Соотношение понятий «предприниматель» и «менеджер».
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И МЕНЕДЖЕР
Основные различия между предпринимателем и менеджером по их ведущим психологическим качествам легко обозначить с помощью двумерной модели Дж.Ронена1, иллюстрация которой приводится на рис.4. В модели представлен континуум принятия решения в условиях неопределенности. На его нижней точке (экстремуме) находится рабочий, задачи которого характеризуются минимальной неопределенностью. На другом конце — инновационный предприниматель. Вдоль континуума — наиболее изменяющаяся характеристика— поиск новизны (novelty seeking). Другую ось составляет целеустремленность (purposefulness) деятельности предпринимателя. Очень близкие позиции на диаграмме заняли предприниматели и инвенторы. Иногда эти фигуры представлены в одном лице, но чаще инвентор проявляет креативность, упорство и настойчивость в решении какой-то своей новаторской проблемы, а предприниматель— в ее продвижении, в практической реализации открытия; он основывает дело и, таким образом, доводит задумку до конца. Все это требует особой активности и целеустремленности поведения.
Согласно литературным данным, наиболее яркие различия в психологических портретах предпринимателя и менеджера касаются лидерства и потребности во власти. Например, Х.Хекхаузен2 считает, что и менеджеры, и предприниматели проявляют выраженные лидерские качества, но менеджер — лидер иерархии, а предприниматель — лидер идей.
По мнению Д.Мак-Клеланда3, предприниматели, создающие фирмы, редко отличаются лидерскими качествами, потому что у них доминирует мотив достижения, который есть "игра одного человека", а для нее не требуется глубокого вовлечения других людей. Такая трактовка созвучна данным тех авторов, которые делают акцент на независимости личности предпринимателя.Так, например, Р.Хисрич выделяет в качестве ведущих мотивов предпринимателя стремление к независимости, свободу действий, творческой работы и создания капитала4. Как видно из табл.3, у менеджера иная мотивация.
Таблица 3. Сравнение личностных и поведенческих качеств у традиционных менеджеров, предпринимателей
| ТРАДИЦИОННЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ | ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ |
ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ | Стремление получить продвижение по службе и иметь другие признаки престижа в корпорации, такие как собственный кабинет, штат, власть | Стремление иметь независимость, свободу действий, творчески работать, создавать капитал |
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ | Ориентируются на короткие временные горизонты: недельные, месячные, квартальные и годовые планы | Ориентация на 5-10-летние периоды как вехи роста своего бизнеса |
ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Больше делегирует свои полномочия подчиненным и контролирует исполнение, чем сам напрямую включается в дело | Прямая включенность в работу |
ОТНОШЕНИЕ К РИСКУ | Боязлив | Разумно идет на риск |
ОТНОШЕНИЕ К СТАТУСУ | Озабочен символами собственного статуса | Нет озабоченности символами статуса |
ОТНОШЕНИЕ К НЕУДАЧАМ И ОШИБКАМ | Стремится всячески избегать ошибок и вообще неожиданностей | Не боится ошибок, исправляет их и преодолевает неудачи |
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ | Обычно соглашается с теми, кто выше по положению | Своими решениями реализует свою мечту |
КОМУ СЛУЖИТ | Служит другим | Служит себе и потребителю |
ХАРАКТЕР СЕМЬИ, ИЗ КОТОРОЙ ВЫШЕЛ | Старшие члены семьи работали на крупные организации | Из семьи мелких предпринимателей, представителей свободных профессий или фермеров |
ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ | В основном по нормам иерархических отношений | В основном деловые и договорные отношения |
С позиций инновационного менеджмента предприниматель— преобразующий лидер в отличие от лидера нормативного или административного менеджмента.
Четких границ между предпринимателями и менеджерами порой не существует. Две эти фигуры могут быть представлены в одном лице в малом бизнесе. Кроме того есть промежуточная фигура— интрапренер или «внутренний предприниматель» — обладающий тем же комплексом качеств (см. табл. 3), что и предприниматель.
- Предмет и метод менеджмента.
- Школы менеджмента (классическая школа управления).
- Классическая (административная) школа управления, школа классического менеджмента
- Школы менеджмента (поведенческая и школа человеческих отношений). Школа человеческих отношений и поведенческих наук
- Соотношение понятий «предприниматель» и «менеджер».
- Состав внешней и внутренней среды предприятия.
- Метод swot-анализа. (тут много информации выберете что надо)
- Понятие swot - анализа
- 2 Методика проведения swot-анализа
- Виды организационных структур управления.
- Направления кадровой политики. Направления кадровой политики
- Цель и задачи кадрового планирования.
- Уровни планирования кадров (стратегический, тактический, оперативный).
- Методы отбора персонала.
- Виды конфликтов в менеджменте и способы их разрешения. Виды конфликтов
- Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:
- Для разрешения и сохранения позитивных взаимоотношений лучше последовать таким советам:
- Методы ведения переговоров. Методы ведения переговоров
- Планирование карьеры.
- Карьерная линия
- Модели менеджмента (азиатская, европейская, американская).
- 15 Азиатский стиль менеджмента
- 1. Американский менеджмент
- 3. Европейский менеджмент
- Этапы коммуникационного процесса.
- Метод Дельфи в принятии управленческих решений.
- Теории «х», «y», «z».
- Стили руководства.
- 3 Смешанные стили управления
- Власть и ее формы.
- Лидерство и его влияние на управление организацией.
- Модель человеческих потребностей а. Маслоу.
- Теория иерархии потребностей
- Понятие и значение мотивации.
- Формальные и неформальные группы и их характеристика. Формальные и неформальные группы
- Характеристика неформальной группы
- Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный.
- Дивизиональная структура управления организацией.
- Линейно-функциональная структура управления.
- Этапы процесса разработки и принятия управленческих решений. Процесс разработки управленческого решения включает три основных этапа:
- Контроль реализации управленческих решений
- Специфика матричной структуры организации.