60.Риск-менеджмент
В условиях объективного существования риска и связанных с ним финансовых, моральных и других потерь возникает потребность в определенном механизме, который позволил бы наилучшим из возможных способов с точки зрения поставленных предпринимателем (фирмой) целей учитывать риск при принятии и реализации хозяйственных решений.
Таким механизмом является управление риском (риск-менеджмент).
Управление рисками - это та часть деятельности руководителей фирмы (управленческий или административный процесс), которая направлена на экономически эффективную защиту фирмы от нежелательных сознательных или случайных обстоятельств, в конечном счете наносящих материальный ущерб фирме. Управление рисками, как и всякая управленческая деятельность, имеет свой логический аспект (принятие решений) и свою процедуру (последовательность действий).
Соответственно, управление рисками можно определить как процесс выработки и осуществления решений, которые минимизируют широкий спектр влияния случайных или злонамеренных событий, в конечном счете наносящих существенный материальный ущерб фирме.
Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы – объекта управления и управляющей подсистемы – субъекта управления. Объектом управления в риск-менеджменте выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К таким экономическим отношениям относятся связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т.д.
Субъект управления в риск-менеджменте – группа руководителей (финансовый менеджер, специалист по страхованию и т.д.), которая посредством различных вариантов своего воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Этот процесс может осуществляться только при условии циркулирования необходимой информации между субъектом и объектом управления.
Среди основных принципов управления риском можно выделить следующие:
- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
- необходимо думать о последствиях риска;
- нельзя рисковать многим ради малого.
Различают следующие функции риск-менеджмента:
· объекта управления, куда относится организация разрешения риска;
· рисковых вложений капитала;
· работ по снижению величины риска; процесса страхования рисков;
· экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса;
· субъекта управления, в рамках которых прогнозирование, организация, координация, регулирование, стимулирование, контроль.
Прогнозирование представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование - это предвидение определенных событий.
Организация - объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур.
Регулирование - воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров.
Координация - обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления риском.
Стимулирование - побуждение финансовых менеджеров, других специалистов к заинтересованности в результатах своего труда. Наконец, контроль - это проверка организации работы по снижению степени риска.
Особую роль в решении рисковых задач играют интуиция менеджера и инсайт. Интуиция представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы. Интуиция является непременным компонентом творческого процесса. Инсайт - сознание решения конкретной проблемы. В момент инсайта решение осознается ясно, однако эта отчетливость часто носит кратковременный характер. Поэтому необходима сознательная фиксация решения.
- 1. Сущность и содержание понятия «менеджмент».
- 2. Виды и функции менеджмента.
- 3. Понятие и классификация методов менеджмента
- 4. Опыт внутрифирменного управления в сша и Западной Европе.
- 5. Японский менеджмент
- 6.Теоретические основы сервисной деятельности: понятие сервиса, основные подходы к пониманию сущности сервиса.
- 7. Понятие, виды и формы туризма.
- 8. Рыночная модель социально-экономической системы туризма.
- 9. Типы туристов
- 10. Туристское предложение.
- 11. Особенности туризма как объекта управления
- 12.Организация управления туристским комплексом за рубежом и в России.
- 13. Организация управления туристическими комплексами в России.
- 14. Понятие цели и задач туристского предприятия.
- 15. Система целей и задач организации.
- 23.Содержание виды и принципы планирования.
- 24.Процесс планирования и виды планов.
- 25.Методы разработки планов.
- 26.Способы планирования.
- 27. Стратегическое планирование
- 28. Текущее (тактическое) планирование.
- 31.Процесс и методы принятия решений.
- 32. Внешняя среда туристского бизнеса.
- 33.Внутренняя среда туристского бизнеса.
- 34. Модель современного менеджера
- 35.Власть: основы власти, баланс власти
- 36. Личное влияние: виды, способы положительного влияния руководителя на подчинённых
- 37. Лидерство и авторитет менеджера
- 38.Содержание работы руководителя.
- 39. Характеристика одномерных стилей управления.
- 40.Многомерные стили управления и управленческая решетка.
- 41.Смысл понятия мотивация. Потребность, вознаграждение и их виды.
- 45.Система мотивации труда туристского предприятия.
- 47 Понятия функции и концепции управления персоналом, функции кадровой службы
- 48 Разработка кадровой политики
- 49. Подбор персонала.
- 50. Оценка и прием на работу сотрудников.
- 51. Расстановка персонала.
- 52. Адаптация работника
- 53. Профессиональное развитие персонала
- 57.Понятие риска, его основные элементы.
- 58.Классификация рисков. Понятие и виды предпринимательского риска.
- 60.Риск-менеджмент
- 61.Основные методы снижения экономического риска и их характеристики
- 62. Этапы процесса управления риском.
- 63.Значение, формы и технология общения.
- 64. Деловая этика.
- 65. Природа и функции конфликта
- 66. Основные причины и методы преодоления конфликтов с туристами
- 67. Конфликты между туроператором и его деловыми партнерами (поставщиками) и агентами
- 68.Внутриличностный конфликт
- 69. Межличностные конфликты. Групповые
- 70. Процесс развития конфликта
- 71.Природа и причина стресса