logo
ответы к госам

1. Принципы и методы менеджмента. Социально-психологические основы менеджмента.

Менеджмент - управление в рыночной системе хозяйствования.

Менеджмент - целенаправленное воздействие на организацию, рассматриваемую как систему.

Принципы - основные, исходные положения какой-либо теории, науки.

По Файолю:

1.Принцип разделения власти (передача полномочий).

Основная цель — повышение количества и качества производства

«при затратах тех же усилий».

2.Принцип ответственности власти.

3.Принцип дисциплины - усердие и повиновение установленному на предприятии порядку.

4.Принцип единства распорядительства (командования) — «только один начальник может давать распоряжения и приказы подчиненным».

5.Принцип единства руководства — один начальник и одна программа для совокупности операций, направленная на достижение одной и той же цели.

6.Принцип подчинения частных интересов общему.

7.Принцип вознаграждения - любое положительное действие должно быть вознаграждено.

8.Принцип иерархии — нет необходимости решать все вопросы на высшем уровне. Применение «уровня мостка».

9.Принцип порядка — материального, социального или «подходящий человек на надлежащем месте».

10.Принцип централизации — проблема централизации и децентрализации управления решается путем нахождения рационального соотношения, которое дает наилучший результат.

11.Принцип справедливости.

12.Принцип постоянства состава персонала - работнику нужно время для того, чтобы освоиться.

13.Принцип единения персонала — сплотить персонал, больше контактируя с ним.

14.Принцип инициативы — инициатива со стороны персонала должна быть поддержана и т. д.

Современные принципы:

1.Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении — распределение полномочий по принятию управленческих решений соответственно уровню управленческой пирамиды. Например, централизованные решения - определение целей и стратегии развития фирмы в целом; децентрализованные — оперативное управление на уровне начальника цеха, мастера, старшего мастера и т. д., то есть передача права принятия решения оперативному звену управления.

2.Оптимальность, экономичность - принимать решения с обязательной оценкой выгодности, экономичности для любой системы

3.Целенаправленность управления - любое управленческое действие непременно сопряжено с ориентацией на достижение поставленной цели.

4.Комплексность - рассмотрение и решение задач управления во взаимосвязи и целостности.

5.Демократизация управления. Этот принцип основан на корпоративной организации собственности.

Методы управления - это способы и формы целенаправленного воздействия субъекта управления (менеджера) на объект управле­ния (персонал).

Все способы воздействия на персонал должны учитывать интересы коллектива и отдельных людей.

Экономические методы — это методы хозяйствования, основанные на объективных экономических законах и интересах общества.

Цены оказывают влияние на прибыль, которая, в свою очередь, оказывает влияние на величину фондов предприятия, в том числе на поощрительные фонды, заработную плату.

Организационно-распорядительные методы являются необходимым дополнением к экономическим методам. Эти методы регламентируют сроки исполнения и круг лиц, ответственных за каждый участок рабо­ты, а также конкретные формы контроля исполнения.

К их числу относятся:

1) метод организационного воздействия. Он включает:

• метод организационного инструктирования: позволяет ответить на вопрос, как выполнить функцию, то есть определяет порядок дей­ствия и выступает в виде должностных инструкций, методических ука­заний (например, инструкции по приемке продукции);

2) метод распорядительного воздействия, используемый при возник­новении отклонений от запланированных способов выполнения ра­бот. Каждое организационное воздействие (приказ, распоряжение, устное указание) должно быть дополнено рас­порядительным воздействием, без которого оно не может получить юридической силы.

Правовые методы предполагают использование различных санкций (ненарушимых постановлений) за нарушение или невыполнение пра­вовых актов.

Они делятся на:

Социально-психологические методы воздействуют на систему управ­ления через разнообразные стимулы, мотивы. Они охватывают следующие области:

Важнейшими социально-психологическими аспектами управления являются лидерство, влияние и власть.

Лидерство — это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организа­ции самым эффективным и успешным способом. Для успешного лидерства необходимо наличие власти.

Влияние — это поведение индивида, вносящее изменение в поведе­ние другого индивида. Способы оказания влияния:

Власть — это реальная возможность влиять на поведение людей. Различают следующие формы власти:

  1. Власть, основанная на принуждении (влияние, основанное на страхе). Такая форма власти предусматривает осознание работни­ком (исполнителем) вероятности быть в чем-то ущемленным, на­казанным или лишенным возможности удовлетворить какие-либо свои потребности.

  2. Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положи­тельное подкрепление), — это власть, которая позволяет работнику надеяться на вознаграждение и получение возможности удовлетво­рения каких-либо потребностей, что может обеспечить влияющий человек.

  3. Экспертная власть (влияние на основе разумной веры) обуслов­лена осознанием работником (исполнителем) того факта, что влияю­щий человек обладает опытом и специальными знаниями, благодаря которым может быть удовлетворена некая потребность.

  4. Эталонная власть (влияние с помощью харизмы) характеризует­ся тем, что работник (исполнитель) хочет быть похожим своими дей­ствиями, а иногда и внешностью на влияющего человека, поскольку тот обладает особо привлекательными свойствами.

Харизма — это власть, которая строится на силе собственных ка­честв и способностей, а не на логике и традиции. Харизматическим личностям присущи следующие особенности:

  1. Законная (традиционная) власть строится на осознании работ­ником (исполнителем) того, что влияющий человек наделен правами приказывать, а он обязан подчиняться. Такая власть реализуется че­рез привитые культурой и традициями ценности.