logo
ответы к госам

8. Система управления от на предприятии.

ГОСТ Р 12.0.006-2002 CCБТ «Общие требования к системе управления охраной труда в организации» от 01.01.2003г определяет, что Система управления охраной труда, соответствующая требованиям настоящего стандарта, предназначена для реализации организацией своей политики и задач в области охраны труда и оценки ее деятельности в этой области сторонними организациями.

В иерархическом построении системы государственного управления охраной труда объектами управления являются организации всех организационно – правовых форм собственности (работодатели). Все вышестоящие над ними управляющие органы выступают как субъекты управления. Внутри организации действует своя система управления охраной труда. Здесь объектами управления являются рабочие места работников, а все службы, обеспечивающие охрану труда на рабочих местах, выполняют роль субъектов управления. Они несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда. В целом же безопасность труда в организации возлагается на работодателя. Его обязанности четко изложены в ст.212 ТК РФ.

Функции управления охраной труда на предприятии включают:

•планирование работ по охране труда;

•организация работы по охране труда;

•контроль за состоянием охраны труда;

•учет, анализ, оценка показателей и стимулирование за состояние охраной труда.

Задачи управления системой охраны труда на предприятии должны включать:

•обучение работающих безопасности труда, пропаганда вопросов охраны труда;

•обеспечение безопасности производственного оборудования;

•обеспечение безопасности производственных процессов;

•обеспечение безопасности зданий и сооружений;

•нормализация санитарно – гигиенических условий труда;

•обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

•обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха, предоставление льгот и компенсаций;

•организация лечебно – профилактического обслуживания работающих;

•санитарно – бытовое обслуживание работающих;

•профотбор по отдельным специальностям, обучение, пропаганда, информационное обеспечение.

Назначение системы управления охраной труда на предприятии – это организация и координация деятельности по охране труда структурных подразделений. Система управления охраной труда должна быть одним из звеньев общей системы управления хозяйственной деятельности предприятия. Управление – это система взаимосвязанных видов производственной деятельности людей с помощью различных информационных и технических средств для достижения цели. Любая система формально складывается из совокупности элементов, таких как ввод, выход, объект управления, управляющие воздействия, информационные потоки. Входящий потоке должен трансформироваться на выходе как результат определенных воздействий на объект управления.

В качестве объекта управления рассматриваются условия безопасности труда, а точнее, управление этими факторами в сторону положительного их воздействия на работающих и нейтрализации негативных факторов.

Типичная схема управления охраной труда в организации представляется в следующем виде:

• разработка локальных документов по охране труда (стандарты предприятия по организации работы по охране труда с распределением обязанностей между руководством предприятия, руководителями структурных подразделений, установлением их ответственности, другая документация);

• организационная деятельность по внедрению Системы управления охраной труда совместно или с участием профсоюзной организации (проведение всех видов инструктажей по охране труда, повышение квалификации работников и обучение их по охране труда, подготовка и заключение коллективного договора и соглашения по охране труда, организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и т.д.);

• создание и укрепление служб охраны труда, обучение и аттестация специалистов по охране труда;

• проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда;

• обеспечение технической безопасности работ, реконструкция производственных объектов, улучшение санитарно – бытового обслуживания работников;

• обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

• контроль за соблюдением требований по охране труда;

• ведение документации по охране труда.

Система управления охраной труда и промышленной безопасности (СУОТ и ПБ)

Система управления охраной труда и промышленной безопасности (СУОТ и ПБ) создается с целью регулирования вопросов обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов и охраны труда персонала. СУОТ и ПБ представляет собой комплекс методов, способов и мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов (ОПО).

Система обеспечения безопасности производства определяет цели, задачи, организацию и порядок соблюдения на предприятии требований промышленной безопасности и охраны труда, содержащиеся в Федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в нормативных технических документах.

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда и промышленную безопасность ОПО, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда и промышленной безопасности (СУОТ и ПБ) в соответствии с установленными требованиями.

Для контроля за работой системы СУОТ и ПБ на предприятии должны проводиться внутренние аудиты по безопасности труда персонала. Разработка планов проведения внутренних аудитов должна основываться на результатах оценки производственных рисков и результатов предыдущих внутренних проверок системы СУОТ и ПБ. Внутренние аудиты по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за безопасность труда персонала.

Внедрение системы управления охраной труда и промышленной безопасности (СУОТ и ПБ) и ее функционирование в порядке, предусмотренным законодательством, может быть обеспечено только при условии, что в этом будут участвовать все звенья управления организации и ее работники.

Работа по улучшению условий и охраны труда в организации предусматривает совместные действия работодателя, работников, соответствующих профсоюзных органов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Обязанности, функции и права сторон, участвующих в данном процессе, определены законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда.

Системы управления охраной труда (СУОТ) и управления промышленной безопасностью (СУПБ) входят в СУОТи ПБ как самостоятельные, но взаимосвязанные подсистемы

Структура системы управления охраной труда и промышленной безопасности включает в себя все производственные подразделения и службы предприятия, которые участвуют в разработке и реализации мероприятий по созданию безопасных и здоровых условий труда (каждый на своем уровне). Эта структура характеризуется составом служб и подразделений, составом и разделением между ними задач и функций по управлению охраной труда, а также средств, необходимых для их выполнения. Элементами системы являются мероприятия, технические средства, нормативно – технические документы, формирующие систему и обеспечивающие нормальное ее функционирование.