logo
Лекции по Планировние предприятии

2. Определение емкости и доли рынка

Емкость рынка (Е) какого-либо товара (услуги) рассчитывается путем определения объема его потребления по формуле:

E=Vp+Vi –Ve+ S0 - SK

где Vр — объем производства и потребления товара на территории данного рынка (физ. ед. или ден. ед.);

Vi — объем импорта данного товара (физ. ед. или ден. ед.);

Ve— объем экспорта этого же товара (физ. ед. или ден. ед.).

S0 – запасы на начало данного периода;

Sк - запасы на конец данного периода

В простейшем случае прямо пропорциональной зависимости от спроса при прогнозировании емкости рынка сбыта товара (услуги) можно воспользоваться следующей формулой:

где Еt — емкость рынка в прогнозируемый период t, t=1,2,...;

Et-1 — емкость рынка в базовый период;

Dt-1, — спрос на товар (услугу) в период (t-1);

Dt — прогнозируемый спрос на данный товар (услугу) в период,

Если товар потребляется в течение n периодов, то степень насыщенности рынка данным товаром может быть охарактеризована следующим коэффициентом насыщенности рынканас):

Р0 — потенциальная потребность в товаре в момент выхода его на рынок (потенциальный спрос);

Рt — изменение (увеличение, уменьшение) потенциальной потребности в период t;

Rt — объем сбыта (реализации) товара в период t.

Изменение потенциальной потребности в товаре Rt в период t:

Rt = lt + rr + btmt

lt - изменение потребности (потенциального спроса) за счет воздействия разных факторов (рекламы, появления новых товаров-субститутов, социально-экономической политики и др.);

rr - объем товаров, требующих замены (потребленных или отслуживших свой срок) в период t;

mt - изменение количества покупателей;

bt - среднее количество товара, приобретаемое одним покупателем в период t.

Знание емкости рынка и объема продаж данного товара позволяет определить долю рынка, принадлежащую предприятию:

vi — фактический или прогнозируемый объем продаж io предприятия за определенный период (например, год), ден. ед.;

Е - фактическая или прогнозируемая емкость рынка (общий объем продаж на данном рынке за соответствующий период), ден. ед.

Острота конкуренции

1. Технический уровень изделий аналогов предприятий-конкурентов на различных рынках.

2. Цены изделий-аналогов.

3. Относительный показатель полезности товара на каждом из рынковqr):

Пqr = Uqr / Cqr , q = 1,…Q, r = 1,…N.

Uqr – технический уровень товара фирмы q на рынке r;

Cqr – цена товара q, назначаемая на рынке r.

3. Оценка качества и конкурентоспособности товара

Показатели качества товара

По области применения

По характеризуемым свойствам

Конструктивные

Технологические(производственные)

Потребительские(эксплуатационные)

Единичные (частные)

Комплексные

Определяющие

Интегральные

По области анализа

По способу выражения

Технические

Технико-экономические

Экономические

Абсолютные

Относительные

Удельные

По условиям оценки

По значимости

Базовые

Достигнутые

Показатели уровня качества

Основные

Вспомогательные

Национальные знаки соответствия продукции

а) б) в)

а) Продукция прошла испытания по всем показателям обязательных требований к ней

б) Продукция соответствует всем требованиям нормативных документов

в) Продукция соответствует лишь отдельным требованиям потребителей

Оценка конкурентоспособности товара

Оценка уровня конкурентоспособности товара производится на основе сравнения комплексных технических и экономических показателей товаров-аналогов.

Показатель общей конкурентоспособности к) определяется по формуле:

где Т — показатель конкурентоспособности по техническим показателям;

Э — показатель конкурентоспособности по экономическим показателям.

Товар является конкурентоспособным при КК ≥ 1.

В свою очередь, показатель конкурентоспособности по техническим показателям вычисляется по формуле:

где i — номер показателя качества, большее абсолютное значение которого соответствует более высокому уровню качества товара, i = 1,..т;

j — номер показателя качества, большее абсолютное значение которого соответствует более низкому уровню качества товара, j = 1,...,n;

qi, qj. — абсолютное значение i-го и соответственно j-го показателя качества анализируемого товара; qi°, qj° — абсолютное значение i-го и соответственно j-го показателя качества товара, принятого за базовый;

bi, bj — коэффициенты весомости соответственно i-го и j-го показателей качества.

Показатель конкурентоспособности по экономическим показателям вычисляется по формуле:

где Фк - доля к-го вида затрат ск в цене продажи Z° базового товара (иначе, коэффициент весомости к-го вида издержек);

ск — стоимостное выражение затрат на производство сравниваемого товара по к-му виду издержек;

ск0 — стоимостное выражение затрат на производство базового изделия по к-му виду издержек.