1. Принципы и методы менеджмента. Социально-психологические основы менеджмента.
Менеджмент - управление в рыночной системе хозяйствования.
Менеджмент - целенаправленное воздействие на организацию, рассматриваемую как систему.
Принципы - основные, исходные положения какой-либо теории, науки.
По Файолю:
1.Принцип разделения власти (передача полномочий).
Основная цель — повышение количества и качества производства
«при затратах тех же усилий».
2.Принцип ответственности власти.
3.Принцип дисциплины - усердие и повиновение установленному на предприятии порядку.
4.Принцип единства распорядительства (командования) — «только один начальник может давать распоряжения и приказы подчиненным».
5.Принцип единства руководства — один начальник и одна программа для совокупности операций, направленная на достижение одной и той же цели.
6.Принцип подчинения частных интересов общему.
7.Принцип вознаграждения - любое положительное действие должно быть вознаграждено.
8.Принцип иерархии — нет необходимости решать все вопросы на высшем уровне. Применение «уровня мостка».
9.Принцип порядка — материального, социального или «подходящий человек на надлежащем месте».
10.Принцип централизации — проблема централизации и децентрализации управления решается путем нахождения рационального соотношения, которое дает наилучший результат.
11.Принцип справедливости.
12.Принцип постоянства состава персонала - работнику нужно время для того, чтобы освоиться.
13.Принцип единения персонала — сплотить персонал, больше контактируя с ним.
14.Принцип инициативы — инициатива со стороны персонала должна быть поддержана и т. д.
Современные принципы:
1.Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении — распределение полномочий по принятию управленческих решений соответственно уровню управленческой пирамиды. Например, централизованные решения - определение целей и стратегии развития фирмы в целом; децентрализованные — оперативное управление на уровне начальника цеха, мастера, старшего мастера и т. д., то есть передача права принятия решения оперативному звену управления.
2.Оптимальность, экономичность - принимать решения с обязательной оценкой выгодности, экономичности для любой системы
3.Целенаправленность управления - любое управленческое действие непременно сопряжено с ориентацией на достижение поставленной цели.
4.Комплексность - рассмотрение и решение задач управления во взаимосвязи и целостности.
5.Демократизация управления. Этот принцип основан на корпоративной организации собственности.
Методы управления - это способы и формы целенаправленного воздействия субъекта управления (менеджера) на объект управления (персонал).
Все способы воздействия на персонал должны учитывать интересы коллектива и отдельных людей.
Экономические методы — это методы хозяйствования, основанные на объективных экономических законах и интересах общества.
Цены оказывают влияние на прибыль, которая, в свою очередь, оказывает влияние на величину фондов предприятия, в том числе на поощрительные фонды, заработную плату.
Организационно-распорядительные методы являются необходимым дополнением к экономическим методам. Эти методы регламентируют сроки исполнения и круг лиц, ответственных за каждый участок работы, а также конкретные формы контроля исполнения.
К их числу относятся:
1) метод организационного воздействия. Он включает:
метод организационного регулирования: определяет границы управления на каждом уровне управления.
метод организационного нормирования: позволяет создать системы различных нормативов:
организационные нормативы: размеры партий, деталей, изделий;
технические нормативы: стандарты, ГОСТы;
экономические нормативы: норма амортизации, норма расходования материалов;
нормативы управленческой системы: норма управляемости, сроки представления отчетов, правила внутреннего распорядка;
информационные нормативы: базируются на анализе потоков информации и определении информационной емкости сообщений, анализе порядка прохождения информации;
• метод организационного инструктирования: позволяет ответить на вопрос, как выполнить функцию, то есть определяет порядок действия и выступает в виде должностных инструкций, методических указаний (например, инструкции по приемке продукции);
2) метод распорядительного воздействия, используемый при возникновении отклонений от запланированных способов выполнения работ. Каждое организационное воздействие (приказ, распоряжение, устное указание) должно быть дополнено распорядительным воздействием, без которого оно не может получить юридической силы.
Правовые методы предполагают использование различных санкций (ненарушимых постановлений) за нарушение или невыполнение правовых актов.
Они делятся на:
дисциплинарные;
материальные;
административные;
уголовно-правовые.
Социально-психологические методы воздействуют на систему управления через разнообразные стимулы, мотивы. Они охватывают следующие области:
повышение мотивации на результативность труда;
развитие социальных потребностей и интересов;
повышение деловой активности;
усиление ответственности работников за выполнение задания;
повышение квалификации при росте карьеры;
предотвращение и устранение конфликтных ситуаций и т. д.
Важнейшими социально-психологическими аспектами управления являются лидерство, влияние и власть.
Лидерство — это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации самым эффективным и успешным способом. Для успешного лидерства необходимо наличие власти.
Влияние — это поведение индивида, вносящее изменение в поведение другого индивида. Способы оказания влияния:
посредством идейного воздействия;
путем насилия и угроз.
Власть — это реальная возможность влиять на поведение людей. Различают следующие формы власти:
Власть, основанная на принуждении (влияние, основанное на страхе). Такая форма власти предусматривает осознание работником (исполнителем) вероятности быть в чем-то ущемленным, наказанным или лишенным возможности удовлетворить какие-либо свои потребности.
Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление), — это власть, которая позволяет работнику надеяться на вознаграждение и получение возможности удовлетворения каких-либо потребностей, что может обеспечить влияющий человек.
Экспертная власть (влияние на основе разумной веры) обусловлена осознанием работником (исполнителем) того факта, что влияющий человек обладает опытом и специальными знаниями, благодаря которым может быть удовлетворена некая потребность.
Эталонная власть (влияние с помощью харизмы) характеризуется тем, что работник (исполнитель) хочет быть похожим своими действиями, а иногда и внешностью на влияющего человека, поскольку тот обладает особо привлекательными свойствами.
Харизма — это власть, которая строится на силе собственных качеств и способностей, а не на логике и традиции. Харизматическим личностям присущи следующие особенности:
при общении с ними создается впечатление, что они излучают энергию и заряжают ею других;
обладают привлекательной внешностью и манерами;
демонстрируют независимость характера;
отличаются риторическими способностями, ораторским талантом;
собственная личность вызывает у них восхищение, но явной надменности, себялюбия и амбиций не проявляется;
их отличают достойная и уверенная манера держаться, умение владеть собой и ситуацией.
Законная (традиционная) власть строится на осознании работником (исполнителем) того, что влияющий человек наделен правами приказывать, а он обязан подчиняться. Такая власть реализуется через привитые культурой и традициями ценности.
- 1. Основной механизм поддержания устойчивой жизнедеятельности организма.
- 2.Обмен веществ: виды и этапы метаболизма.
- 3. Образование, накопление и расход энергии, обеспечивающий жд организма.
- 4. Суточная потребность организма в энергии, способ приближенной оценки
- 5 Работоспособность, утомление и восстановление в процессе трудовой деятельности
- 6. Анализаторы: виды, строение, основные характеристики
- 1 Классификация опасных и вредных производственных факторов
- 2 Физические критерии и принципы установления норм (нормирование) овпф
- 3 Оптимальные и допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений в зависимости от категории работ
- 4 Ионизирующие излучения. Характер воздействия, критерии оценки.
- 5. Вредные вещества, их классификация и биологическое действия
- 1 Виды прогнозов загрязнения окружающей среды. Особенности построения краткосрочных и долгосрочных прогнозов.
- 2. Принципы организации системы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха. Виды постов по контролю.
- 3. Организация системы мониторинга загрязнения поверхностных вод. Принципы размещения пунктов наблюдения.
- 4. Принципы организации системы мониторинга загрязнения почв с/х районов и городских территорий
- 5. Методы и средства контроля среды обитания (контактные, дистанционные, биологические).
- 1. Влияние отраслей экономики на состояние окружающей среды
- 2. Воздействие негативных факторов на человека и техносферу
- 4. Характеристика основных загрязняющих веществ и механизм их образования.
- 5. Характеристика промышленного техногенеза в одной из отраслей промышленности
- 2. Структура, органы управления и режимы функционирования Российской системы по чс (рсчс).
- 3. Инженерная защита населения.
- 4. Общие понятия устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время.
- 6. Психологическая подготовка населения к действиям в чс.
- 1. Классификация впф.
- 3. Меры профилактики профессиональных заболеваний, отравлений.
- 4. Основные принципы гигиенической классификации условий труда по степени вредности, тяжести и напряженности трудового процесса.
- 5. Гигиенические требования к организации рабочих мест пользователей пэвм.
- 6.Производственная вентиляция. Классификация. Очистка воздуха от пыли и вредных веществ.
- 1. Правовые и нормативные основы государственной экспертизы условий труда в рф
- 2. Органы надзора и контроля в области условий и охраны труда, промышленной безопасности. Задачи и функции
- 3. Система сертификации работ по охране труда в организациях (ссот) Основная цель, задачи, функции.
- 4. Объекты сертификации в Системе сертификации работ по охране труда в организациях (ссот). Организационная структура ссот. Функции органов по сертификации (ос) и испытательных лабораторий (ил).
- 5. Порядок проведения сертификации работ по охране труда в организациях.
- 6.Правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий
- 1.Физико-химические основы горения.
- 2. Теория горения: тепловая, диффузионная, цепная.
- 3. Условия возникновения и развития процессов горения.
- 1. Основные понятия в области безопасности труда (опасность, безопасность, безопасность труда, риск, приемлемый риск, эргономика).
- 4. Взрывы: типы взрывов, классификация.
- 3. Структура, основные функции и права Ростехнадзора.
- 4. Общие требования безопасности при выполнении работ повышенной опасности.
- 5. Обеспечение электробезопасности на предприятии.
- 6. Организация пожарной безопасности на предприятии.
- 7. Сертификация работ по охране труда в организации (порядок сертификации, знак безопасности).
- 8. Обеспечение безопасности при выполнении работ на высоте и верхолазных работ.
- 9. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
- 10. Общие требования безопасности при эксплуатации паровых и водогрейных котлов, сосудов, находящихся под давлением.
- 1. Диаграммы причинно-следственных связей, как модели процессов в системе
- 2. Основные этапы системного анализа
- 1.Цели, задачи и принципы экологической экспертизы.
- 2.Экологические требования при размещении, проектировании строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.
- 1.Законодательство и нормативно – технические основы безопасности жизнедеятельности
- 2. Государственные требования в области охраны труда.
- 3. Федеральный закон «о техническом регулировании».
- 4. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.
- 5.Порядок расследования профессиональных заболеваний.
- 6. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- 7. Порядок возмещения вреда, причиненного здоровью работника на производстве.
- 8. Система управления от на предприятии.
- 9. Инструкция по от в организации.
- 10. Государственный надзор и контроль в области от.
- 11. Государственная система управления охраной труда и деятельностью в чс
- 12. Инструктирование и обучение работников организации по от.
- 13. Аттестация рабочих мест по условиям труда, Льготы и компенсация за особые условия труда.
- 1. Классификация аварий и катастроф. Статистика арий и катастроф
- 2. Прогнозирование аварий и катастроф
- 3. Основы теории риска. Анализ риска. Управление риска.
- 1. Принципы и методы менеджмента. Социально-психологические основы менеджмента.
- 2. Государственная система управления охраной окружающей среды
- 3.Экономическая оценка эффективности природоохранных мероприятий. Сущность и процесс принятия экологических решений
- 4. Оценка экономической эффективности внедрения средств обеспечения безопасности
- 1. Классификация и основные применения экобиозащитной техники и технологий
- 2. Химические методы очистки воздуха
- 3. Системы очистки сточных вод
- 4. Принципы и методы защиты от шума жилых зданий, территорий жилой постройки