Организационный диапазон выполнения управленческих решений
Узкие организационные пределы менеджера | Широкие организационные пределы менеджера |
Выдача заданий в пределах обязанностей работников | Выдача заданий в расширенных пределах обязанностей |
Принятие мелких управленческих решений без обоснования | Право работников на свободу маневра |
Передача дополнительных разъяснений | Обеспечение постоянной «обратной связи» с работниками |
Дополнение уже принятых решений новыми | Право работников решать проблемы самостоятельно |
Торможение тех решений, которые перестали выполняться | Внедрение управленческих решений в новые звенья |
Принятие на себя роли распорядителя, надзирателя | Принятие на себя роли советчика, консультанта, арбитра, наблюдателя |
Организационная среда наполнена некачественными решениями и перегружена управленческими циклами | Организационная среда наполняется теми решениями, которые работают на самореализацию управленческих циклов |
Менеджер не обнаруживает все творческие возможности | Менеджер создает условия, которые расширяют поле его творческих возможностей |
Личный ресурс менеджера уничтожается | Личный ресурс менеджера растет |
А менеджер-профессионал при неудачах работников всю ответственность берет на себя и защищает их перед вышестоящим руководством, если до них есть претензии. К тому же, принятие на себя ответственности за работников морально оправдывает принятие управленческих решений за них.
Если, например, работник не должным образом выполнил порученное дело, что повлекло финансовые потери для предприятия, то он отвечает только перед своим непосредственным начальником, который эту деятельность делегировал. Менеджер в этой ситуации несет полную ответственность перед высшим руководством, владельцем (акционерами).
Свои обязанности и права менеджер может делегировать не только непосредственно подчиненным ему лицам. Да, для выполнения или решения любого задания может быть организована временная группа, менеджер которой в соответствии со своей должностью менеджеру предприятия непосредственно не подчиненный. Вместе с тем на период выполнения задания он может предоставить ему определенные полномочия, в том числе и такие, которые предусматривают действия от его имени.
Делегированию подлежат не все обязанности и права, а лишь та их часть, которая не является прерогативой (исключительным правом) менеджера (например, издание приказов, подпись некоторых отчетных документов но др.). Действующими законодательными и нормативными актами определенно перечень обязанностей и прав, которые нельзя делегировать.
Делегирование полномочий предусматривает усиление роли контроля выполнения задания. Чем большую часть своих обязанностей и прав менеджер передает (делегирует) другим лицам, тем более полной, более достоверной и более своевременной должна быть информация о том, как эти лица исполняют возложенные на них обязанности и используют предоставленные им права. Поэтому система контроля должна предусматривать постоянную и оперативную информацию менеджера о ходе выполнения работником делегированных ему обязанностей и использования прав.
При делегировании следует сдерживать соответствия исполняемых обязанностей объема предоставленных работнику прав. Если объем делегированных обязанностей превышает права работника, то возникает реальная угроза их невыполнения; когда прав больше, чем обязанностей, создается атмосфера безответственности и бесконтрольности.
Следует подчеркнуть, что делегирование полномочий имеет по большей части четко выражен субъективный характер. Действительно, каждый менеджер по-своему оценивает возможности и стремления подчиненных и в соответствии с этой личной оценкой предоставляет им те или другие полномочия. Поэтому изменение акцентов относительно тех или других работников управления в случае появления нового менеджера можно объяснить и в известной мере оправдать.
Наиболее целесообразно использовать делегирование в таких ситуациях:
менеджер видит и понимает, что подчиненный может выполнить определенную работу лучше;
занятость не дает возможность менеджеру самому решить проблемы;
менеджер пытается способствовать росту профессионального мастерства подчиненных; менеджеру необходимо высвободить время для решения других заданий. Реализация принципа делегирования полномочий имеет такие преимущества:
повышается оперативность и улучшается качество управленческих решений, поскольку их принимают те работники, которые имеют наибольшую компетенцию, более полную и достоверную информацию;
у подчиненных развиваются инициатива, предприимчивость, желание самостоятельно работать, они пытаются завладеть навыками творческой деятельности;
менеджер освобождается от выполнения второстепенных, рутинных работ;
расширяется объем функций и заданий, которые выполняет предприятие.
Делегировать рекомендуется: привычную работу, специальную деятельность, отдельные вопросы, подготовительное дело.
Не подлежат делегированию такие функции и направления деятельности менеджера, как:
установление целей;
принятие решений;
контроль результатов;
перспективное планирование;
руководство работниками;
задачи особенной важности;
задачи высокой меры риска;
необычные, исключительные дела;
актуальные, срочные дела, когда уже нет времени для объяснения, перепроверки;
задачи сурово доверительного характера;
окончательное определение организационной структуры предприятия;
окончательные решения относительно направлений финансовой, кадровой и социальной политики;
решение относительно концепции маркетинга.
Применение метода делегирования полномочий предусматривает создание определенных организационных предпосылок, которые и обеспечивают в совокупности его эффект в реализации управленческих решений. Ситуации, в которых можно и в которых нецелесообразно делегировать полномочия, приведены в таблице. 4.
Таблица 4
- Тема 1. Особенности управленческого труда
- 1. Управленческий труд как составляющая управленческой деятельности
- 2. Составные элементы организации труда менеджера
- 3. Функциональный анализ деятельности менеджера
- 4. Требования, которые предъявляются к современному менеджеру
- Тема 2. Распределение и кооперация управленческого труда. Распорядительная деятельность менеджера
- 1. Основные виды распределения и кооперации труда на предприятии
- Виды разделения управленческого труда
- Структура расходов рабочего времени руководителей, специалистов и технических исполнителей (удельный вес %)
- 2. Распорядительная деятельность менеджера
- 3. Коммуникационно информационные аспекты распорядительной деятельности менеджера
- Тема 3. Планирование личной работы менеджера
- 1. Роль и значение планирования личной работы менеджера
- 1. С фиксированным сроком выполнения;
- 2. Те, которые требуют значительных расходов времени;
- 3. Неприятные дела, откладывание которых на потом нежелательно.
- 2. Особенности планирования личного труда менеджера
- 3. Выбор приоритетных дел менеджера
- 4. Делегирование полномочий в деятельности менеджера
- Преимущества и недостатки метода делегирования полномочий с точки зрения менеджера
- Организационный диапазон выполнения управленческих решений
- Условия делегирования полномочий
- Тема 4 нормирование управленческого труда. Учет и анализ рабочего времени менеджера
- 1. Нормирование управленческого труда
- 2. Учет и анализ рабочего времени менеджера
- Тема 05 организация рабочего места менеджера и управленческого персонала
- 5. Паспорт рабочего места
- 1. Сущность организации рабочего места менеджера
- 2. Классификация и планировка рабочих мест
- 3. Планирование рабочего места менеджера
- 4. Требования к рабочему месту менеджера
- 5. Паспорт рабочего места
- Тема 6. Работа менеджера с коммерческой и тайной информацией план:
- Сущность понятия коммерческой тайны
- 1) Научно-техническая (технологическая) информация;
- 2) Деловая информация.
- 2. Защита документов коммерческой тайны на предприятиях
- Позволяю:
- 3. Порядок учета, хранения и использования конфиденциальной информации, которая является собственностью государства
- Принятие и учет документов
- Размножение и рассылка (отправление) документов
- Формирование выполненных документов в дела
- Использование документов, снятие грифа "Для служебного пользования "
- Обеспечение сохранности документов, проверка их наличия
- Учет, хранение и использование печатей и бланков
- Тема 07 документирование в управлении
- 1. Сущность и виды управленческих документов
- 2. Системы документации в управлении. Процессы документирования
- 3. Административный этикет
- Тема 08 составление и оформление документов
- 1. Составление и оформление организационно предписывающих документов
- 2. Оформление документации из личного состава
- Тема 9 организация делопроизводства. Прорабатывание текстовых материалов
- 1. Организация делопроизводства в предприятии
- 2. Работа с документами, которые поступают в предприятие
- 3. Работа с исходными документами
- 4. Работа с документами собственного архива руководителя
- 5. Контроль за состоянием документационного обеспечения управления
- Методы контроля за состоянием документационного обеспечения управления
- Тема 10. Организация, проведение совещаний и сборов
- 1. Виды деловых совещаний
- 2. Организация делового совещания в предприятии
- 1 Этап: Подготовка совещания
- График деловых совещаний
- Роли на совещании и личностные характеристики людей
- 3. Особенности проведения совещаний разных видов
- Тема 11. Деловые контакты в деятельности менеджера
- 1. Деловые контакты в деятельности менеджера. Проведение деловых бесед
- Значение основных жестов и поз человека
- 2. Проведение деловых переговоров
- Рекомендации относительно ведения деловых переговоров
- 3. Техника приема посетителей
- 4. Техника контактов с подчиненными
- 5. Публичные выступления в деятельности менеджера
- 6. Особенности ведения телефонного разговора
- 7. Основы взаимодействия руководителя и секретаря-референта
- 8. Этикет деловых контактов