2. Определение емкости и доли рынка
Емкость рынка (Е) какого-либо товара (услуги) рассчитывается путем определения объема его потребления по формуле:
E=Vp+Vi –Ve+ S0 - SK
где Vр — объем производства и потребления товара на территории данного рынка (физ. ед. или ден. ед.);
Vi — объем импорта данного товара (физ. ед. или ден. ед.);
Ve— объем экспорта этого же товара (физ. ед. или ден. ед.).
S0 – запасы на начало данного периода;
Sк - запасы на конец данного периода
В простейшем случае прямо пропорциональной зависимости от спроса при прогнозировании емкости рынка сбыта товара (услуги) можно воспользоваться следующей формулой:
где Еt — емкость рынка в прогнозируемый период t, t=1,2,...;
Et-1 — емкость рынка в базовый период;
Dt-1, — спрос на товар (услугу) в период (t-1);
Dt — прогнозируемый спрос на данный товар (услугу) в период,
Если товар потребляется в течение n периодов, то степень насыщенности рынка данным товаром может быть охарактеризована следующим коэффициентом насыщенности рынка (Кнас):
Р0 — потенциальная потребность в товаре в момент выхода его на рынок (потенциальный спрос);
Рt — изменение (увеличение, уменьшение) потенциальной потребности в период t;
Rt — объем сбыта (реализации) товара в период t.
Изменение потенциальной потребности в товаре Rt в период t:
Rt = lt + rr + btmt
lt - изменение потребности (потенциального спроса) за счет воздействия разных факторов (рекламы, появления новых товаров-субститутов, социально-экономической политики и др.);
rr - объем товаров, требующих замены (потребленных или отслуживших свой срок) в период t;
mt - изменение количества покупателей;
bt - среднее количество товара, приобретаемое одним покупателем в период t.
Знание емкости рынка и объема продаж данного товара позволяет определить долю рынка, принадлежащую предприятию:
vi — фактический или прогнозируемый объем продаж i-гo предприятия за определенный период (например, год), ден. ед.;
Е - фактическая или прогнозируемая емкость рынка (общий объем продаж на данном рынке за соответствующий период), ден. ед.
Острота конкуренции
1. Технический уровень изделий аналогов предприятий-конкурентов на различных рынках.
2. Цены изделий-аналогов.
3. Относительный показатель полезности товара на каждом из рынков (Пqr):
Пqr = Uqr / Cqr , q = 1,…Q, r = 1,…N.
Uqr – технический уровень товара фирмы q на рынке r;
Cqr – цена товара q, назначаемая на рынке r.
3. Оценка качества и конкурентоспособности товара
Показатели качества товара | |
По области применения | По характеризуемым свойствам |
Конструктивные Технологические(производственные) Потребительские(эксплуатационные) | Единичные (частные) Комплексные Определяющие Интегральные |
По области анализа | По способу выражения |
Технические Технико-экономические Экономические | Абсолютные Относительные Удельные |
По условиям оценки | По значимости |
Базовые Достигнутые Показатели уровня качества | Основные Вспомогательные |
Национальные знаки соответствия продукции
а) б) в)
а) Продукция прошла испытания по всем показателям обязательных требований к ней
б) Продукция соответствует всем требованиям нормативных документов
в) Продукция соответствует лишь отдельным требованиям потребителей
Оценка конкурентоспособности товара
Оценка уровня конкурентоспособности товара производится на основе сравнения комплексных технических и экономических показателей товаров-аналогов.
Показатель общей конкурентоспособности (Кк) определяется по формуле:
где Т — показатель конкурентоспособности по техническим показателям;
Э — показатель конкурентоспособности по экономическим показателям.
Товар является конкурентоспособным при КК ≥ 1.
В свою очередь, показатель конкурентоспособности по техническим показателям вычисляется по формуле:
где i — номер показателя качества, большее абсолютное значение которого соответствует более высокому уровню качества товара, i = 1,..т;
j — номер показателя качества, большее абсолютное значение которого соответствует более низкому уровню качества товара, j = 1,...,n;
qi, qj. — абсолютное значение i-го и соответственно j-го показателя качества анализируемого товара; qi°, qj° — абсолютное значение i-го и соответственно j-го показателя качества товара, принятого за базовый;
bi, bj — коэффициенты весомости соответственно i-го и j-го показателей качества.
Показатель конкурентоспособности по экономическим показателям вычисляется по формуле:
где Фк - доля к-го вида затрат ск в цене продажи Z° базового товара (иначе, коэффициент весомости к-го вида издержек);
ск — стоимостное выражение затрат на производство сравниваемого товара по к-му виду издержек;
ск0 — стоимостное выражение затрат на производство базового изделия по к-му виду издержек.
- 1. Понятие и сущность планирования
- 2. Виды планирования:
- 3. Объекты планирования:
- 4. Процесс планирования:
- 2. Информационное и методическое обеспечение планирования
- 2. Методы получения вторичной информации
- 3. Методы получения первичной информации
- 4. Защита информации
- 5. Методология планирования.
- 3. Теоретические основы стратегического планирования
- 2. Цели организации и их характеристики
- 3. Восс-анализ
- 4. Схема процесса стратегического планирования
- 5. Изучение стратегических альтернатив
- Бизнес-планирование на предприятии
- Выбор места размещения предприятия
- 2. Факторы и критерии выбора места размещения предприятия.
- 3. Методы принятия решений о местоположении предприятия
- 2. Определение емкости и доли рынка
- Определение стадии жизненного цикла товара Метод американских ученых Polli-Cook
- 7. Прогнозирование спроса на товары и услуги
- 2. Система показателей оценки спроса
- 4. Совокупный спрос и планирование выпуска продукции
- 8.Разработка плана маркетинга
- 2. Товарная политика
- 3. Ценовая политика
- 4. Сбытовая политика
- 9. Планирование основной деятельности предприятия
- 2. Планирование подготовки производства (материально-технического обеспечения)
- 3. Планирование выполнения производственной программы
- 10. Планирование технического развития предприятия
- 3. План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов
- 11. Планирование трудовых ресурсов и оплаты труда
- 2. Планирование повышения производительности труда
- 3. Планирование фонда оплаты труда
- 4. План социального развития коллектива
- 12. Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности
- 2. Планирование прибыли
- 13. Финансовое планирование
- 4. Разработка платежного календаря