logo
KONSPEKT_lektsy_dlya_3-go_kursa_1_semestr

2.1. Понятие и назначение производственной программы предприятия

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответ­ствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требова­ниям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.

Основой для разработки производственной программы слу­жит план продаж. Цель планирования продаж состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенкла­туру товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом про­филю производственно-хозяйственной деятельности предприя­тия и возможно полнее удовлетворяла их потребности. Плани­рование продаж заключается в определении характера новых товаров, соотношения объема выпуска старых и новых изде­лий, уровня цен и конкурентоспособности продукции, гаран­тий, качества сервиса и других параметров продукции. Реше­нием указанных задач на предприятии занимается отдел мар­кетинга совместно с другими службами. Основная функция маркетинга заключается в координации НИОКР, комплексном исследовании рынка, формировании рынка и стимулировании сбыта для достижения основной цели — завоевания возможно большей доли рынка, обеспечивающей прибыльную работу предприятия.

Место производственной программы в системе показателей работы предприятия показано.

Основу производственной программы составляют стратеги­ческий план и портфель заказов предприятия. На базе страте­гического плана разрабатывается план инноваций, определяю­щий производственную мощность предприятия и новые виды продукции, а на базе портфеля заказов и плана инноваций — производственная программа. Задания производственной про­граммы определяют показатели остальных разделов плана предприятия: плана по издержкам, прибыли и рентабельности; плана по персоналу; плана материально-технического обеспече­ния и др.

Рис.Связь производственной программы с другими показателями работы предприятия

Портфель заказов должен включать следующие группы то­варов:

• основную, включающую товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли;

• поддерживающую, состоящую из товаров, стабилизирую­щих доходы от продаж и находящихся в стадии зрелости;

• стратегическую, включающую товары, призванные сти­мулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста и зрелости;

• тактическую, охватывающую товары, призванные стиму­лировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста и зрелости;

• снимаемую с продажи и включающую товары, находящи­еся в стадии насыщения и спада.

Производственная программа разрабатывается на всех пред­приятиях, выпускающих продукцию для реализации потреби­телям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Про­изводственная программа включает расчеты объема производ­ства продукции (работ, услуг) и его обоснование производствен­ными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами.

Содержание производственной программы зависит от раз­личных факторов. В зависимости от сферы производства раз­личают продукцию материального производства (промышлен­ную, сельскохозяйственную, строительную и др.) и услуги сферы нематериального производства (транспортировку, тор­говлю, обучение, лечение и т.д.). В каждой отрасли произ­водства выделяют группы и подгруппы выпускаемой продук­ции и оказываемых услуг. Так, в промышленности есть авто­мобилестроение, ткацкое и швейное производство, обувное. Услуги также классифицируются по группам и подгруппам. Например, транспортные услуги подразделяются на железно­дорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие пе­ревозки.

Различные виды производственных товаров и оказываемых услуг называются номенклатурой производственной програм­мы. Ассортимент продукции (услуг) – развернутый, детали­зированный перечень отдельных позиций номенклатуры по ти­пам, сортам, размерам и иным признакам.

Предприятия промышленности формируют производствен­ную программу на основе: государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потре­бительского спроса.

Государственный заказ доводится предприятиям, произво­дящим продукцию, имеющую важное народнохозяйственное значение. Система государственных заказов распространена во всех странах с развитой рыночной экономикой и не противоре­чит ее принципам. Более того, получение государственного за­каза является престижным для предприятия и производится, как правило, на конкурсной основе. Государственный заказ предоставляется тем предприятиям, которые обеспечивают бо­лее эффективное его выполнение. В Республике Беларусь зада­ния государственного заказа подлежат обязательному включе­нию в производственную программу. В отношении предприя­тий, необоснованно уклоняющихся от выполнения государ­ственного заказа, органами государственного управления могут быть приняты штрафные санкции.

При разработке производственной программы предприятия применяются натуральные, трудовые и стоимостные методы измерения. Они позволяют вести планирование, учет и конт­роль себестоимости, объемов продаж, номенклатуры, ассорти­мента, трудоемкости выпускаемой продукции.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и др.) характеризуют производственную специализацию предприя­тия и долю на рынке. В расчете на единицу продукции устанав­ливаются технологические нормы расхода сырья, энергии, ра­бочего времени, рассчитывается себестоимость изделия (услу­ги). Без натуральных измерителей невозможно определить пот­ребность в производственной мощности и ее использование. На­туральные измерители наиболее полно и правильно характери­зуют рост производительности труда, но применимы только для продукции однородного назначения.

Трудовые измерители – часы и минуты рабочего време­ни – применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производ­ственной программы. Наиболее распространенный показа­тель – трудоемкость или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рас­считываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормиро­ванию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах.

Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем произведенной продукции (услуг). Единица измерения – национальная валюта. Кроме того, для характе­ристики экспорта может применяться валюта других стран, например доллар США или евро.

В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (реализованная продукция), товарная и ва­ловая продукция, чистая и условно чистая продукция, валовой и внутрипроизводственный обороты.

Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная про­дукция. Объем продаж более объективно отра­жает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги. Показатель реализован­ной продукции в соответствии с логикой должен применяться только для предприятий сферы материального производства, выпускающих продукцию. В условиях рыночной экономики большинство предприятий создают продукцию и выполняют услуги, поэтому показатель объема продаж применим для всех предприятий.