25.Методы разработки планов.
Балансовый метод. Увязка бюджета источников и бюджета распределения тех или иных ресурсов, которые необходимы организации в плановом периоде, составляет суть данного метода планирования. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит. Необходимые ресурсы можно привлекать со стороны, а можно находить в собственном "хозяйстве" путем его рационализации.
Невозможность по тем или иным причинам решить проблему дефицита приводит к необходимости идти на снижение потребления либо также на основе его рационализации, либо путем механического сокращения, с соответствующим уменьшением конечных результатов.
Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема - расширение их потребления или избавление от излишков. Последнее целесообразно даже в условиях инфляции, поскольку для хранения запасов приходится затрачивать значительные средства. Несмотря на это, объекты разрушаются, а также со временем морально стареют и обесцениваются.
Баланс представляет собой двустороннюю бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой их распределение (табл. 16.1).
Нормативный метод. Он предполагает, что в основу плановых заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) кладутся нормы (удельные затраты) различных ресурсов на единицу продукции. Нормы бывают натуральными, стоимостными, временными (затраты рабочего времени).
Процесс планирования ресурсов осуществляется при этом, например, путем перемножения норм и объема продукции, который требуется получить, а объема продукции - делением имеющихся ресурсов на нормы их расхода и т.п.
Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому методу.
Нормирование ресурсов, и прежде всего материальных, осуществляется тремя основными способами: отчетно-статистическим, опытно-производственным и аналитико-расчетным.
При отчетно-статистическом способе фактический объем выпущенной продукции сопоставляется с затратами ресурсов, на основе чего определяется расход последних на единицу изделия или услуги. Однако полученные таким путем нормы оказываются усредненными, фактически узакониваются потери и нерациональное использование ресурсов.
Опытно-производственный способ нормирования основывается на испытании оборудования, хронометраже операций, выполняемых наиболее опытными и подготовленными работниками, Полученные данные обобщаются с помощью научных методов, что создает надежную основу для расчета норм.
Ансщитико-расчетный способ нормирования исходит из конструктивных возможностей оборудования, потенций человеческого организма, выявленных на основе специальных медико-биологических исследований, качественных характеристик применяемых сырья и материалов.
Математические методы планирования. Они сводятся к оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические, например корреляционная, отражающая взаимосвязь двух переменных величин. Исходя из нее, можно с определенной степенью вероятности предсказать наступление события Б, если произошло связанное с ним событие А.
С помощью статистических моделей можно, например, определить будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках, осуществить другие финансовые расчеты. Именно в области финансового планирования статистические методы находят, пожалуй, наиболее широкое применение.
Модели линейного программирования позволяют путем решения системы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, определять их оптимальные величины во взаимном сочетании. Это помогает по заданному критерию выбрать наиболее подходящий вариант функционирования или развития объекта управления, с тем чтобы обеспечить максимальную прибыль, минимизировать затраты и т.п. Чаще всего методы линейного программирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходовании Метод планирования "Паттерн" сводится к построению "дерева целей". Каждая цель и подцель в этой иерархической модели оценивается экспертами с точки зрения важности и степени влияния на конечные результаты (цель может быть важной сама по себе, но не играть существенной роли). Оценки служат основой распределения ресурсов, сил и средств между отдельными целями, подцелями, проблемами, работниками и определения желательных сроков выполнения тех или иных работ.
- 1. Сущность и содержание понятия «менеджмент».
- 2. Виды и функции менеджмента.
- 3. Понятие и классификация методов менеджмента
- 4. Опыт внутрифирменного управления в сша и Западной Европе.
- 5. Японский менеджмент
- 6.Теоретические основы сервисной деятельности: понятие сервиса, основные подходы к пониманию сущности сервиса.
- 7. Понятие, виды и формы туризма.
- 8. Рыночная модель социально-экономической системы туризма.
- 9. Типы туристов
- 10. Туристское предложение.
- 11. Особенности туризма как объекта управления
- 12.Организация управления туристским комплексом за рубежом и в России.
- 13. Организация управления туристическими комплексами в России.
- 14. Понятие цели и задач туристского предприятия.
- 15. Система целей и задач организации.
- 23.Содержание виды и принципы планирования.
- 24.Процесс планирования и виды планов.
- 25.Методы разработки планов.
- 26.Способы планирования.
- 27. Стратегическое планирование
- 28. Текущее (тактическое) планирование.
- 31.Процесс и методы принятия решений.
- 32. Внешняя среда туристского бизнеса.
- 33.Внутренняя среда туристского бизнеса.
- 34. Модель современного менеджера
- 35.Власть: основы власти, баланс власти
- 36. Личное влияние: виды, способы положительного влияния руководителя на подчинённых
- 37. Лидерство и авторитет менеджера
- 38.Содержание работы руководителя.
- 39. Характеристика одномерных стилей управления.
- 40.Многомерные стили управления и управленческая решетка.
- 41.Смысл понятия мотивация. Потребность, вознаграждение и их виды.
- 45.Система мотивации труда туристского предприятия.
- 47 Понятия функции и концепции управления персоналом, функции кадровой службы
- 48 Разработка кадровой политики
- 49. Подбор персонала.
- 50. Оценка и прием на работу сотрудников.
- 51. Расстановка персонала.
- 52. Адаптация работника
- 53. Профессиональное развитие персонала
- 57.Понятие риска, его основные элементы.
- 58.Классификация рисков. Понятие и виды предпринимательского риска.
- 60.Риск-менеджмент
- 61.Основные методы снижения экономического риска и их характеристики
- 62. Этапы процесса управления риском.
- 63.Значение, формы и технология общения.
- 64. Деловая этика.
- 65. Природа и функции конфликта
- 66. Основные причины и методы преодоления конфликтов с туристами
- 67. Конфликты между туроператором и его деловыми партнерами (поставщиками) и агентами
- 68.Внутриличностный конфликт
- 69. Межличностные конфликты. Групповые
- 70. Процесс развития конфликта
- 71.Природа и причина стресса