logo
ответы к госам

2.Экологические требования при размещении, проектировании строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередач, связи, трубопроводов, каналов и иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние ОПС, должны выполнятся требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению ОПС.

При размещении предприятий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований по охране ОПС, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету ближайших и отдаленных эколог., экономич., демографич. нравственных последствий деятельности указанных объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения. Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение гос. экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а также СНиПами. Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению ОПС. Ввод в эксплуатацию производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований предусмотренных проектом. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов.

По условиям принятия решения о размещении и сооружении промышленных объектов на территории РФ все объекты разделяются на :

-объекты федерального значения (находящиеся в федеральной собственности, имеющие федеральное или межрегиональное значение, размещаемые и сооружаемые на территории закрытых административно – территориальных образований);

-объекты регионального значения;

-объекты местного значения.

Решение о сооружении объектов федерального значения принимаются совместно Правительством РФ и органами Гос.власти субъектов РФ, на территории которых предполагается размещение объекта.

Решения о месте размещения и сооружении объектов регионального значения принимают органы Гос.власти субъектов РФ.

Решения о месте размещения и сооружении объектов местного значения принимают органы местного самоуправления.

Создание объекта строительства осуществляется в непрерывном инвестиционном процессе с момента возникновения идеи (замысла) до сдачи объекта в эксплуатацию.

По результатам положительного рассмотрения органом исполнительной власти Ходатайства (декларации) о намерения заказчик принимает решение о разработке Обоснований инвестиций

Действующее предприятие оказывает техногенное воздействие на все компоненты окружающей среды – на атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. На компоненты ОК оказывают влияние:

-масса и виды выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ;

-количество сбрасываемых сточных вод, их состав, степень очистки, условия сброса в водные объекты и параметры разбавления сточных вод;

-степень загрязнения поверхности земель;

-наименование и количество отходов, способы их удаления, складирования или утилизации.

При эксплуатации предприятий, зданий и сооружений должны предусматривать меры, обеспечивающие минимальные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Основным видом воздействия промышленных объектов на состояние воздушного бассейна является загрязнение атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ, тепла, водяного пара, аэрозолей, а также их влияние на микроклимат прилегающей территории. Загрязнение воздушного бассейна происходит в результате поступления в него продуктов сгорания топлива, выбросов газообразных и взвешенных веществ от различных производств промышленных объектов, выхлопных газов автомобильного транспорта, испарений из емкостей для хранения химических веществ и топлива, газообразных выделений свалок и полигонов захоронения промышленных отходов и т.п.

Во исполнение требований ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно- гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно – защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно – защитных зон определяется на основе расчетов рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны:

-обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов;

-внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

-планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнений;

-осуществлять учет выбросов вредных веществ в АВ и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ в АВ;

-соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных веществ в АВ;

-обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на АВ;

-обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих АВ отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной деятельности и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

-немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение АВ, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля.

Юридические лица и граждане при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод. При эксплуатации хозяйственной и других объектов запрещается:

-осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормами сточных вод;

-производить забор воды из водных объектов, существенно влияющие на их состояние;

-осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены ПДК, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРПОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ОСОБУЮ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИОБРИТАЮТ ВОПРОСЫ УДАЛЕНИЯ И СКЛАДИРОВАНИЯ, А В ДАЛЬнейшем утилизация и захоронения отходов производства.

Во исполнение требований закона «Об отходах производства и потребления» (ст11) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

-соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

- разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

-внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических технологий;

-проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

-проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

-представлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращение

с отходами;

-соблюдать требования предупреждений аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

-в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления.

Лица, которые допущенные к обращению с описными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами(сертификатами)на право работы с описными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

Предприятие должно внедрить и поддерживать в рабочем состоянии необходимые процедуры предотвращения экологических происшествий и потенциальных аварийных ситуаций. Они должны учитывать:

-аварийные выбросы;

-аварийные сбросы в воду и на землю;

-специфический эффект аварийных выбросов на окружающую среду и экосистему.

Аварийные планы разрабатываемые на предприятии должны включать в себя:

-организационные меры на случай аварии и ответственность за них;

-перечень ответственных лиц;

-подробные данные об аварийных службах (пожарном отделении), службах по борьбе с разливами и аварийными химическими загрязнениями и т.п.);

-планы внутренних и внешних сообщений;

-действия, предпринимаемые в случае различных видов аварий;

- информацию об опасных материалах, включая потенциальное воздействие всех потенциально опасных ингредиентов на окружающую среду, и перечень мер, которые необходимо предпринять в случае аварийного выброса;

-планы подготовки и проверки эффективности.

Предприятие должно анализировать и пересматривать, в случае необходимости , процедуры, касающиеся её подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации.

Деятельность предприятий – природопользователей осуществляемая с нарушением требований в области охраны окружающей среды может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ.

ФЗ №7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды (с изменениями на 9 мая 2005 года)

ФЗ№96 от 4 мая «об охране атмосферного воздуха»

Основным нормативным показателями экологичности предприятий, транспортных средств, производственного оборудования и технологических процессов являются ПДВ в атмосферу и ПДС в гидросферу. К нормативным показателям экологичности технических систем относятся также допустимые уровни физических воздействий (шума, вибрации, ЭПМ и т.д.),обеспечивающие ПДУ в селитебных зонах. Нормативные показатели являются основной для проведения экологической экспертизы. Реализация нормативных показателей достигается путем повышения экологичности проектов промышленных объектов, оборудования и технологических процессов

Законодательство в БЖД, нормативно-организационные требования