Предмет и метод менеджмента.
Предмет менеджмента как науки определился исторически сравнительно недавно – в середине XX в., однако его методологические истоки уходят в прошлое. Менеджмент вобрал в себя научные основы управления и результаты управленческой деятельности многих поколений людей. Процесс управления имел место всегда, как только возникло человеческое общество. В дошедших до нас античных источниках ("Домострой" Ксенофонта, "Политика" Аристотеля, "О сельском хозяйстве" Колумелы и т.д.) и ряде других, более поздних работах римлян излагаются взгляды на управление и юридические нормы, правила и принципы в отношениях "управляющие – управляемые".
С развитием этих взглядов изменялось содержание управленческих подходов, начиная от признания справедливости рабства и управления рабами, до более поздних, которые были основаны на идеях раннего христианства, порицавших рабское угнетение, ростовщичество и проповедовавших равенство и справедливость в отношениях между людьми.
Дальнейший период общественного развития выдвинул целую плеяду исследователей сущности новых экономических явлений, рыночных отношений, в том числе и возникших проблем управления производством, новых взглядов на отношения управляющего и управляемых, господства и подчинения.
труд управляющего стал приобретать все более научный характер, требовал экспериментов, обмена опытом, научной оценки управленческих решений и других научных исследований с последующей проверкой их практикой. Возник новый, научный подход к управлению, получивший название тейлоризм – по имени его основателя американского инженера Ф. Тейлора. Широкое применение идеи тейлоризма нашли в работе крупных американских предприятий, распространились по всем европейским странам, в том числе и в России. В результате их использования в управлении производством был сделан первый шаг в становлении менеджмента как науки.
В основе метода менеджмента, несомненно, лежит диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Это означает, что явления изучаются от простого к сложному, от низшего к высшему, от конкретного к абстрактному, от старого к новому и т.д. В центре исследований в менеджменте находится человек, который осуществляет производительную деятельность, будь то руководитель или исполнитель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудится в коллективе, является членом организации (предприятия, учреждения, фирмы и т.д.), поэтому метод менеджмента – это научный анализ поведения человека в Организации, взаимосвязь и взаимное влияние человека и организации.
Особенно важным в менеджменте является метод системного анализа, утвердившийся в середине XX в. Ему предшествовало создание системы математической логики (У. Джевонс и Э. Шредер), а в последующем разработка метода линейного программирования, возникновение кибернетики как науки об управлении сложными динамическими системами. В результате открытий ученых в области системного анализа появилась возможность применять в практике управления математические модели и использовать метод математического моделирования. Важным для практики управления и последующих теоретических обобщений является метод эксперимента.
Данные методы используются не только в менеджменте, они характерны и для всей экономической теории. И это не случайно, так как экономическая наука, формируя мировоззрение руководителей и исполнителей в производственном процессе, выступает методологической основой менеджмента.
- Предмет и метод менеджмента.
- Школы менеджмента (классическая школа управления).
- Классическая (административная) школа управления, школа классического менеджмента
- Школы менеджмента (поведенческая и школа человеческих отношений). Школа человеческих отношений и поведенческих наук
- Соотношение понятий «предприниматель» и «менеджер».
- Состав внешней и внутренней среды предприятия.
- Метод swot-анализа. (тут много информации выберете что надо)
- Понятие swot - анализа
- 2 Методика проведения swot-анализа
- Виды организационных структур управления.
- Направления кадровой политики. Направления кадровой политики
- Цель и задачи кадрового планирования.
- Уровни планирования кадров (стратегический, тактический, оперативный).
- Методы отбора персонала.
- Виды конфликтов в менеджменте и способы их разрешения. Виды конфликтов
- Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:
- Для разрешения и сохранения позитивных взаимоотношений лучше последовать таким советам:
- Методы ведения переговоров. Методы ведения переговоров
- Планирование карьеры.
- Карьерная линия
- Модели менеджмента (азиатская, европейская, американская).
- 15 Азиатский стиль менеджмента
- 1. Американский менеджмент
- 3. Европейский менеджмент
- Этапы коммуникационного процесса.
- Метод Дельфи в принятии управленческих решений.
- Теории «х», «y», «z».
- Стили руководства.
- 3 Смешанные стили управления
- Власть и ее формы.
- Лидерство и его влияние на управление организацией.
- Модель человеческих потребностей а. Маслоу.
- Теория иерархии потребностей
- Понятие и значение мотивации.
- Формальные и неформальные группы и их характеристика. Формальные и неформальные группы
- Характеристика неформальной группы
- Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный.
- Дивизиональная структура управления организацией.
- Линейно-функциональная структура управления.
- Этапы процесса разработки и принятия управленческих решений. Процесс разработки управленческого решения включает три основных этапа:
- Контроль реализации управленческих решений
- Специфика матричной структуры организации.