logo
Konspekt_ORM_2008

Организационный диапазон выполнения управленческих решений

Узкие организационные пределы менеджера

Широкие организационные пределы менеджера

Выдача заданий в пределах обязанностей работников

Выдача заданий в расширенных пределах обязанностей

Принятие мелких управленческих решений без обоснования

Право работников на свободу маневра

Передача дополнительных разъяснений

Обеспечение постоянной «обратной связи» с работниками

Дополнение уже принятых решений новыми

Право работников решать проблемы самостоятельно

Торможение тех решений, которые перестали выполняться

Внедрение управленческих решений в новые звенья

Принятие на себя роли распорядителя, надзирателя

Принятие на себя роли советчика, консультанта, арбитра, наблюдателя

Организационная среда наполнена некачественными решениями и перегружена управленческими циклами

Организационная среда наполняется теми решениями, которые работают на самореализацию управленческих циклов

Менеджер не обнаруживает все творческие возможности

Менеджер создает условия, которые расширяют поле его творческих возможностей

Личный ресурс менеджера уничтожается

Личный ресурс менеджера растет

А менеджер-профессионал при неудачах работников всю ответственность берет на себя и защищает их перед вышестоящим руководством, если до них есть претензии. К тому же, принятие на себя ответственности за работников морально оправдывает принятие управленческих решений за них.

Если, например, работник не должным образом выполнил порученное дело, что повлекло финансовые потери для предприятия, то он отвечает только перед своим непосредственным начальником, который эту деятельность делегировал. Менеджер в этой ситуации несет полную ответственность перед высшим руководством, владельцем (акционерами).

Свои обязанности и права менеджер может делегировать не только непосредственно подчиненным ему лицам. Да, для выполнения или решения любого задания может быть организована временная группа, менеджер которой в соответствии со своей должностью менеджеру предприятия непосредственно не подчиненный. Вместе с тем на период выполнения задания он может предоставить ему определенные полномочия, в том числе и такие, которые предусматривают действия от его имени.

Делегированию подлежат не все обязанности и права, а лишь та их часть, которая не является прерогативой (исключительным правом) менеджера (например, издание приказов, подпись некоторых отчетных документов но др.). Действующими законодательными и нормативными актами определенно перечень обязанностей и прав, которые нельзя делегировать.

Делегирование полномочий предусматривает усиление роли контроля выполнения задания. Чем большую часть своих обязанностей и прав менеджер передает (делегирует) другим лицам, тем более полной, более достоверной и более своевременной должна быть информация о том, как эти лица исполняют возложенные на них обязанности и используют предоставленные им права. Поэтому система контроля должна предусматривать постоянную и оперативную информацию менеджера о ходе выполнения работником делегированных ему обязанностей и использования прав.

При делегировании следует сдерживать соответствия исполняемых обязанностей объема предоставленных работнику прав. Если объем делегированных обязанностей превышает права работника, то возникает реальная угроза их невыполнения; когда прав больше, чем обязанностей, создается атмосфера безответственности и бесконтрольности.

Следует подчеркнуть, что делегирование полномочий имеет по большей части четко выражен субъективный характер. Действительно, каждый менеджер по-своему оценивает возможности и стремления подчиненных и в соответствии с этой личной оценкой предоставляет им те или другие полномочия. Поэтому изменение акцентов относительно тех или других работников управления в случае появления нового менеджера можно объяснить и в известной мере оправдать.

Наиболее целесообразно использовать делегирование в таких ситуациях:

Делегировать рекомендуется: привычную работу, специальную деятельность, отдельные вопросы, подготовительное дело.

Не подлежат делегированию такие функции и направления деятельности менеджера, как:

Применение метода делегирования полномочий предусматривает создание определенных организационных предпосылок, которые и обеспечивают в совокупности его эффект в реализации управленческих решений. Ситуации, в которых можно и в которых нецелесообразно делегировать полномочия, приведены в таблице. 4.

Таблица 4