2. Структура организационно-экономического механизма регулирования заработной платы и ее регулирование на рынке труда
Основными задачами организации заработной платы на современном этапе социально-экономического развития Республики Беларусь являются:
• кардинальное повышение реальной заработной платы;
• установление и обеспечение государственных гарантий в области оплаты труда, усиление законодательной защиты права работников на своевременное получение начисленной заработной платы;
• поэтапное приближение минимальной оплаты труда и тарифной ставки 1-го разряда единой тарифной сетки (ЕТС) к величине минимального потребительского бюджета;
• формирование конкуренции на всех рынках труда и развитие рыночных механизмов регулирования заработной платы;
• устранение необоснованной дифференциации в оплате равного по количеству и качеству труда на предприятиях различных отраслей экономики;
• повышение мотивационного потенциала заработной платы.
Решение перечисленных задач определяется многогранным понятием заработной платы. В заработной плате выражаются противоречивые экономические и социальные интересы собственников и работающих, предприятия и государства. Заработная плата является основным источником воспроизводства рабочей силы, поэтому работники заинтересованы в ее увеличении. В свою очередь, для собственника предприятия при существующем понимании заработной платы это затраты, которые нужно сокращать в целях обеспечения конкурентоспособности товаров и расширенного воспроизводства капитала и которые одновременно позволяют поддерживать заработную плату на уровне обеспечения расширенного воспроизводства рабочей силы, удовлетворения потребности предприятия в труде. Для государства заработная плата — основная налогооблагаемая база и показатель жизненного уровня населения страны, а поэтому заработную плату необходимо повышать, но делать это нужно так, чтобы не повышать налоговую нагрузку на труд (заработную плату) и не снижать конкурентоспособность производимых товаров.
В любом случае повышение заработной платы возможно лишь за счет обеспечения роста производительности труда и за счет структурных сдвигов в себестоимости продукции путем снижения материальных затрат и соответствующего повышения заработной платы при получении одного и того же (или большего) дохода при реализации продукции.
Обеспечение сочетания разнообразных социальных и экономических интересов собственников, работающих и государства требует понимания структуры и принципов функционирования организационно-экономического механизма регулирования заработной платы .
Основой организационно-экономического механизма регулирования заработной платы является сочетание и взаимосвязь форм и методов регулирования заработной платы на рынке.
Субъекты организационно-экономического механизма регулирования заработной платы
Государство
Профсоюзы
Предприятия
Структурные элементы организационно-экономического механизма
Государственное регулирование | Договорное регулирование (социальное партнерство между работодателями, профсоюзами и государством) | Регулирование Заработной платы на рынке труда | Управление заработной платой на предприятии |
|
|
|
|
Формы и методы
Прямое и косвенное государственное регулирование
|
| Генеральные, региональные и отраслевые соглашения. Коллективные договоры на предприятиях | Соотношение конкуренции, спроса и предложения на рабочую силу. Цена рабочей силы |
| Прогнозирование, планирование, организация, учет, анализ, контроль |
Объектами механизма являются:
правовое регулирование заработной платы;
• минимальная заработная плата;
• минимальный потребительский бюджет;
• бюджет прожиточного минимума;
• индексация заработной платы в связи с инфляцией;
• система налогообложения заработной платы;
тарифная система оплаты труда (тарифно-квалификационные справочники, единая тарифная сетка, тарифные ставки и должностные оклады);
формы и системы оплаты труда;
нормирование труда и нормированные задания;
формирование средств на оплату труда;
доплаты и надбавки за условия и результаты труда;
системы премирования.
Государственное и договорное регулирование организации заработной платы
Назначение государственного регулирования оплаты труда состоит в создании необходимых условий для реализации основных функций заработной платы.
Государственное регулирование заработной платы предполагает:
• содействие экономическому росту, увеличение количества рабочих мест с тем, чтобы спрос на рабочую силу опережал ее предложение на рынке труда;
• законодательное установление и обеспечение минимальных гарантий в области заработной платы;
• реальное отражение затрат на воспроизводство рабочей силы при формировании минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума;
• сокращение расслоения населения по уровню заработной платы за счет осуществления различных налоговых и иных мер перераспределения доходов граждан;
• регулирование размера заработной платы государственных служащих и работников бюджетной сферы в зависимости от эффективности их труда;
• сохранение покупательной способности населения посредством индексации заработной платы и экономически обоснованной адаптации ее к расширению платности социальных услуг и жилья;
• обеспечение правовой защиты населения в области своевременной выплаты заработной платы;
• создание условий для конструктивного социального партнерства и деятельности профсоюзов, объединений работодателей;
• проведение мониторинга заработной платы, отслеживание процессов, связанных с изменением уровня заработной платы, стоимостью жизни, и обеспечение этой информацией участников регулирования организации заработной платы для принятия ими необходимых эффективных мер.
Государственное регулирование организации заработной платы включает два направления: 1) правовое регулирование; 2) создание нормативной базы для организации тарифной системы оплаты труда.
Правовое регулирование заработной платы – установление минимальной заработной платы (МЗП), минимального потребительского бюджета (МПБ), бюджета прожиточного (физиологического) минимума (БПМ), налогообложение заработной платы физических лиц.
Минимальная заработная плата — социальный норматив, определяющий гарантированный минимум заработной платы (нижняя граница цены рабочей силы), который устанавливается государством в законодательном порядке с целью обеспечения вознаграждения за труд наименьшей сложности и простого воспроизводства рабочей силы. МПЗ подлежит обязательной выплате работникам при соблюдении установлен ной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении ими трудовых обязанностей (норм труда) на предприятиях всех форм собственности.
Существенная роль в государственном регулировании заработной платы принадлежит государственной системе налогообложения. Имеется в виду прямое воздействие государства через шкалу подоходного налога на перераспределение доходов от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения.
Подоходный налог исчисляется и удерживается ежемесячно нарастающим итогом с начала календарного года с суммы облагаемого дохода работника, уменьшенной на доходы, не облагаемые подоходным налогом.
Организация тарифной системы оплаты труда включает тарифно-квалификационные справочники, единую тарифную сетку, тарифные ставки и должностные оклады.
Важным элементом государственного регулирования заработной платы является создание эффективного механизма ее индексации, т.е. повышения заработной платы, позволяющего частично или полностью возмещать работающим удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация заработной платы является одной из форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленной на поддержание и восстановление покупательной способности населения.
Экономически оправданной считается индексация заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (повышение заработной платы в соответствии с ростом цен) нецелесообразна, поскольку она в свою очередь может провоцировать инфляционный рост цен. В большинстве стран с переходной экономикой применяется, как правило, относительно низкая степень индексации, т.е. частичная.
Меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень и дифференциацию заработной платы существенно дополняет система коллективно-договорного регулирования социально трудовых отношений.
Наряду с государственным регулированием организации заработной платы существует договорное регулирование (социальное партнерство).
Социальное партнерство — это совместная деятельность правительства государства, предпринимателей и профсоюзов, направленная на согласование интересов и решение проблем в социально-трудовых отношениях и производственной деятельности людей. Предметом договоров являются механизм регулирования оплаты труда, занятость, продолжительность рабочего времени и времени отдыха; условия труда, социальная обеспеченность и социальные гарантии для работников определенной отрасли или территории.
Равноправными субъектами социального партнерства признаются представители:
• наемных работников – органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в порядке, установленном законодательством в соответствии с их уставами;
• работодателей (объединений работодателей) – руководители предприятий или другие полномочные представители в соответствии с их уставом, лица и полномочные органы объединений работодателей;
• органов государственной власти – правительство государства или соответствующие органы исполнительной власти и органы местного управления.
В зависимости от уровня переговоров разрабатываются и принимаются генеральные, отраслевые, региональные и транснациональные соглашения, а на уровне предприятия – коллективные договора.
- Лекция. Система планирования деятельности предприятия
- 1. Сущность и принципы системы планирования, виды планирования
- Классификация видов плана
- 2. Основные методы планирования на предприятии
- 2. Стратегическое планирование
- 3. Особенности стратегического, текущего (тактического) и оперативно-производственного планирования
- Тактическое планирование
- Лекция. Бизнес-план развития предприятия и методические основы его разработки
- Этапы разработки бизнес-плана
- Структура и содержание бизнес-плана
- 2. Производственная программа предприятия
- 2.1. Понятие и назначение производственной программы предприятия
- 2. Структура и показатели производственной программы предприятия
- Раздел 1. Мощность на начало планового периода:
- 2. Структура организационно-экономического механизма регулирования заработной платы и ее регулирование на рынке труда
- Лекция тарифная система оплаты труда
- Лекция. Формы и системы оплаты труда
- 1. Формы и системы заработной платы
- 1. Издержки и затраты, образующие себестоимость продукции, расходы и их классификация
- 2. Методические основы формирования себестоимости продукции (работ, услуг) и классификация ее видов
- 3. Калькулирование себестоимости продукции
- Себестоимость продукции
- Лекция. Цены и ценообразование в апк
- 1. Функции цен, факторы ценообразования, классификация цен.
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- Министерство экономики
- Облисполкомы и Минский горисполком
- 2. Инвестиционная деятельность предприятия
- 3. Инвестиционный проект
- 4. Методы оценки эффективности принимаемых решений по инвестиционным проектам