3.4. Общесистемные принципы создания иаису
При создании ИАИСУ в целях повышения их эффективности должны соблюдаться следующие общесистемные принципы [ 1 – 4].
• системный подход к созданию ИАИСУ;
• создание и реализация новых задач;
• непосредственное участие первого руководителя в создании ИАИСУ;
• максимальная типизация проектных решений;
• непрерывное развитие ИАИСУ;
• комплексная разработка задач и рабочих программ;
• минимизация ввода и вывода информации;
• согласованность пропускных способностей отдельных частей ИАИСУ;
• мотивации труда разработчиков ИАИСУ и специалистов, ее эксплуатирующих.
Принцип системного (комплексного) подхода основывается на системном анализе как управляемого объекта, так и внешней среды. Это означает, что должны быть определены цели и критерии эффективности управляемого объекта и осуществлена структуризация, определяющая весь комплекс вопросов, которые следует решить. Решение комплекса вопросов создаваемой системы при этом должно наилучшим образом соответствовать установленным целям и критериям. В этот комплекс должны быть включены вопросы не только технического, но также организационного, экономического характера и мотивации труда.
Принцип создания и реализации новых задач тесно связан с принципом системного подхода. Сущность этого принципа состоит в том, что при создании ИАИСУ не следует перекладывать на СВТ традиционно сложившиеся методы и приемы управления, а осуществлять перестройку этих методов и приемов в соответствии с теми возможностями, которые дают современные СВТ.
Принцип первого руководителя созданием ИАИСУ заключается в том, что все работы по созданию системы должны проходить через первого руководителя любой организации. Конечное решение о структурном построении будущей ИАИСУ, комплексе решаемых задач, организационном построении комплекса СВТ, поэтапном развитии системы, должен принимать первый руководитель. Это определяется тем, что создание новой системы управления связано со значительными капитальными вложениями и эксплуатационными расходами, которые в значительной степени влияют на экономику и эффективность управляемого объекта. Поэтому первый руководитель должен не только отслеживать процесс поэтапного внедрения разработанного проекта будущей системы управления, реализация которого без его участия практически невозможна, но и рационально регулировать экономику своей организации. Так как можно вложить большие финансовые ресурсы в создание новой системы управления на определенном этапе и в то же время коллектив людей, работающих в этой организации, может остаться без заработной платы.
Принцип максимальной типизации проектных решений состоит в том, что разрабатывая такие трудоемкие и дорогостоящие элементы системы управления как комплекс СВТ, программное, информационное и другие виды обеспечения, исполнители должны стремиться к тому, чтобы предлагаемые ими решения могли быть использованы при разработке других систем управления. Проводимая типизация проектных решений, используемая в разрабатываемых системах управления, не только не препятствует, а наоборот, способствует увеличению возможности учета индивидуальных особенностей других систем. Типизация проектных решений позволяет в значительной степени снизить капитальные вложения, затраты на разработку системы и эксплуатационные расходы, связанные с их функционированием.
Принцип непрерывного развития ИАИСУ связан с появлением изменений и инноваций во внешней и внутренней среде организации, что влечет за собой появление новых задач и решений. В целях быстрого реагирования создаваемых систем на эти изменения и инновации, они должны обладать возможностями автоматизации программирования и перекомпоновки базы данных и информационных файлов. Создаваемые комплексы рабочих программ должны строиться таким образом, чтобы в случае необходимости можно было просто менять не только отдельные программы, но и критерии, по которым ведется управление.
Принцип комплексной разработки задач и рабочих программ основывается на том, что большинство задач управления являются комплексными и не могут быть сведены к сумме отдельных задач. Например, между задачами планирования производства и материально-технического обеспечения имеется постоянный взаимный обмен информацией, что дает возможность объединить их в единый комплекс задач. Благодаря наличию комплексов программ, информационные потоки в системах управления организуются более упорядочение, что в конечном итоге повышает эффективность их функционирования.
Принцип минимизации ввода и вывода информации имеет большое значение для повышения эффективности использования СВТ. Для этой цели обычный документооборот должен все в большей степени уступать документообороту на машинных носителях или при прямом обмене информацией между ПЭВМ по каналам связи. Этот принцип имеет свое воплощение не только внутри комплексов задач, но и при поступлении в систему управления новой информации.
Принцип согласованности пропускной способности отдельных частей ИАИСУ состоит в том, чтобы пропускная способность каждого последующего участка системы управления была не меньше, чем у предшествующего. Согласованность пропускной способности частей системы управления позволяет избежать временных потерь при ее функционировании, что позволяет своевременно решать поставленные задачи и сохранять работоспособность и надежность системы в целом.
Принцип мотивации труда специалистов, занимающихся разработкой и эксплуатацией систем управления, определяет в итоге эффективность действия отдельных людей, участвующих в этом процессе. Для мотивации труда специалистов в организациях разрабатываются специальные положения, в которых учитываются уровень подготовленности специалистов, способностей, компетентности и т. п.
- «Мати» – Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского
- В.В. Мыльника
- Предисловие
- Часть I. Основы построения и финансирования систем управления Глава 1. Системы и их Закономерности
- 1.1. Системы
- 1.2. Классификация систем и их характеристика
- 1.3. Основные закономерности сметем
- Литература
- Глава 2. Управление и кибернетика
- 2.1. Управление
- 2.2. Кибернетика и ее принципы
- 2.3. Производственная организация как кибернетическая система
- Литература
- Глава 3. Автоматизация управления
- 3.1. Основные направления автоматизации управления
- 3.2. Классификация аису
- 3.3. Структурное построение иаису
- 3.4. Общесистемные принципы создания иаису
- 3.5. Методы синтеза структуры иаису
- 3.6. Цели и критерии эффективности систем управления
- Глава 4. Методология разработки систем управления
- 4.1. Организация разработки систем управления
- Взаимосвязь отдельных фаз инвестиционного проекта с сетевым графиком создания системы управления
- 4.2. Инвестиционный цикл проекта и его структура
- Литература
- Глава 5. Источники и методы финансирования систем управления
- 5.1. Источники финансирования
- 5.2. Основные методы финансирования
- Литература
- Глава 6. Методологические основы принятия решений
- 6.1. Сущность принятия решений
- 6.2. Классификация управленческих решений
- 6.3. Постановка задачи принятия управленческих решений
- 6.4. Модель процесса принятия и реализации управленческих решений
- 6.5. Человеческий фактор в принятии и реализации уоравленческих решений
- Литература
- Часть II. Методы исследования и оценки эффективности систем управления Глава 7. Системный анализ
- 7.1. Предмет системного анализа
- 7.2. Процедуры системного анализа
- 7.3. Разработка, построение и исследование моделей
- Литература
- Глава 8. Исследование операций
- 8.1. Вводные понятия
- 8.2. Методы безусловной и условной оптимизации
- 8.3. Корреляционный и регрессионный анализ
- 8.4. Робастные методы и процедуры
- 8.5. Выводы по анализу применяемых методов
- Литература
- Глава 9. Имитационное моделирование
- 9.1. Понятие об имитационном моделировании
- 9.2. Имитация функционирования систем с дискретными событиями
- 9.3. Методы имитации случайных факторов
- Глава 10. Планирование экспериментов
- 10.1. Полный факторный эксперимент и дробные реплики
- Полный факторный эксперимент для двух независимых переменных, варьируемых на двух уровнях (планирование типа 22)
- Полный факторный эксперимент для двух независимых переменных, варьируемых на двух уровнях (планирование типа 23)
- Первая полуреплика от полного факторного эксперимента типа 23 (планирование типа 23-1)
- Вторая полуреплика от полного факторного эксперимента типа 23 (планирование типа 23-1)
- 10.2. Поиск области оптимума
- Глава 11. Распознавание объектов, явлений и ситуации
- 11.1. Сущность процесса распознавания
- 11.2. Системы распознавания и их классификация
- 11.3. Задачи при создании системы распознавания
- 11.4. Математические методы распознавания
- Глава 12. «Черный» и «белый» ящики как научные методы
- 12.1. Понятие «черного» и квелого» ящика
- 12.2. Исследование поведения «черного» ящика
- Глава 13. Экспертные оценки
- 13.1. Сущность метода экспертных оценок
- 13.2. Подбор экспертов
- 13.3. Методы проведения опроса экспертов
- 13.4. Обработка экспертных оценок
- Анализ оценки относительной важности влияния I-X локальных аису на статьи затрат себестоимости продукции
- Мнение экспертов источников аргументации
- Литература
- Глава 14. Оценка эффективности систем управления
- 14.1. Эффективность инвестиций в системы управления
- 14.2. Методы оценки эффективности систем управления
- 14.3. Статические методы
- 14.4. Дисконтирование потоков денежных ресурсов
- 14.6. Динамические методы
- 14.6. Определение затрат на создание и эксплуатацию систем управления
- 14.7. Факторы и источники формирования социально-экономических результатов
- 14.8. Оценка социально-экономических результатов
- 14.9. Учет инфляционных процессов
- 14.10. Учет неопределенности и рисков
- Литература
- Глоссарий
- Содержание