logo search
ГОСЫ

16. Влияние электронной коммерции на экономику

Влияние электронной коммерции на экономику уже началось и в скором времени будет всеобъемлющим, затрагивающим как коммерческие компании, так и общество в целом. Проблема насыщения рынка типовыми

товарами в основном решена. Теперь же потребитель желает приобретать продукцию не просто дешевую и высококачественную, но и удовлетворяющую его специфическим требованиям, которые меняются с течением времени. Тем самым определяющим фактором стала способность производителей увязывать персональные покупательские предпочтения с системой производства и планирования, т.е. речь идет о фактически индивидуальных заказах при сохранении доступности цен и высоком уровне качества. Именно эту проблему и призваны эффективно решать технологии электронной коммерции. Эти технологии с помощью Интернета, как транспортной среды, предоставляют производителям доступ к максимальной аудитории потребителей со всеми их разнообразными предпочтениями, а потребителям, в свою очередь, дается возможность вводить свои заказы в отлаженную систему управления производством. Этим самым электронная коммерция вносит существенные изменения в распределительно-обменную сферу всего цикла воспроизводства, делая ее главенствующей и наиболее прибыльной.

2. Главное преимущество электронной коммерции перед традиционным бизнесом состоит в том, что ее технологии значительно, на десятки процентов, а в отдельных случаях на порядок, сокращают трансакционные издержки. При нынешней тенденции роста трансакционных издержек именно технологии электронной коммерции, как было показано в исследовании, способны шаг за шагом снижать трудоемкость процедур во внутрифирменных бизнес-процессах, т.е. непосредственно трансакционных издержек. В этом состоит особая роль электронной коммерции в экономических процессах современности.

3. Рассматривая место электронной коммерции в современном мире целесообразно обратиться к теории последовательной смены технологических укладов. При этом важно подчеркнуть, что авторы теории исходили из того, что зарождение нового технологического уклада

происходит в условиях ориентации общества на традиционный тип потребления, а фаза роста нового технологического уклада сопровождается не только снижением издержек производства, но и перестройкой экономических оценок в соответствии с условиями его воспроизводства. Теперь же парадигма развития поменялась - если раньше потребитель потреблял то, что могло быть произведено в рамках технологий соответствующего уклада, то теперь потребитель диктует свои

условия производителю, а инструментом этого диктата являются «технологии электронной коммерции.

10 лет назад, когда в состав технологий формирующегося ядра •шестого уклада обычно включали биотехнологию, космическую технику и тонкую химию, электронная коммерция еще только входила в мир. Сегодня же электронная коммерция уже доказала свою значимость не только в снижении трансакционных издержек, но и в принципиально ином решении распределительно-обменных задач в интересах ускорения экономического развития общества. Поэтому, по нашему мнению, она должна быть включена в этот перечень технологий формирующегося ядра шестого уклада. Более того, с учетом рассмотренных в работе свойств и преимуществ технологий электронной коммерции, можно утверждать, что ее технологии являются не просто одним из составляющих ядра шестого уклада, а феноменом, смещающим доминанту развития с чисто технологических аспектов уклада в распределительно-обменную сферу *

всего цикла воспроизводства. Таким образом, место электронной коммерции в современном мире состоит в том, что ее технологии придают новое качество шестому укладу, связанное с возрастанием роли обменно-распределительных процессов в цикле воспроизводства, принципиально отличающее его от пяти предыдущих.

4. В настоящее время в России сформировался целый ряд факторов, определяющим образом влияющих на развития электронной коммерции:

географический фактор (территория, требующая экономической интеграции на федеральном уровне и уменьшения влияния ограничений, связанных с удаленностью субъектов российского рынка, на их экономическую деятельность);

необходимость повышения степени интеграции России в мировые информационные и экономические процессы;

необходимость сокращения совокупных торговых издержек в интересах повышения конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке, повышения управляемости экономическими процессами в целом и торговлей в частности, улучшения контроля и достижения необходимой степени контролируемости торговых операций фискальными органами в интересах увеличения государственного бюджета;

традиционно сложившийся и постоянно поддерживаемый высокий уровень образования в высшей школе России;

динамичное развитие необходимой технической и технологической базы, включая широкое внедрение в практику компьютеров и современных средств информатизации, определенный уровень развития средств телекоммуникаций, информационных сетей и выход в мировое информационное пространство;

наличие определенных разработок банковских технологий, направленных на дистанционное обслуживание межбанковских и клиентских операций;

наличие технических решений и средств обеспечения криптографической защиты информации и информационной безопасности участников торговых отношений (производителей, поставщиков продукции, покупателей, банков, страховых компаний и т.д.).

Вместе с тем, в настоящее время для товарных рынков Российской Федерации характерны низкий уровень культуры рыночных отношений, несовершенное нормативно-правовое обеспечение, недостаточное развитие информационной структуры товарных рынков, высокая степень монополизации экономики, несовершенство системы финансовых и кредитных отношений.

5. Можно ожидать, что в ближайшие годы развитие российского рынка электронной коммерции будет характеризоваться следующими тенденциями:

• внедрение систем электронной коммерции в России будет происходить труднее, чем на Западе, в силу низкого базового уровня автоматизации предприятий и потребует большего участия крупных системных интеграторов;

• в связи с большой географической протяженностью страны и низкой плотностью кабельных систем мобильные системы телекоммуникаций будут развиваться опережающими темпами;

• создание систем электронной коммерции на большинстве предприятий будет происходить практически одновременно с внедрением систем автоматизации производственной и управленческой деятельности самого предприятия.

6. На современном этапе развития России нужны инновационные формы деятельности, нужны новые, прорывные подходы к созданию современных систем образования, финансов и промышленности. Именно инновации рождают высокие технологии, без которых и невозможен этот прорыв.

Поэтому сегодня крайне необходима ревизия нашего интеллектуального потенциала, надо показать наш интеллектуальный товар лицом как внутренним, так и внешним инвесторам, повысить его капитализацию.

Повышение капитализации интеллектуальной собственности - это задача инновационной политики государства. При этом надо учитывать, что инновационная деятельность невозможна без модернизации системы образования. Это вытекает из самой сути инноваций как отхода от стереотипов, принятия парадоксальных решений. В этих условиях молодежь надо учить мыслить проблемно, формировать умение действовать коллективно.

Применение инноваций в промышленности требует серьезных перемен в инвестиционной политике - речь идет о создании реальных бюджетов развития. Средства бюджетов должны пойти на коренное изменение ситуации, на создание новых производств, новых технологий. Технологии электронной коммерции, являясь нематериальным активом, непосредственно влияют на скорейший рост капитализации компаний, так как доля нематериальных активов в структуре цены компаний является определяющей.

7. Управленческий аспект электронной коммерции целесообразно рассматривать в двух плоскостях - на государственном уровне и на уровне хозяйствующего субъекта. Такой подход обусловлен тем, что в настоящее время без государственной поддержки невозможно эффективное развитие и становление электронной коммерции.

Под государственной поддержкой электронной коммерции необходимо понимать создание системы мер, осуществляемых государством, в интересах определения целей и приоритетов электронной коммерции; формирования ее нормативно-правовой базы, в том числе исключающей уклонение от уплаты налогов и несанкционированного увода капиталов за рубеж; системы лицензирования деятельности и сертификации средств, а также создание международно признанной системы стандартизации в области информационного обмена, обеспечивающего банковские, торговые, таможенные, страховые и другие операции в электронной коммерции. В качестве первоочередных задач управления на государственном уровне можно отметить острейшую необходимость скорейшего формирования нормативно-правовой базы электронной коммерции и целесообразность сосредоточения основных усилий при реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия» на разработке и внедрении автоматизированных систем закупок для государственных нужд, а также подготовке специалистов и квалифицированных пользователей этими технологиями.

Что касается рекомендаций хозяйствующему субъекту, то можно сделать по крайней мере два вывода, имеющих принципиальное значение, а именно: а) создание конкурентных преимуществ за счет использования технологий электронной коммерции должно быть поставлено на поток, т.е. нельзя останавливаться на достигнутом; б) конкурентные преимущества надо искать вне контекста, созданного в прошлом, а связывать их исключительно с перспективными направлениями в бизнесе, основанными на новых технологиях. В управленческом аспекте эти выводы могут стать определяющими в деятельности менеджмента компании.