8.Интегрированные структуры в сфере коммерции
В современной практике существуют многочисленные организационные формы развития и объединения корпоративных образований, различающихся в зависимости от целей объединения, характером отношений между участниками, характером хозяйственной деятельности и финансовой основой формирования и функционирования.
Как отмечает Б. Клейнер, интегрированная структура представляет собой хозяйственный субъект, создающий определённый институт, то есть относительно устойчивые по отношению к изменяющемуся поведению или интересам отдельных субъектов и их групп, а также продолжающие действовать в течение значительного периода времени формальные и неформальные нормы, либо системы норм, регулирующие принятие решений, деятельность и взаимодействие социально-экономических субъектов (физических и юридических лиц, организаций) и их групп [6].
Исследователем выделяются следующие особенности функционирования интегрированных структур как социальных институтов:
– они вырабатывают формальные (корпоративное право) и неформальные (организационная культура) регулирующие нормы;
– эти нормы определяют порядок принятия решений, деятельность и взаимодействие агентов интегрированной структуры;
– нормы действуют в течение длительного времени и являются устойчивыми по отношению к образцам поведения отдельных агентов интегрированной структуры;
– они распространяются на всех агентов – юридические лица в составе интегрированной структуры, менеджеров, акционеров и т.д., как физические лица, их группы и ассоциации.
С позиций теории стратегического менеджмента интегрированные образования исследовали А.А. Дынкин и А.А. Соколов, [4] А. Радыгин, [11] Я. Паппэ, [10] указывая на их потенциал сохранять свою целостность в неравновесном состоянии в условиях быстрых и непредсказуемых изменений кризисной внешней среды.
Наиболее распространенными организационными формами современных корпоративных образований являются картели, синдикаты, консорциумы, интегрированные бизнес-группы, холдинги, стратегические альянсы, франчайзинговые объединения, концерны, кластеры, гибкие виртуальные корпорации, цепи поставок и др.
Анализ сущности и специфики данных форм корпоративных образований позволяет сделать вывод, что интегрированные структуры различаются:
– по длительности взаимодействия: от временных объединений для решения отдельной задачи (консорциум) – до долгосрочных объединений (стратегические альянсы, кластеры);
– по степени самостоятельности участников: от жестко центрированных (концерн, корпорация) – до равноправных (цепи поставок, сетевая интеграция);
– по составу участников: от производственно-сбытовых объединений (картели, синдикаты) – до объединений комплексного формата, включающих широкий круг участников – предприятия, НИИ и КБ, финансово-кредитные учреждения, инфраструктурные организации (кластеры, сетевые структуры). Соответственно состав участников различается и по юридическому статусу: ряд интегрированных структур предполагает участие как частных, так и государственных предприятий и организаций.
Современные исследования в данной области позволяют выявить основные тенденции, определяющие развитие интеграционных образований в современной экономике.
Во-первых, ставка на синергетический эффект.
Один из наиболее распространенных катализаторов интеграции, упоминаемый в современных исследованиях, – эффект синергии [2]. Суть его в том, что у интегрированной структуры появляется возможность использования преимуществ (синергий), возникающих в результате объединения ресурсов нескольких хозяйствующих субъектов. Иными словами, в качестве основного эффекта интеграции рассматривается превышение стоимости образовавшейся корпоративной структуры по сравнению с суммой стоимостей ее участников до интеграции.
Как отмечает Ю. Клепиков, эффект роста стоимости компании вызывается действием более частных синергий: [7]
– экономия маркетинговых, административных и других операционных издержек, обусловленная увеличением масштабов деятельности и централизацией отдельных служб;
– эффект комбинирования взаимодополняющих ресурсов: каждый из участников интегрированной структуры получает доступ к нужным ресурсам (сырью, инвестициям, научно-исследовательским разработкам и т.д.) на более выгодных условиях, чем рыночные;
– увеличение размеров рыночной ниши корпорации;
– возможность использования схем минимизации налогообложения;
– диверсификация активов (как способ снижения коммерческих рисков и стабилизации доходности операций компании).
Во-вторых, ставка на базовые и ключевые компетенции участников.
Исследователи отмечают изменения в самом институте интеграции. Так, по мнению В. Кондратьева и Ю. Куренкова, в настоящее время под влиянием процессов глобализации капитала, коммуникаций, информационных и человеческих ресурсов стали формироваться черты «новых корпораций», в числе которых отмечается [8]:
– рост доли в активах человеческого капитала и «невещных» элементов (патентов, брендов и пр.);
– усиление гибкости в контактах с сотрудниками, партнерами, другими участниками интеграционного объединения;
– «размывание» границ компании и пр.
При этом устойчивость интегрированных структур определяется следующими положениями :
1) достигнут компромисс стратегических интересов участников структуры, выработано стремление к оперативному разрешению возникающих противоречий;
2) совокупный эффект от деятельности интегрированной структуры превышает сумму эффектов от независимого функционирования организаций до интеграции;
3) эффекты от интеграции соответствуют ожиданиям каждого из участников интегрированной структуры.
Соответственно при приятии решения о вхождении в интегрированную структуру ее потенциальным участником такое решение будет положительным только в том случае, если субъектов интеграции устраивает ожидаемая от интеграции выгода, иначе вся структура не сможет быть устойчивой. Это, в свою очередь, означает, что каждый участник интегрированного объединения должен обладать набором не только базовых компетенций (необходимых, но не достаточных для вхождения в интегрированную структуру), но и иметь ключевые, исключительные компетенции, определяющие роль и место субъекта в интегрированной структуре. Специфика указанных видов компетенций раскрыта в современных публикациях .
В-третьих, ставка на смешанные формы собственности.
В современной экономике государственные органы либо выступают организаторами проведения интеграции, либо не препятствуют включению в состав корпоративных структур, формируемых по инициативе частного бизнеса, предприятий с государственным участием в акционерном капитале .
При этом отмечается, что одним из важнейших элементов политики государственного регулирования является создание крупных интегрированных структур с государственным участием для реализации приоритетных направлений развития (в первую очередь – промышленности), вследствие концентрации научно-технического и производственного потенциалов, а также разработки и финансирования за счет бюджетных средств научно-технических проектов и стратегических программ развития .
Исследователи перспектив дальнейшего развития интеграционных образований подчеркивают активность государства на уровне стратегических интеграционных процессов, особенно в наиболее важных отраслях . Так, в России в целях содействия развитию отечественной промышленности, ключевым направлением выделено развитие форм стратегического государственно-частного партнерства. Образование в 2007 году Государственной корпорации «Ростехнологии» позволило сконцентрировать ресурсы отдельных компаний для выполнения наиболее важных государственных проектов в целях укрепления позиции России на международном рынке . На сегодняшний день в состав корпорации входят 439 организаций различных отраслей промышленности .
Таким образом, в данном исследовании установлено:
• Интегрированные структуры в современной экономике различаются по длительности взаимодействия, по степени самостоятельности участников, по составу участников.
• Основными тенденциями, определяющими развитие интеграционных образований в современной экономике, являются: ставка на синергетический эффект, на компетенции участников, на смешанные формы собственности.
- 1.Организационно- правовые формы предприятий в сфере коммерции
- 2. Хозяйственные товарищества, как организационно- правовая форма субъектов коммерции: понятие, виды общность и отличительные черты
- 5. Формирование уставного капитала предприятия в сфере коммерции
- 6. Субъекты и критерии малого и среднего предпринимательства в сфере коммерции
- 7.Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
- 8.Интегрированные структуры в сфере коммерции
- 9. Роль безналичных расчетов в коммерческой деятельности
- 10. Роль кредита в коммерческой деятельности
- 11. Роль коммерческих банков в развитии коммерческой деятельности
- 14. Коммерческая информация и коммерческая тайна
- 16. Влияние электронной коммерции на экономику
- 17. Сущность и классификация электронных магазинов
- 19 Содержание страхования и его значение в коммерческой деятельности субъектов рынка.
- 20.Цели, функции и задачи коммерческой службы производственного предприятия.
- 21. Информационное обеспечение управления коммерческой деятельностью предприятия. Автоматизация торговли.
- 23. Стимулирование сбыта как один из прогрессивных приемов, направленный на достижение коммерческого успеха.
- 24. Системный подход к формированию коммерческих связей предприятий в оптовой торговле.
- 25. Управление товарными запасами в оптовом торговом предприятии
- 27. Ассортимент потребительских товаров: понятие и формирование.
- 28. Организация закупочной деятельности в розничном торговом предприятии.
- 30. Содержание страхования и его значение в коммерческой деятельности субъектов рынка.
- 31) Предприятия как основной субъект экономики
- 32.Классификация предприятий в сфере коммерции.
- 33.Торгово-технологические процессы как основа организации и проектирования предприятий в сфере коммерции.
- 34.Основной и оборотный капитал предприятия в сфере коммерции.
- 35) Понятие, классификация и оценка основных средств предприятия в сфере коммерции
- 37.Показатели наличия, состояния и использования основных средств предприятия в сфере коммерции
- 38.Направления повышение эффективности использования основных фондов предприятий торговли
- 39. Понятие классификация и оценка нематериальных активов предприятия в сфере коммерции
- 40) Понятие, состав и структура оборотных средств предприятия в сфере коммерции
- 41)Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия в сфере коммерции
- 42)Пути повышения оборачиваемости оборотных средств предприятий торговли
- 43)Трудовые ресурсы предприятий торговли. Специфические особенности труда работников торговли
- 44)Понятие, показатели и факторы роста производительности труда работников предприятия в сфере коммерции
- 45)Экономическая сущность, формы и системы оплаты труда работников предприятия
- 46)Товарооборот и его роль в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия
- 47)Товарное обеспечение товарооборота, товарные ресурсы.
- 48)Виды и источники формирования доходов предприятий торговли.
- 49)Расходы торгового предприятия и пути их снижения
- 50)Формирование издержек обращения торгового предприятия и их минимизация.
- 51. Управление затратами на производство и реализацию продукции.
- 52. Законодательное обеспечение налогообложения. Налоговые режимы.
- 53. Выбор режима налогообложения субъектов малого бизнеса
- 54. Прибыль как главная цель деятельности предприятия в сфере коммерции и ее формирование.
- 55. Распределение и использование прибыли предприятия в сфере коммерции.
- 56. Понятие рентабельности. Система показателей рентабельности коммерческой организации.
- 57. Задачи и последовательность экономического анализа коммерческой деятельности предприятия.
- 58. Функции и базовые элементы налогов. Классификация налогов.
- 1. По способу взимания налогов
- 2. По субъекту-налогоплательщику
- 3. По органу, который устанавливает и конкретизирует
- 4. По порядку введения налога
- 5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж
- 59. Понятие, функции и виды цен на товары и услуги.
- 60. Методы ценообразования в сфере коммерции.
- 61.Торговля как отрасль экономики: сущность, особенности, значение, функции, виды
- По объемам купли-продажи торговля делится на;
- 62.Роль и методы планирования в управлении торговым предприятием
- 63.Цели, структура и содержание бизнес-плана предприятия торговли
- 64.Поведение потребителей и методы его изучения
- 65.Розничная торговая сеть: понятие и методы размещения
- 66.Оптовая торговая сеть: понятие и задачи функционирования
- 68.Государственное регулирование торговли в рф
- 69.Товарные склады и их роль в торговой деятельности
- 81. Предпосылки развития логистики
- 82. Этапы развития логистики
- 83.Функции логистики
- 84.Учет издержек в логистике
- 85. Сущность и задачи закупочной логистики
- 86.Понятие производственной логистики
- 87.Понятие и задачи распределительной логистики
- 88.Сущность и задачи транспортной логистики
- 89.Выбор вида транспорта в логистике
- 90.Понятие и формирование системы логистического сервиса
- Виды работ в области логистического сервиса
- Этапы формирования системы логистического сервиса
- 2.5.2. Критерии качества логистического обслуживания
- Группы продукции по уровням качества