджера
- 1. Роль и значение планирования личной работы менеджера
- 1. С фиксированным сроком выполнения;
- 2. Те, которые требуют значительных расходов времени;
- 3. Неприятные дела, откладывание которых на потом нежелательно.
- 2. Особенности планирования личного труда менеджера
- 3. Выбор приоритетных дел менеджера
- 4. Делегирование полномочий в деятельности менеджера
- Преимущества и недостатки метода делегирования полномочий с точки зрения менеджера
- Организационный диапазон выполнения управленческих решений
- Условия делегирования полномочий
- Тема 4 нормирование управленческого труда. Учет и анализ рабочего времени менеджера
- 1. Нормирование управленческого труда
- 2. Учет и анализ рабочего времени менеджера
- Тема 05 организация рабочего места менеджера и управленческого персонала
- 5. Паспорт рабочего места
- 1. Сущность организации рабочего места менеджера
- 2. Классификация и планировка рабочих мест
- 3. Планирование рабочего места менеджера
- 4. Требования к рабочему месту менеджера
- 5. Паспорт рабочего места
- Тема 6. Работа менеджера с коммерческой и тайной информацией план:
- Сущность понятия коммерческой тайны
- 1) Научно-техническая (технологическая) информация;
- 2) Деловая информация.
- 2. Защита документов коммерческой тайны на предприятиях
- Позволяю:
- 3. Порядок учета, хранения и использования конфиденциальной информации, которая является собственностью государства
- Принятие и учет документов
- Размножение и рассылка (отправление) документов
- Формирование выполненных документов в дела
- Использование документов, снятие грифа "Для служебного пользования "
- Обеспечение сохранности документов, проверка их наличия
- Учет, хранение и использование печатей и бланков
- Тема 07 документирование в управлении
- 1. Сущность и виды управленческих документов
- 2. Системы документации в управлении. Процессы документирования
- 3. Административный этикет
- Тема 08 составление и оформление документов
- 1. Составление и оформление организационно предписывающих документов
- 2. Оформление документации из личного состава
- Тема 9 организация делопроизводства. Прорабатывание текстовых материалов
- 1. Организация делопроизводства в предприятии
- 2. Работа с документами, которые поступают в предприятие
- 3. Работа с исходными документами
- 4. Работа с документами собственного архива руководителя
- 5. Контроль за состоянием документационного обеспечения управления
- Методы контроля за состоянием документационного обеспечения управления
- Тема 10. Организация, проведение совещаний и сборов
- 1. Виды деловых совещаний
- 2. Организация делового совещания в предприятии
- 1 Этап: Подготовка совещания
- График деловых совещаний
- Роли на совещании и личностные характеристики людей
- 3. Особенности проведения совещаний разных видов
- Тема 11. Деловые контакты в деятельности менеджера
- 1. Деловые контакты в деятельности менеджера. Проведение деловых бесед
- Значение основных жестов и поз человека
- 2. Проведение деловых переговоров
- Рекомендации относительно ведения деловых переговоров
- 3. Техника приема посетителей
- 4. Техника контактов с подчиненными
- 5. Публичные выступления в деятельности менеджера
- 6. Особенности ведения телефонного разговора
- 7. Основы взаимодействия руководителя и секретаря-референта
- 8. Этикет деловых контактов