40.Многомерные стили управления и управленческая решетка.
Под стилем руководства (управления) можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры.
По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации и стоящей задачи помещать его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить. В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с подчиненными и четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет несколько типов различных ситуаций. Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних легко воздействовать, в противоположном случае, когда, наоборот, все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля. Стиль управления, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными.
Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей, степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию предлагаются четыре стиля управления. Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то предпочтителен стиль поддержки, аналогичный стилю, ориентированному на человеческие отношения. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать инструментальный стиль. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, 'предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы. Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный на «достижение», когда руководитель ставит перед ними посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.
\Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управлении. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи.
По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления:
1. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации. 2. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение. 3. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение. 4. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение. 5. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор. При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями: наличие достаточной информации и опыта у подчиненных; уровень требований, предъ
- 1. Сущность и содержание понятия «менеджмент».
- 2. Виды и функции менеджмента.
- 3. Понятие и классификация методов менеджмента
- 4. Опыт внутрифирменного управления в сша и Западной Европе.
- 5. Японский менеджмент
- 6.Теоретические основы сервисной деятельности: понятие сервиса, основные подходы к пониманию сущности сервиса.
- 7. Понятие, виды и формы туризма.
- 8. Рыночная модель социально-экономической системы туризма.
- 9. Типы туристов
- 10. Туристское предложение.
- 11. Особенности туризма как объекта управления
- 12.Организация управления туристским комплексом за рубежом и в России.
- 13. Организация управления туристическими комплексами в России.
- 14. Понятие цели и задач туристского предприятия.
- 15. Система целей и задач организации.
- 23.Содержание виды и принципы планирования.
- 24.Процесс планирования и виды планов.
- 25.Методы разработки планов.
- 26.Способы планирования.
- 27. Стратегическое планирование
- 28. Текущее (тактическое) планирование.
- 31.Процесс и методы принятия решений.
- 32. Внешняя среда туристского бизнеса.
- 33.Внутренняя среда туристского бизнеса.
- 34. Модель современного менеджера
- 35.Власть: основы власти, баланс власти
- 36. Личное влияние: виды, способы положительного влияния руководителя на подчинённых
- 37. Лидерство и авторитет менеджера
- 38.Содержание работы руководителя.
- 39. Характеристика одномерных стилей управления.
- 40.Многомерные стили управления и управленческая решетка.
- 41.Смысл понятия мотивация. Потребность, вознаграждение и их виды.
- 45.Система мотивации труда туристского предприятия.
- 47 Понятия функции и концепции управления персоналом, функции кадровой службы
- 48 Разработка кадровой политики
- 49. Подбор персонала.
- 50. Оценка и прием на работу сотрудников.
- 51. Расстановка персонала.
- 52. Адаптация работника
- 53. Профессиональное развитие персонала
- 57.Понятие риска, его основные элементы.
- 58.Классификация рисков. Понятие и виды предпринимательского риска.
- 60.Риск-менеджмент
- 61.Основные методы снижения экономического риска и их характеристики
- 62. Этапы процесса управления риском.
- 63.Значение, формы и технология общения.
- 64. Деловая этика.
- 65. Природа и функции конфликта
- 66. Основные причины и методы преодоления конфликтов с туристами
- 67. Конфликты между туроператором и его деловыми партнерами (поставщиками) и агентами
- 68.Внутриличностный конфликт
- 69. Межличностные конфликты. Групповые
- 70. Процесс развития конфликта
- 71.Природа и причина стресса