6.5. Человеческий фактор в принятии и реализации уоравленческих решений
В процессе принятия и реализации управленческих решений важную роль играет так называемый человеческий фактор. Его присутствие обусловлено участием человека в процессе разработки, принятия и реализации решений. Каждый индивидуум, привлекаемый для разрешения проблемы, характеризуется совокупностью поведенческих, психофизиологических, личностных особенностей, проявляющихся в виде конкретных реакций субъекта на возникающие в процессе подготовки и реализации управленческих решений ситуации. При этом конкретные реакции различных субъектов на одну и ту же ситуацию могут существенно различаться по степени адекватности. Поскольку формулирование проблемной ситуации, целей, ограничений, критериев, вариантов решений, выбор управленческого решения, его реализация является, как правило, прерогативой задействованного персонала, то очевидна зависимость эффективности процесса разрешения проблемной ситуации от человеческого фактора.
При принятии и реализации управленческих решений всегда присутствует стремление к рациональности, оптимальности. Теория и практика разрешения проблемных ситуаций существенно отличаются. Теоретически рациональность принятых решений начинает формироваться на стадии осознания возникновения проблемы. Продолжает формироваться при выполнении целеполагания, когда устанавливается совокупность целей, отражающих, например, экономическую, техническую целесообразность разрешения проблемной ситуации. Приобретает конкретную форму на последующих стадиях процесса разрешения проблемной ситуации, таких как формирование ограничений, критериев, постановка задач, генерация, оценка решений и прочих. На практике, задействованный при подготовке и реализации решений персонал, осуществляющий выполнение предписанных ему работ с учетом личностной политической, организационной, социальной, психологической, поведенческой целесообразности, обуславливает реализацию разрешения проблемной ситуации с конкретными показателями эффективности. В зависимости от содержания и степени влияния указанных аспектов личностной целесообразности значения этих показателей эффективности могут иметь определенный размах. Отсюда следует важность понимания значимости политических, социальных, психологических, поведенческих аспектов проявления личности при разрешении проблемных ситуаций и обеспечения управления их формированием у лиц, принимающих управленческие решения, и участвующих в процессе их подготовки и реализации.
В чем заключается сущность указанных личностных аспектов? Ответ на этот вопрос можно найти в литературных источниках по организационному поведению, социологии, психологии, управлению персоналом, менеджменте. На рис. 6.4 отражена трактовка влияния человеческого фактора в общей модели разработки, принятия и реализации решения.
Рис. 6.4. Влияние человеческого фактора в процессе подготовки
и реализации управленческих решений
При принятии решений влияние человеческого фактора отражается в учете целесообразности в основном следующих сфер деятельности человека:
• технической;
• экономической;
• политической;
• организационной;
• социально-психологической и поведенческой.
При этом человек или группа людей базируется на познании информации во внешней и внутренней среде организации, инфляционных процессов, степени риска принимаемых решений.
NB
В системах управления и повседневной жизни человек постоянно сталкивается с ситуациями, связанными с необходимостью целенаправленного выбора определенного варианта поведения, поступка, акта, действия и т. п. из множества возможных альтернативных (взаимоисключающих) вариантов в конкретной ситуации. Результат выбора принято называть решением, а последовательность действий – разработкой и принятием решения.
В принятии решений главенствующую роль среди коллектива, участвующего в разработке, подготовке и принятии решений должно играть ЛПР как «Субъект» принятого на основе своих предпочтений решения, несущий полную ответственность за его принятие и последствия реализации.
При интуитивном подходе к принятию решения выбор принимаемого решения делается только на основе ощущения того, что он правилен. ЛПР в этом случае не занимается сознательным анализом положительных и отрицательных факторов по возможным альтернативам, их оценкой и взвешиванием с целью выбора единственного решения.
При принятии решений выработка рационального (оптимального) решения является результатом реализации объективного аналитического процесса.
В процессе реализации рационального подхода к принятию решений решаются задачи поиска, распознавания, классификации, упорядочения и выбора. Для этого могут применяться различные математические методы и модели с целью рационализации (оптимизации) выходных результатов. В целях оказания помощи при подготовке решений могут привлекаться эксперты.
Одним из основных отличий управленческих решений от частных является различие в сущности целеполагания ЛПР. Управленческое решение ориентировано на решение проблем с учетом достижения целей, стоящих перед организацией, нивелируя при этом личные или коллективные цели, конфликтующие с целями организации. Частное решение направлено на удовлетворение своих собственных потребностей.
Многообразие конкретных схем разрешения проблемных ситуаций, требующих разработки, принятия и реализации управленческих решений обуславливается большим разнообразием сочетания интуиции и логики, неформальных методов разработки решений, множеством особенностей конкретных условий принятия и реализации решений, порождаемых средой, присутствием человеческого фактора со специфическими поведенческими и психофизиологическими аспектами, а также располагаемым информационным ресурсом.
Состояние среды следует учитывать при прогнозировании результатов в ходе оценки альтернатив, принятия и реализации решения с соответствующим уровнем определенности в разных обстоятельствах или состояниях природы. Традиционно эти обстоятельства классифицируют как условия определенности, риска и неопределенности.
В процессе принятия и реализации управленческих решений важную роль играет так называемый человеческий фактор. Его присутствие обусловлено участием человека в процессе разработки, принятия и реализации решений. Каждый индивидуум, привлекаемый для разрешения проблемы, характеризуется совокупностью поведенческих, психофизиологических, личностных особенностей, проявляющихся в виде конкретных реакций субъекта на возникающие в процессе подготовки и реализации управленческих решений ситуации.
При принятии решений влияние человеческого фактора отражается в учете целесообразности в основном следующих сфер деятельности человека:
технической;
экономической;
политической;
организационной;
социально-психологической и поведенческой.
- «Мати» – Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского
- В.В. Мыльника
- Предисловие
- Часть I. Основы построения и финансирования систем управления Глава 1. Системы и их Закономерности
- 1.1. Системы
- 1.2. Классификация систем и их характеристика
- 1.3. Основные закономерности сметем
- Литература
- Глава 2. Управление и кибернетика
- 2.1. Управление
- 2.2. Кибернетика и ее принципы
- 2.3. Производственная организация как кибернетическая система
- Литература
- Глава 3. Автоматизация управления
- 3.1. Основные направления автоматизации управления
- 3.2. Классификация аису
- 3.3. Структурное построение иаису
- 3.4. Общесистемные принципы создания иаису
- 3.5. Методы синтеза структуры иаису
- 3.6. Цели и критерии эффективности систем управления
- Глава 4. Методология разработки систем управления
- 4.1. Организация разработки систем управления
- Взаимосвязь отдельных фаз инвестиционного проекта с сетевым графиком создания системы управления
- 4.2. Инвестиционный цикл проекта и его структура
- Литература
- Глава 5. Источники и методы финансирования систем управления
- 5.1. Источники финансирования
- 5.2. Основные методы финансирования
- Литература
- Глава 6. Методологические основы принятия решений
- 6.1. Сущность принятия решений
- 6.2. Классификация управленческих решений
- 6.3. Постановка задачи принятия управленческих решений
- 6.4. Модель процесса принятия и реализации управленческих решений
- 6.5. Человеческий фактор в принятии и реализации уоравленческих решений
- Литература
- Часть II. Методы исследования и оценки эффективности систем управления Глава 7. Системный анализ
- 7.1. Предмет системного анализа
- 7.2. Процедуры системного анализа
- 7.3. Разработка, построение и исследование моделей
- Литература
- Глава 8. Исследование операций
- 8.1. Вводные понятия
- 8.2. Методы безусловной и условной оптимизации
- 8.3. Корреляционный и регрессионный анализ
- 8.4. Робастные методы и процедуры
- 8.5. Выводы по анализу применяемых методов
- Литература
- Глава 9. Имитационное моделирование
- 9.1. Понятие об имитационном моделировании
- 9.2. Имитация функционирования систем с дискретными событиями
- 9.3. Методы имитации случайных факторов
- Глава 10. Планирование экспериментов
- 10.1. Полный факторный эксперимент и дробные реплики
- Полный факторный эксперимент для двух независимых переменных, варьируемых на двух уровнях (планирование типа 22)
- Полный факторный эксперимент для двух независимых переменных, варьируемых на двух уровнях (планирование типа 23)
- Первая полуреплика от полного факторного эксперимента типа 23 (планирование типа 23-1)
- Вторая полуреплика от полного факторного эксперимента типа 23 (планирование типа 23-1)
- 10.2. Поиск области оптимума
- Глава 11. Распознавание объектов, явлений и ситуации
- 11.1. Сущность процесса распознавания
- 11.2. Системы распознавания и их классификация
- 11.3. Задачи при создании системы распознавания
- 11.4. Математические методы распознавания
- Глава 12. «Черный» и «белый» ящики как научные методы
- 12.1. Понятие «черного» и квелого» ящика
- 12.2. Исследование поведения «черного» ящика
- Глава 13. Экспертные оценки
- 13.1. Сущность метода экспертных оценок
- 13.2. Подбор экспертов
- 13.3. Методы проведения опроса экспертов
- 13.4. Обработка экспертных оценок
- Анализ оценки относительной важности влияния I-X локальных аису на статьи затрат себестоимости продукции
- Мнение экспертов источников аргументации
- Литература
- Глава 14. Оценка эффективности систем управления
- 14.1. Эффективность инвестиций в системы управления
- 14.2. Методы оценки эффективности систем управления
- 14.3. Статические методы
- 14.4. Дисконтирование потоков денежных ресурсов
- 14.6. Динамические методы
- 14.6. Определение затрат на создание и эксплуатацию систем управления
- 14.7. Факторы и источники формирования социально-экономических результатов
- 14.8. Оценка социально-экономических результатов
- 14.9. Учет инфляционных процессов
- 14.10. Учет неопределенности и рисков
- Литература
- Глоссарий
- Содержание