logo
грищук

1.2. Христианство о роли труда в жизни человека

Труд как проклятие

В понимании смысла труда и его роли в цивилизационном развитии, трансформируясь и меняя аргументацию, исторически сложились два основных полярных подхода. Первый из них, восходящий к древним римлянам, грекам, евреям, оформился в ранних библейских доктринах как «проклятие человеческому роду», его наказание за первородный грех.

В третьей главе книги Бытия Моисея изложена суть этого взгляда на труд человеческий. В 15 Псалме провозглашается: «...проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей». И еще более точный и жесткий смысл, не оставляющий никакой иной интерпретации на роль труда в жизни человека, провозглашается в последующем псалме: «В поте лица своего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю...». Призывы трудиться ради хлеба насущного содержатся в Ветхом завете и среди притчей Соломоновых: «ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает», «ленивый не жарит себе дичи», «от всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб». Во многих местах Ветхого завета звучат призывы, направленные против праздности и лени: «Должны ли мы одни ходить праздно, когда всякое творение так прилежно».

В соответствии с этой идиомой человек своим трудом может обеспечить только свое биологическое существование и не способен достигнуть высоких целей, ибо процессом труда только искупается грех.

Следует заметить, что все религии, быть может, за исключением христианства, смотрят на мир, на земную жизнь, как на «зло», с которым человек вынужден мириться. Отсюда и отношение к труду, особенно к труду физическому, несет печать презрительности и высокомерия. Даже католическая теология, разрабатывая сложнейшие категоризированные системы, в которых космографическое пространство накладывалось на пространство духовно-нравственное и социальное, определило в этих схоластических построениях место труду в соответствии с профессиональной иерархией, сконструированной по соотношению умственного и физического труда, носящей, по существу, кастовый характер. В этой теологической конструкции католицизм на первую ступеньку помещал тех, кто ближе стоял к богу, и чей труд, соответственно, оценивался значительно выше. На низшей ступени стояли простые люди, труд которых имел наиболее низкий рейтинг.