logo
Ответы по Менеджменту

Понятие и значение мотивации.

Мотивация – это процесс стимулирования кого-либо (человека, группу) и деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Мотивация представляет собой комплекс условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его деятельность в нужную для организации сторону, регулирующих интенсивность труда, трудозатраты, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в достижении целей.

Мотивы деятельности могут быть внутренними и внешними. Внешние обусловлены стремлением человека обладать какими-либо, не принадлежащими ему объектами. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от имеющегося объекта, который работник желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а следовательно, стремлением от него избавиться. Мотивы, формирующиеся под воздействием множества внешних и внутренних, субъективных и объективных факторов, начинают действовать под влиянием стимулов. Стимулы могут быть материальными, в виде действий других людей, представляющихся возможностей, надежд и пр.

Основные задачи мотивации: формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации деятельности; обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения; формирование у руководителей демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации. Современные теории мотивации разделяются на две категорий: содержательные и процессуальные.

Значение мотивации в управлении. Подходы к управлению с точки зрения мотивации.

Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации является главной задачей руководства персоналом. Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и  инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся  к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работников невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые сознают смысл своей деятельности  и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Формирование таких работников – задача мотивационного менеджмента.

Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.

Способы мотивации:

1) нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.

2) принудительная мотивация – основывается на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

3) стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив».

Мотив – преимущество осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение им тех или иных потребностей.

Мотив – импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то, что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся движущей силой, лишь, будучи в большей или меньшей степени осознаны. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. 

Данная концепция помогает понимать мотивы трудового поведения, она показывает руководителю систему мотивационных факторов, на основе которых должна строиться и развертываться мотивирующая функция.

Основные теории мотивации принято разделять на следующие группы:

1. Содержательные. В них акцент делается на выявление и изучение тех внутренних побуждений (потребностей, мотивов), которые лежат в  основе поведения людей, их профессиональной деятельности. Теория иерархии потребностей А.Маслоу (потребности: физиологические, в безопасности, социальные, в уважении, в самореализации), теория потребностей Д.МакКлелланда (потребности в успехе, власти, принадлежности), двухфакторная теория Ф.Херцберга (гигиенические факторы, мотиваторы), мотивационная теория К. Альдерфера (потребности – существования, социальные, личностного роста).

2. Процессуальные. Раскрывается то, по каким закономерностям  организовано целостное мотивированное поведение с учетом взаимодействия мотивов с другими процессами – восприятием, познанием, коммуникацией. Теория ожидания В.Врума, теория справедливости С.Адамса, модель мотивации Портера-Лоулера.