logo
ГОСЫ

56. Понятие рентабельности. Система показателей рентабельности коммерческой организации.

Рентабельность –это показатель, который характеризует эффективность применения или потребления ресурсов; он показывает величину прибыли, полученной предприятием в расчете на единицу примененных или потребленных ресурсов.

Под примененными ресурсами подразумевают внеоборотные активы, а под потребленными —в первую очередь затраты ма­териалов, энергоносителей, труда и т. п.

Это показатель эффективности производственной деятельности предприятия за определенный период.

Показатель рентабельностив любом случае отражает отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: стоимость основных производствен­ных фондов и нормированной величины оборотных средств, затрат на годовой объем производства продукции, себестои­мость единицы продукции и т. д.

К наиболее распространенным в практике отечественных предприятий относятся следующие показатели рентабельности.

Рентабельность производства Рп – это отношение прибыли за отчетный период (за год) к среднегодовой стоимости ос­новных средств (производственных фондов) и нормируемых оборотных средств.

Определяется по формуле

где Пп – прибыль за период, руб.; ОСс – среднегодовая сто­имость основных средств, руб.; НОС – норматив оборотных средств, руб.

Рентабельность реализованной продукциирассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к зат­ратам на годовой объем производства продукции: ' гдеРрп – рентабельность продукции; П – прибыль от реали­зации продукции; Спр – полная себестоимость реализованной продукции.

Разновидностью рентабельности продукции является рентабельность изделия, которая определяется как отношение прибыли, полученной от реализации изделия соответствующего наименования, к себестоимости ее производства.

В производственных условиях рентабельность различных видов изделий Ри может быть рассчитана по формуле

где Ри – рентабельность изделия; Ц , Си – соответственно цена и полная себестоимость изделия.

Рентабельность продаж Р характеризует прибыльность продаж и показывает величину прибыли на один рубль продаж.

Определяется по формуле

Где, П – прибыль от реализации продукции ВР – выручка за реализацию продукции.